Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Пелепец Е.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Устинович С.Е.
судей Хмель М.В., Кузнецовой Т.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, возложении обязанности по формированию земельного участка,
по апелляционной жалобе С. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 26 сентября 2013 года, которым постановлено:
"С. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации МО Кольский район в формировании земельного участка и возложении обязанности по формированию земельного участка отказать".
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., представитель С. - Б., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения представителя администрации Кольского района Мурманской области В., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, указав, что _ _ обратился в администрацию муниципального образования Кольский район с заявлением о формировании под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, ориентировочное местоположение которого: пгт ...., примыкающего к ..., расположенного на кадастровом участке N *, параллельно земельным участкам N *, ориентировочной площадью * кв. м.
Письменным сообщением главы администрации муниципального образования Кольский район от _ _ ему отказано в формировании земельного участка со ссылкой на то, что реестром услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, услуга по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства не предусмотрена.
Считая данный отказ незаконным, указывает, что в соответствии с земельным законодательством решение о формировании земельного участка принимает соответствующий орган местного самоуправления. Реестром услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципального образования Кольский район, предусмотрена услуга по предоставлению земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта, которая включает в себя работы по формированию земельного участка. Правовыми актами муниципального образования предусмотрено формирование земельного участка и постановка на кадастровый учет, которая осуществляется КУМИ Кольского района на основании решения администрации.
Просил признать незаконным решение главы администрации Кольского района Мурманской области от _ _ об отказе в формировании земельного участка и обязать в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу поручить КУМИ Кольского района провести формирование указанного земельного участка в срок, не превышающий двух месяцев.
Дело рассмотрено в отсутствие С., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представители С. - У. и Б. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации муниципального образования Кольский район и КУМИ администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства должным образом извещен, в письменном отзыве просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на отсутствие решения администрации в отношении указанного земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе С., приводя доводы, изложенные в заявлении, просит решение суда отменить и принять новое решение, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации Кольского района Мурманской области В. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились С., его представители У., представитель КУМИ администрации муниципального образования Кольский район, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подпункт 1);
- Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами.
Из положений приведенных выше норм законодательства, следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обуславливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основанием для предоставления и формирования земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объектов является принятие администрацией Кольского района решения о предоставлении земельного участка в таком порядке. В отношении испрашиваемого заявителем земельного участка решения органа местного самоуправления о его предоставлении по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта не принято, до настоящего времени земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, его разрешенное использование не определено.
Суд также посчитал, что земельным законодательством на органы местного самоуправления не возлагается обязанность по формированию конкретного земельного участка для последующего предоставления на аукционе на основании лишь одного волеизъявления заинтересованного лица.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Порядок предоставления земельного участка для жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в силу части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка.
Полномочия по формированию земельных участков, как следует из содержания вышеприведенных норм законодательства, отнесены к компетенции органа местного самоуправления.
При этом процедура формирования земельного участка предшествует предоставлению земельного участка и производится органом местного самоуправления, который инициирует формирование земельного участка.
Юридически земельный участок признается объектом правоотношений, в том числе, по его предоставлению гражданам, только в том случае, если он прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в соответствующий кадастр недвижимости.
Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлен его государственный кадастровый учет.
Исходя из изложенного, принятое по делу решение не может быть признано законным в связи с нарушением судом норм материального права.
Судом также не учтено, что порядок предоставления земельных участков на территории муниципального образования Кольского района регламентирован Положением, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Кольского района от 16 февраля 2012 N 13/3.
Разделом 7 "Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта" указанного Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства может осуществляться с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта (абзац 1 пункта 7.1).
Действие настоящего раздела Положения распространяется на все случаи, когда заявителем испрашивается земельный участок для строительства в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в черте населенного пункта (абзац 2 пункта 7.1).
Пунктами 7.4, 7.5 Положения установлено, что администрация Кольского района принимает решение о предоставлении земельного участка в порядке без предварительного согласования места размещения объекта, на основании которого КУМИ Кольского района проводит работы по формированию земельного участка: путем заключения договора со специализированной организацией выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы); осуществляет действия по определению разрешенного использования земельного участка; осуществляет действия по определению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; подготавливает проект постановления администрации Кольского района по формированию земельного участка; осуществляет мероприятия по государственному кадастровому учету такого земельного участка.
