Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2014 ПО ДЕЛУ N А10-778/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N А10-778/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июня 2014 года по делу N А10-778/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д-С.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),

установил:

дачное некоммерческое товарищество "Ботаника" (г. Улан-Удэ; ОГРН 1050302979099; далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - Управление Росимущества), выразившегося в нерассмотрении заявления товарищества от 22.11.2013 и непринятии решения об объединении земельных участков в земельный участок с кадастровым номером 03:24:022218:358, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя судебные акты по мотиву неправильного применения норм процессуального права и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта, Управление Росимущества полагает, что суды не дали надлежащей оценки обстоятельствам дела, не учли, что решение об объединении земельных участков должно принимать Росимущество, а не его территориальный орган.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Арбитражными судами установлено, что 11.09.2006 между Управлением Росимущества и товариществом (арендатор) заключен договор аренды N 14/06 земельного участка, находящегося в федеральной собственности, общей площадью 90 000 кв. м из земель поселений с кадастровым номером 03:24:022218:0037, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Иванова 73, в 40 м на север для использования под размещение товариществом с правом возведения на земельном участке жилых домов, с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строениях и сооружениях, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.
Стороны подписали дополнительное соглашение от 04.08.2009 N 1 к договору аренды, согласно которому в связи с разделом земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 03:24:022218:0037, осуществленным в соответствии с проектом организации и застройки территории товарищества в порядке статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации на 87 земельных участков, пункт 1.1 договора аренды изложен в новой редакции.
Управлением Росреестра с товариществом 05.08.2009, 11.11.2009, 30.09.2013 и 28.11.2013 заключались дополнительные соглашения N 2, 3, 4, 5 к договору аренды.
Товарищество 22.11.2013 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в котором просило передать в совместную собственность членов товарищества земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 5,830 га, кадастровый номер 03:24:022218:358 в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", также просило произвести слияние земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:0222:18:98, 03:24:0222:18:78, 03:24:0222:18:43, 03:24:0222:18:97, 03:24:0222:18:105, 03:24:0222:18:55, 03:24:0222:18:96, 03:24:0222:18:106, 03:24:0222:18:54, 03:24:0222:18:95, 03:24:0222:18:69, 03:24:0222:18:45, 03:24:0222:18:89, 03:24:0222:18:75, 03:24:0222:18:47, 03:24:0222:18:88, 03:24:0222:18:72, 03:24:0222:18:118, 03:24:0222:18:87, 03:24:0222:18:73, 03:24:0222:18:119, 03:24:0222:18:80, 03:24:0222:18:108, 03:24:0222:18:49, 03:24:0222:18:81, 03:24:0222:18:109, 03:24:0222:18:50, 03:24:0222:18:101, 03:24:0222:18:110, 03:24:0222:18:51, 03:24:0222:18:102, 03:24:0222:18:111, 03:24:0222:18:60, 03:24:0222:18:116, 03:24:0222:18:112, 03:24:0222:18:61, 03:24:0222:18:114, 03:24:0222:18:113, 03:24:0222:18:62, 03:24:0222:18:83, 03:24:0222:18:57, 03:24:0222:18:130 для образования многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 03:24:022218:358.
Управление Росимущества 24.01.2014 направило документы товарищества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и попросило направить мнение Росимущества о возможности принятия решения о слиянии земельных участков и их передачи в собственность товарищества в соответствии с законодательством.
Управление Росимущества письмом от 28.01.2014 N 02-04-406 сообщило товариществу о направлении документов в адрес Росимущества.
В связи с несоблюдением Управлением Росимущества установленного срока для принятия решения по заявлению товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, счел доказанным факт незаконного бездействия Управления Росимущества, которое обладает полномочиями по принятию решения по заявлению товарищества.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Суды обоснованно рассмотрели заявленные товариществом требования в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым Управление Росимущества обязано доказать законность совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия) (часть 5 статьи 200); арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201).
Правильно применяя указанные нормы процессуального права, арбитражные суды обоснованно руководствовались положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) и Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
На основании пункта 4 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В статье 28 Федерального закона N 66-ФЗ определены особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям.
Согласно положениям названной статьи предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 1); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении (пункт 6).
Как правильно указали суды, основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность. Таким образом, некоммерческое объединение граждан обладает исключительным правом на приобретение земельного участка для ведения дачного хозяйства в порядке, установленном названными правовыми нормами.
Порядок образования земельных участков регламентирован статьей 11.2 Земельного кодекса, в соответствии с которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1); земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса определено, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Суды двух инстанций, указав, что сроки рассмотрения заявлений об объединении земельных участков Федеральным законом N 66-ФЗ не установлены, обоснованно применили к рассмотрению вопроса об объединении земельных участков положения пункта 6 статьи 28 указанного Закона, устанавливающего двухнедельный срок для рассмотрения заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Установив, что Управление Росимущества в нарушение вышеуказанных требований в установленный срок не решило вопрос об объединении земельных участков, а также до истечения указанного срока не совершило иных действий по рассмотрению заявления товарищества, суды пришли к обоснованному вводу о том, Управление Росимущества как уполномоченный орган обязано было рассмотреть заявление товарищества об объединении вышеперечисленных земельных участков в земельный участок с кадастровым номером 03:24:022218:358 и принять по нему соответствующее решение, в связи с чем своим бездействием Управление Росимущества допустило нарушение прав и законных интересов товарищества.
Ссылка Управления Росимущества на отсутствие у него соответствующей компетенции учтена быть не может, поскольку согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Доводы Управления Росимущества подлежат отклонению, как направленные на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, правильно установленных судами двух инстанций, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Бурятия и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда, в связи с чем судебные акты в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения с отменой мер по приостановлению их исполнения.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июня 2014 года по делу N А10-778/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июня 2014 года по делу N А10-778/2014, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года по тому же делу отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)