Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2014 N 18АП-2254/2014 ПО ДЕЛУ N А07-13892/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. N 18АП-2254/2014

Дело N А07-13892/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2013 по делу N А07-13892/2012 (судья Айбасов Р.М.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Центр Международной Торговли Республика Башкортостан" (далее - ООО "Управленческая компания "Центр Международной Торговли", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления от 05.06.2012 N 2282 "Об отмене постановления главы администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан N 6168 от 14.12.2009 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся у автодороги "Уфа-Аэропорт" (правая сторона) в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждении акта выбора земельного участка".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АРТ-МОТОРС МБ" (далее - ООО "АРТ-МОТОРС МБ", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.12.2013 (резолютивная часть объявлена 25.12.2013) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилась Администрация и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя, так как при рассмотрении дела N А07-7612/2012 арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050704:1063 снят с кадастрового учета, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:050704:1143, выделенный ООО "АРТ-МОТОРС МБ". Оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства, в частности, статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).
От лиц, участвующих в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках настоящего спора ООО "Управленческая компания "Центр Международной Торговли" оспаривает постановление Администрации от 05.06.2012 N 2282 "Об отмене постановления главы администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан N 6168 от 14.12.2009 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся у автодороги "Уфа-Аэропорт" (правая сторона) в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждении акта выбора земельного участка" (л. д. 21, 22).
Из материалов настоящего дела и судебных актов по делам N N А07-7612/2012 и А07-15179/2012, в которых участвовали те же лица, следует, что в Администрацию от заявителя поступило заявление от 10.06.2008 N 202-02Г о выделении земельного участка площадью 2,5 га, расположенного западнее автомобильной трассы Уфа-Аэропорт в районе озера Леневое и ул. Листопадной, для проектирования и строительства торгово-делового комплекса.
На основании указанного заявления подготовлен акт выбора земельного участка от 10.07.2008 N а-129/ю для строительства торгово-делового комплекса у автодороги "Уфа-Аэропорт" (правая сторона) в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, включающий проект границ земельного участка, в пользу ООО "Управленческая компания "Центр Международной Торговли".
Администрацией было принято постановление от 14.12.2009 N 6168 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся у автодороги "Уфа-Аэропорт" (правая сторона) в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и утверждении акта выбора земельного участка" (л. д. 23), которым утвержден названный акт выбора.
Пунктом 4 названного постановления установлено, что оно считается действительным в течение трех лет и является основанием для последующего проведения работ по формированию земельного участка, государственному кадастровому учету земельного участка в порядке, установленном федеральными законами, и принятия администрацией постановления о предоставлении земельного участка в аренду для строительства в соответствии с действующим законодательством.
Судебными актами по делу N А07-7612/2012 на основании кадастрового паспорта земельного участка от 26.10.2011 N 02/11/1-280093 установлено, что земельному участку площадью 81380+/-100 кв. м, расположенному по адресу: Республики Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, у автодороги "Уфа-Аэропорт", присвоен кадастровый номер 02:55:050704:1063, данный номер внесен в государственный кадастр недвижимости 26.10.2011, указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для проектирования и строительства торгово-делового комплекса.
Заявитель письмом от 12.03.2012 N 11-02 обратился в Администрацию с просьбой о предоставлении названного земельного участка в аренду для строительства торгово-делового комплекса.
Администрацией ответ на названное письмо дан не был, решение о предоставлении ООО "Управленческая компания "Центр Международной Торговли" в аренду земельного участка для строительства торгово-делового комплекса не принято.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного суда от 22.11.2012 по делу N А07-7612/2012 признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО "Управленческая компания "Центр Международной Торговли" в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:050704:1063, площадью 81380 +/- 100 кв. м, расположенного по адресу: город Уфа, Кировский район, у автодороги "Уфа-Аэропорт", для строительства торгово-делового комплекса.
Администрацией принято оспариваемое постановление от 05.06.2012 N 2282.
Также Администрацией принято постановление от 08.06.2012 N 2422 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся вдоль автодороги "Уфа-Аэропорт" с правой стороны по ходу движения из г. Уфы, в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и утверждении акта выбора земельного участка".
Администрацией принято постановление от 25.07.2012 N 3333 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "АРТ-МОТОРС МБ" земельного участка вдоль автодороги "Уфа-Аэропорт", с правой стороны по ходу движения из г. Уфы, в Кировский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для проектирования и строительства многофункционального комплекса с автоцентром "Мерседес-Бенц", которым предписано предоставить ООО "АРТ-МОТОРС МБ" для строительства многофункционального комплекса с автоцентром "Мерседес-Бенц" земельный участок с кадастровым номером 02:55:050704:1143, площадью 60 165 кв. м, что установлено судебными актами по делу N А07-7612/2012.
