Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-28980/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А55-28980/2012


Резолютивная часть постановления изготовлена 08 июля 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Энергостроймонтаж-2" - Блохин В.С., конкурсный управляющий, копия паспорта приобщена к материалам дела,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
от Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска - извещен, не явился,
от Мэрии г.о. Тольятти - извещен, не явился,
от Степаненко Александра Владимировича - извещен, не явился,
от Меркулова Олега Михайловича - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 марта 2013 года по делу N А55-28980/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергостроймонтаж-2", (ОГРН 1026303943203), Самарская область, г. Тольятти,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
Мэрии г.о. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
Степаненко Александра Владимировича, Самарская область, г. Тольятти,
Меркулова Олега Михайловича, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Энергостроймонтаж-2" обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Энергостроймонтаж-2" 1659/117974 долей земельного участка площадью 7663 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Офицерская, 21, кадастровый (или условный номер) объекта 63:09:010101:8У04 (0)//0065:11:1057:021:0:0 и обязании устранить допущенные нарушения прав ООО "Энергостроймонтаж-2" путем принятия в месячный срок решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе указывает, что решение Арбитражного суда Самарской области является незаконным, нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, так как в обжалуемом судебном акте имеет место несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также судебный акт вынесен с неправильным применением и нарушением норм материального права.
Податель жалобы указывает, что единственным документом, удостоверяющим право на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации права, которое находится в распоряжении заявителя, однако, заявителем данный документ не представлен.
В реестре федерального имущества указанный объект отсутствует.
Податель жалобы ссылается также на то, что Территориальное управление, в рамках представленных в положении полномочий, не принимает решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, указанные решения принимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Энергостроймонтаж-2" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Энергостроймонтаж-2", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2012 по делу N А55-10420/2011, Общество с ограниченной ответственностью "Энергостроймонтаж-2" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника. Указанным решением суда в отношении ООО "Энергостроймонтаж-2" открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев; конкурсным управляющим утвержден Блохин Владимир Сергеевич.
Определением от 06.11.2012 по делу N А55-10420/2011 срок конкурсного производства в отношении ООО "Энергостроймонтаж-2" продлен на три месяца, указанный срок исчисляется с 07.11.2012.
ООО "Энергостроймонтаж-2" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит 1659/117974 долей земельного участка площадью 7663 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Офицерская, 21.
Условный номер объекта: 63:09:010101:8У04 (0)//0:0000000:0//0065:11:1057:021:0:0.
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП от 26.05.2012 (л.д. 9).
В соответствии с информацией, указанной в выписке из ЕГРП от 10.10.2012 (л.д. 10 - 11), собственником указанного земельного участка площадью 7663 кв. м на основании записи N 63-09-1/2000-34810.1 от 09.12.2000 является Российская Федерация.
10.09.2012 ООО "Энергостроймонтаж-2" в лице конкурсного управляющего обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
ТУ Росимущества в Самарской области решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Энергостроймонтаж-2" 1659/117974 долями земельного участка площадью 7663 кв. м не принято.
Письмом от 02.10.2012 ТУ Росимущества в Самарской области сообщило заявителю о том, что обществу в целях прекращения права необходимо представить документы в соответствии со статьей 53 Земельного кодекса РФ и Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 N 621 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки" (л.д. 8).
Судом первой инстанции правомерно сделана ссылка на то, что положениями статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
- - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
- - кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
- - документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Кроме того, в статье 53 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Согласно указанного выше письма от 2.10.2012 года ТУ Росимущества в Самарской области отказывает заявителю именно по причине непредставления последним документов, указанных выше. При этом, заинтересованное лицо предлагает заявителю повторно обратиться к ТУ Росимущества в Самарской области с аналогичным заявлением с приложением необходимых документов.
Из материалов дела, представленных Мэрии г.о. Тольятти следует, что 1659/117974 долей указанного земельного участка площадью 7663 кв. м предоставлены заявителю на основании постановления Мэра г. Тольятти от 07.12.2000 N 3496-1/12-00.
Судом правильно указано на то, что исполнительный орган государственной власти (в рассматриваемом случае - ТУ Росимущества в Самарской области), запрашивает у заявителя документы, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (их копии, сведения, содержащиеся в них), несмотря на наличие указанных документов в органе местного самоуправления (в рассматриваемом случае - Мэрии г. Тольятти).
Судом верно отмечено, что статьей 53 Земельного кодекса РФ предоставление каких-либо документов за исключением копии документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); кадастрового паспорта земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка); документов, удостоверяющих право на землю, а в случае их отсутствия - копии решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, не предусмотрено.
Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, а именно: его разделом "Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления", предусмотрено предоставление следующих документов для получения государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки: 1) заявление в письменной форме или форме электронного документа (при наличии электронной подписи) по образцу согласно приложению 3 к Административному регламенту, содержащее следующую информацию: наименование органа, в который направляется заявление; фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации заявления; суть заявления; личную подпись и дату; 2) копию документа, удостоверяющего личность (для гражданина); 3) к заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; 4) копии документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае наличия); 5) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае наличия).
В процессе рассмотрения настоящего дела арбитражным судом направлялся запрос в Управление Росреестра по Самарской области о наличии в ЕГРП зарегистрированных прав на земельный участок и объекты недвижимости, расположенные на нем.
Согласно ответу Управления Росреестра по Самарской области от 15.03.2013 N 12-1718 имеющемуся в материалах дела, Управлением представлен исчерпывающий перечень правообладателей указанного земельного участка (как собственников, так и обладателей иных вещных прав).
Судом правильно учтено, что поскольку собственником земельного участка является Российская Федерация, то ТУ Росимущества в Самарской области располагает собственным свидетельством о государственной регистрации права, в котором в качестве субъекта права указана именно Российская Федерация.
Поэтому ссылка Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на то, что совместно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не представлено свидетельство о государственной регистрации права, правомерно отклонена судом.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, выразившиеся в не принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, не соответствуют требованиям ст. 53 Земельного кодекса РФ и нарушают права заявителя, препятствуя завершению процедуры конкурсного производства, и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные обществом требования.
Доводы подателя жалобы апелляционный суд считает необоснованными, поскольку в соответствии с п. 2.12. Административного регламента для принятия решения о прекращении прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки Росимуществом (территориальными органами Росимущества) документы от государственных органов власти или органов местного самоуправления запрашиваются самостоятельно.
Согласно пп. "д" п. 4.7 Положения о Территориальном органе Росимущества Территориальное управление Росимущества в Самарской области обязано было подготовить и направить в Федеральное агентство предложения по отказу ООО "Энергостроймонтаж-2" от права пользования земельным участком.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 марта 2013 года по делу N А55-28980/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)