Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.09.2015 N Ф04-22956/2015 ПО ДЕЛУ N А27-4042/2014

Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления в части.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Распоряжением при разграничении государственной собственности на землю утверждены проекты границ земельных участков, отнесенных к собственности субъекта РФ, при этом органом местного самоуправления не учтено, что расположение спорного участка приходится на участок лесного фонда, границы которого в натуре не выделены, но определены с применением аэрокосмической съемки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2015 г. по делу N А27-4042/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Орловой Н.В.,
Тамашакина С.Н.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу администрации Кемеровского муниципального района (заинтересованного лица) на решение от 16.03.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гуль Т.И.) и постановление от 27.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Павлюк Т.В., Полосин А.Л.) по делу N А27-4042/2014 по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592) к администрации Кемеровского муниципального района (650000, г. Кемерово, ул. Совхозная, д. 1 "А", ОГРН 1024202052049, ИНН 4234002138) об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, г. Кемерово, проспект Советский, 58, ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478), департамент лесного комплекса Кемеровской области (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, 5, ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), прокурор Кемеровской области (650992, г. Кемерово, ул. Красная, 24).
В заседании приняли участие представители:
- от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (заявителя) - Зачиняев С.В. по доверенности от 19.08.2015 N 7-2-08/358;
- от прокуратуры Кемеровской области (третьего лица) - Чезганова Л.В., заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тюменской области на основании поручения от 17.08.2015 N 8-507-2014.
Суд

установил:

территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации Кемеровского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения от 21.12.2006 N 2797-р "Об утверждении проектов границ земельных участков, отнесенных к собственности Кемеровской области при разграничении государственной собственности на землю" в части включения в пункт 1 приложения к распоряжению земельного участка, ориентировочной площадью 1,5 га, с местоположением: Кемеровский район, с. Верхотомское, спортивный лагерь "Спартаковец".
Требования со ссылкой на статью 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) мотивированы тем, что вышеупомянутое распоряжение противоречит закону и нарушает права Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ), департамент лесного комплекса Кемеровской области (далее - департамент), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", прокурор Кемеровской области.
Решением от 16.03.2015 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановление от 27.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ТУ Росимущества.
Заинтересованное лицо считает, что суды необоснованно не приняли во внимание его довод о несоответствии принципу допустимости заключения кадастрового инженера, на основании которого установлено наложение земельного участка Кемеровской области на земли лесного фонда.
Полагает, что лесоустройство земель лесного фонда не заменяет кадастровые работы, а таксационное описание с достоверностью не подтверждает факт наложения или смежности земельного участка Кемеровской области по отношению к землям лесного фонда.
По мнению подателя жалобы, поскольку в отсутствие координат поворотных точек земельного участка лесного фонда не представляется возможным установить факт пересечения границ, то факт наложения земельного участка с кадастровым номером 42:04:0205010:16 на участок лесного фонда не имеет места быть, равно как и нарушение прав Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу ТУ Росимущества, прокурор Кемеровской области, департамент просят оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представители ТУ Росимущества и прокуратуры Кемеровской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителей заявителя и третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.12.2007 за субъектом Российской Федерации - Кемеровской областью было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:04:0205010:16, местоположением: Кемеровский район, примерно в 2-х км по направлению к юго-западу от ориентира с. Верхотомское (свидетельство о государственной регистрации права серии 42АВ N 670729).
Основаниями для регистрации права собственности послужили решение КУГИ от 22.09.1999 N 7-2/2665 о включении в реестр государственной собственности Кемеровской области 18 объектов спортивного лагеря "Спартаковец", расположенного в Кемеровском районе в с. Верхотомское (пункт 2), а также кадастровый план от 06.08.2007 N 42-00/07ВД-113544, выданный управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в лице его территориального отдела N 6, в соответствии с которыми названные объекты расположены на спорном земельном участке, площадью 25 289,58 м 2, с разрешенным использованием "для объектов общественно-делового значения", категории "земли особо охраняемых территорий и объектов", поставленным на кадастровый учет 06.08.2007. Поводом постановки земельного участка с кадастровым номером 42:04:0205010:16 на учет, помимо заявления КУГИ и описания земельного участка, явилось распоряжение органа местного самоуправления, которым утвержден проект его границ.
При утверждении проекта границ спорного земельного участка не было учтено, что его фактическое расположение приходится на участок лесного фонда, границы которого в натуре не выделены, но были определены с применением аэрокосмической съемки при проведении лесоустроительных работ Западно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием (далее - лесоустроительное предприятие) в период с 1999 по 2001 годы.
Согласно материалам лесохозяйственного регламента Кемеровского лесничества Кемеровской области 2010 года и описанию участка, составленному на основании материалов лесоустройства, выполненных лесоустроительным предприятием в 2001 году, лесной участок, в границах которого расположен спорный земельный участок, находится в квартале 165 (выдел 16), Барановского урочища, Барановского участкового лесничества, Кемеровского лесничества; с целевым назначением "ценные леса - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов", площадью 61 га, правообладателем которого является Российская Федерация.
ТУ Росимущества, полагая, что распоряжение администрации от 21.12.2006 N 2797-р в оспариваемой части не соответствует требованиям лесного законодательства и нарушает права Российской Федерации, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что проект границ спорного земельного участка был утвержден администрацией без учета сведений, имеющихся в лесном реестре.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Пунктом 1 статьи 6 ЛК РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 статьи 6 ЛК РФ).
На основании статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
При этом по правилам статьи 8 ЛК РФ сформированные и формируемые лесные участки находятся в федеральной собственности независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет.
Следовательно, местоположение, границы, площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования лесных участков определяются на основании, как верно отмечено судами, материалов лесоустройства - лесоустроительной проектной документации - по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади; отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации.
Лесной участок, в границах которого расположен спорный земельный участок, является частью единого землепользования (землевладения) на территории Кемеровской области площадью 1 040 700 га, поставленного на кадастровый учет 19.10.2007, с кадастровым номером 42:00:0000000:001 и разрешенным использованием "для использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов" (выписка из государственного земельного кадастра N 42-00/07ВД-161278).
Право собственности на указанное землевладение зарегистрировано за Российской Федерацией 24.06.2003 на основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 42-012/00-55/2003-222. Землевладение поставлено на кадастровый учет с ориентировочной площадью, подлежащей уточнению при межевании (без описания границ).
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" закреплено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом N 221-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
ЛК РФ предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 83 ЛК РФ.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно Вводному закону государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N А67-1041/2013).
По результатам исследования представленных в дело доказательств судами установлено, что при внесении в государственный земельный кадастр сведений о едином землепользовании и присвоении ему кадастрового номера 42:00:0000000:001 использовался план лесонасаждений, а также описание земельных участков, выполненное лесоустроительным предприятием в 1998 году, его площадь определена ориентировочно и подлежала уточнению при межевании.
Поэтому, руководствуясь приведенными нормами, принимая во внимание установленные выше обстоятельства, суды правильно указали, что границы землепользования с кадастровым номером 42:00:0000000:001 установлены и определены в соответствии с лесным законодательством, но в силу требований кадастрового законодательства считаются неустановленными.
Государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ участков в соответствии с требованиями лесного законодательства.
Между тем на момент рассмотрения настоящего дела кадастровые работы проведены не были, в связи с чем департамент обратился к кадастровому инженеру с вопросом о возможности наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, расположенные в Кемеровском лесничестве, Барановском участковом лесничестве, Барановском урочище.
Согласно заключению от 30.01.2015 кадастрового инженера при совмещении границ выдела 16 квартала 165 Барановского урочища, Барановского участкового лесничества, Кемеровского лесничества картометрическим методом путем наложения координат поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 42:04:0205010:16 на оцифрованный и векторизованный в координатах системы МСК - 42 (зона 1) план лесонасаждений Барановского лесничества федерального государственного учреждения Кемеровского сельского лесхоза инвентарный номер 56, выполненный лесоустроительным предприятием в 1998 году, выявилось наложение указанного земельного участка на земли лесного фонда. Площадь наложения составила 1,2761 га.
Оспаривая данное заключение, администрация вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ его документально не опровергло.
Кроме того, факт образования земельного участка с кадастровым номером 42:04:0205010:16 из лесных угодий, на землях сельскохозяйственного назначения, в границах бывшего совхоза "Щегловский" подтвержден управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, которое в письме от 14.01.2015 N 07/00144, адресованном в прокуратуру Кемеровской области, сообщило, что документы о предоставлении этого земельного участка или его выделении из иного ранее предоставленного земельного участка в государственном фонде данных отсутствуют, и приложило выкопировку из государственного кадастра недвижимости бывшего совхоза "Щегловский" муниципального образования "Кемеровский муниципальный район", содержащую условные обозначения, позволяющие идентифицировать спорный земельный участок как сформированный из состава земель лесного фонда.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что проект границ спорного земельного участка был утвержден администрацией без учета сведений, содержащихся в лесном реестре, вследствие чего не соответствует лесному законодательству и нарушает права и законные интересы собственника (статья 198 АПК РФ).
В связи с вышеизложенным заявленные требования ТУ Росимущества удовлетворены правомерно.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные в дело доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права, тогда как доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что к полномочиям суда кассационной инстанции не относится (глава 35 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.03.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4042/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТАМАШАКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)