17 сентября 2012 года Управлением по земельным ресурсам Администрации (арендодатель) и ООО "АРТ-МОТОРС МБ" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 17.09.2012 N 725-12, согласно которому арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 60 165 кв. м, с кадастровым номером 02:55:050704:1143, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, вдоль автодороги "Уфа-Аэропорт", с правой стороны по ходу движения из г. Уфы, для проектирования и строительства многофункционального комплекса с автоцентром "Мерседес-Бенц", срок договора установлен с 25.07.2012 по 25.07.2015.
Информация о государственной регистрации указанного договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в материалы настоящего дела не представлена.
Кроме того, в рамках дела N А07-7612/2012 установлены следующие обстоятельства.
- Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050704:1063 поставлен на государственный кадастровый учет 26.10.2011, снят с учета 21.05.2012, статус земельного участка "аннулированный";
- земельный участок с кадастровым номером 02:55:050704:1143 поставлен на государственный кадастровый учет 11.07.2012, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для проектирования и строительства многофункционального комплекса с автоцентром "Мерседес-Бенц", адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, у автодороги "Уфа-Аэропорт", с правой стороны по ходу движения из г. Уфы; права - находится в государственной собственности, уточненная площадь - 60 165 кв. м, статус - "временный".
Также аннулированный земельный участок с кадастровым номером 02:55:050704:1063 имеет большую площадь, чем земельный участок с кадастровым номером 02:55:050704:1143. Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050704:1143 был поставлен на государственный кадастровый учет на территории, ранее занимаемой земельным участком с кадастровым номером 02:55:050704:1063, после того как последний был снят с учета.
В рамках дела А07-15179/2012 постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 признано недействительным постановление Администрации от 08.06.2012 N 2422 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся вдоль автодороги "Уфа-Аэропорт" с правой стороны по ходу движения из г. Уфы, в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и утверждении акта выбора земельного участка".
Полагая, что спорное постановление Администрации нарушает права и законные интересы заявителя и является незаконным, последний обратился в суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции указал, что заинтересованное лицо не представило доказательства наличия оснований для принятия оспариваемого постановления. Также суд отметил, что спорный ненормативный акт вынесен после обращения заявителя в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемого ненормативного акта и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого акта лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, оспариваемый ненормативный акт не соответствует требованиям действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 48 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
В нарушение указанных норм заинтересованное лицо не доказало наличие оснований для принятия спорного постановления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Из изложенных норм следует, что выбор земельного участка является первичным этапом, необходимым для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, и при наличии утвержденного акта выбора одному лицу предварительное согласование того же участка другому лицу противоречит нормам земельного законодательства и нарушает законные интересы субъекта, которому земельный участок согласован ранее.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Управленческая компания "Центр Международной Торговли" был утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения объекта строительства, земельный участок, необходимый для строительства, был поставлен на кадастровый учет в пределах срока, установленного законодательством (26.10.2011), заявитель обратился в орган местного самоуправление с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство также в пределах срока действия постановления Администрации от 14.12.2009 N 6168 (12.03.2012).
Между тем, Администрацией допущено незаконное бездействие при рассмотрении указанного заявления ООО "Управленческая компания "Центр Международной Торговли", что установлено постановлением Восемнадцатого арбитражного суда от 22.11.2012 по делу N А07-7612/2012.
Более того, Администрацией принято оспариваемое постановление от 05.06.2012 N 2282.
Указанное постановление принято ранее истечения срока действия постановления от 14.12.2009 N 6168 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся у автодороги "Уфа-Аэропорт" (правая сторона) в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и утверждении акта выбора земельного участка", дающего право заявителю на основании изложенных выше норм на продолжение процедуры получения в аренду для строительства земельного участка.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции верно отметил, что спорный ненормативный акт вынесен после обращения заявителя в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что с учетом снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:050704:1063 и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:050704:1143 нельзя говорить о нарушении оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов заявителя.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050704:1143 был поставлен на кадастровый учет на территории, ранее занимаемой земельным участком с кадастровым номером 02:55:050704:1063, как отмечено выше, установлено арбитражным судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела N А07-7612/2012.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:050704:1063 имело место без согласия заявителя.
Таким образом, спорное постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя как лица, в пользу которого ранее был утвержден акт выбора того же земельного участка под строительство.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ООО "Управленческая компания "Центр Международной Торговли" требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2013 по делу N А07-13892/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
М.И.КАРПАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)