Согласно пункту 7.6 вышеназванного Положения администрация Кольского района принимает решение о формировании земельного участка и поручает КУМИ Кольского района обратиться в органы, осуществляющие государственный кадастровый учет земельных участков, с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Из содержания пункта 7.12 следует, что предоставления земельных участков в целях жилищного строительства, осуществляется только в отношении сформированных земельных участков, стоящих на государственном кадастровом учете и имеющих установленный вид разрешенного использования под жилищное строительство.
Содержание приведенных положений нормативного правового акта свидетельствует о том, что осуществление мероприятий по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта полностью зависит от решения администрации Кольского района.
Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального района может быть обусловлено особенностями развития данного района и входящего в него городского поселения н.п. ... с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
При этом в формировании земельного участка может быть отказано только по основаниям, установленным законом.
Между тем, направленное заявителю письменное сообщение носит информационный характер и не содержит установленных земельным законодательством оснований отказа в формировании земельного участка.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований нельзя признать законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, поэтому решение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принимает новое решение об удовлетворении требования о признании незаконным решения главы администрации Кольского района Мурманской области от _ _ N * "Об отказе в формировании земельного участка".
В целях устранения в полном объеме допущенных нарушений к осуществлению заявителем своих прав и свобод, руководствуясь положением части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязывает главу администрации Кольского района Мурманской области рассмотреть по существу в месячный срок в установленном законом порядке заявление С. о формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 26 сентября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление С. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Кольский район в формировании земельного участка и возложении обязанности по формированию земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение главы администрации Кольского района Мурманской области от _ _ N * "Об отказе в формировании земельного участка".
Обязать главу администрации Кольского района Мурманской области рассмотреть по существу в месячный срок в установленном законом порядке заявление С. о формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, ориентировочное местоположение участка: пгт ...., примыкающего к ..., расположенный на кадастровом участке N *, параллельно земельным участкам N 51:*, ориентировочной площадью земельного участка * кв. м.
Взыскать с администрации Кольского района Мурманской области в пользу С. расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4102
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. по делу N 33-4102
Судья: Пелепец Е.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Устинович С.Е.
судей Хмель М.В., Кузнецовой Т.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, возложении обязанности по формированию земельного участка,
по апелляционной жалобе С. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 26 сентября 2013 года, которым постановлено:
"С. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации МО Кольский район в формировании земельного участка и возложении обязанности по формированию земельного участка отказать".
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., представитель С. - Б., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения представителя администрации Кольского района Мурманской области В., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, указав, что _ _ обратился в администрацию муниципального образования Кольский район с заявлением о формировании под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, ориентировочное местоположение которого: пгт ...., примыкающего к ..., расположенного на кадастровом участке N *, параллельно земельным участкам N *, ориентировочной площадью * кв. м.
Письменным сообщением главы администрации муниципального образования Кольский район от _ _ ему отказано в формировании земельного участка со ссылкой на то, что реестром услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, услуга по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства не предусмотрена.
Считая данный отказ незаконным, указывает, что в соответствии с земельным законодательством решение о формировании земельного участка принимает соответствующий орган местного самоуправления. Реестром услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципального образования Кольский район, предусмотрена услуга по предоставлению земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта, которая включает в себя работы по формированию земельного участка. Правовыми актами муниципального образования предусмотрено формирование земельного участка и постановка на кадастровый учет, которая осуществляется КУМИ Кольского района на основании решения администрации.
Просил признать незаконным решение главы администрации Кольского района Мурманской области от _ _ об отказе в формировании земельного участка и обязать в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу поручить КУМИ Кольского района провести формирование указанного земельного участка в срок, не превышающий двух месяцев.
Дело рассмотрено в отсутствие С., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представители С. - У. и Б. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации муниципального образования Кольский район и КУМИ администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства должным образом извещен, в письменном отзыве просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на отсутствие решения администрации в отношении указанного земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе С., приводя доводы, изложенные в заявлении, просит решение суда отменить и принять новое решение, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации Кольского района Мурманской области В. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились С., его представители У., представитель КУМИ администрации муниципального образования Кольский район, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подпункт 1);
- Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами.
Из положений приведенных выше норм законодательства, следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обуславливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основанием для предоставления и формирования земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объектов является принятие администрацией Кольского района решения о предоставлении земельного участка в таком порядке. В отношении испрашиваемого заявителем земельного участка решения органа местного самоуправления о его предоставлении по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта не принято, до настоящего времени земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, его разрешенное использование не определено.
Суд также посчитал, что земельным законодательством на органы местного самоуправления не возлагается обязанность по формированию конкретного земельного участка для последующего предоставления на аукционе на основании лишь одного волеизъявления заинтересованного лица.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Порядок предоставления земельного участка для жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в силу части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка.
Полномочия по формированию земельных участков, как следует из содержания вышеприведенных норм законодательства, отнесены к компетенции органа местного самоуправления.
При этом процедура формирования земельного участка предшествует предоставлению земельного участка и производится органом местного самоуправления, который инициирует формирование земельного участка.
Юридически земельный участок признается объектом правоотношений, в том числе, по его предоставлению гражданам, только в том случае, если он прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в соответствующий кадастр недвижимости.
Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлен его государственный кадастровый учет.
Исходя из изложенного, принятое по делу решение не может быть признано законным в связи с нарушением судом норм материального права.
Судом также не учтено, что порядок предоставления земельных участков на территории муниципального образования Кольского района регламентирован Положением, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Кольского района от 16 февраля 2012 N 13/3.
Разделом 7 "Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта" указанного Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства может осуществляться с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта (абзац 1 пункта 7.1).
Действие настоящего раздела Положения распространяется на все случаи, когда заявителем испрашивается земельный участок для строительства в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в черте населенного пункта (абзац 2 пункта 7.1).
Пунктами 7.4, 7.5 Положения установлено, что администрация Кольского района принимает решение о предоставлении земельного участка в порядке без предварительного согласования места размещения объекта, на основании которого КУМИ Кольского района проводит работы по формированию земельного участка: путем заключения договора со специализированной организацией выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы); осуществляет действия по определению разрешенного использования земельного участка; осуществляет действия по определению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; подготавливает проект постановления администрации Кольского района по формированию земельного участка; осуществляет мероприятия по государственному кадастровому учету такого земельного участка.
Согласно пункту 7.6 вышеназванного Положения администрация Кольского района принимает решение о формировании земельного участка и поручает КУМИ Кольского района обратиться в органы, осуществляющие государственный кадастровый учет земельных участков, с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Из содержания пункта 7.12 следует, что предоставления земельных участков в целях жилищного строительства, осуществляется только в отношении сформированных земельных участков, стоящих на государственном кадастровом учете и имеющих установленный вид разрешенного использования под жилищное строительство.
Содержание приведенных положений нормативного правового акта свидетельствует о том, что осуществление мероприятий по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта полностью зависит от решения администрации Кольского района.
Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального района может быть обусловлено особенностями развития данного района и входящего в него городского поселения н.п. ... с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
При этом в формировании земельного участка может быть отказано только по основаниям, установленным законом.
Между тем, направленное заявителю письменное сообщение носит информационный характер и не содержит установленных земельным законодательством оснований отказа в формировании земельного участка.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований нельзя признать законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, поэтому решение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принимает новое решение об удовлетворении требования о признании незаконным решения главы администрации Кольского района Мурманской области от _ _ N * "Об отказе в формировании земельного участка".
В целях устранения в полном объеме допущенных нарушений к осуществлению заявителем своих прав и свобод, руководствуясь положением части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязывает главу администрации Кольского района Мурманской области рассмотреть по существу в месячный срок в установленном законом порядке заявление С. о формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 26 сентября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление С. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Кольский район в формировании земельного участка и возложении обязанности по формированию земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение главы администрации Кольского района Мурманской области от _ _ N * "Об отказе в формировании земельного участка".
Обязать главу администрации Кольского района Мурманской области рассмотреть по существу в месячный срок в установленном законом порядке заявление С. о формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, ориентировочное местоположение участка: пгт ...., примыкающего к ..., расположенный на кадастровом участке N *, параллельно земельным участкам N 51:*, ориентировочной площадью земельного участка * кв. м.
Взыскать с администрации Кольского района Мурманской области в пользу С. расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)