Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Хайруллиной Ф.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - администрации г. Ульяновска - Трифонова О.В., доверенность от 26.06.2014 N 72-01-12, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Трифоновой О.В., доверенность от 10.07.2014 N 1713-14,
в отсутствие:
истца - Гаражно-строительного потребительского кооператива "Альфа-ИКС" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.03.2014 9судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов С.А., Бажан П.В.)
по делу N А72-15365/2013
по заявлению Гаражно-строительного потребительского кооператива "Альфа-ИКС", г. Ульяновск, к администрации г. Ульяновска, Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа в выборе земельного участка, выраженного в письме от 28.08.2013 N 01-13/5314.
установил:
гаражно-строительный потребительский кооператив "Альфа-ИКС" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - комитет) о признании незаконным отказа в выборе земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014, требования удовлетворены. Суд признал отказ комитета в выборе земельного участка, выраженный в письме от 23.08.2013 N 01-13/5314 незаконным, обязал администрацию города Ульяновска (далее - администрация) обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1750 кв. м, под строительство гаражных боксов, северо-восточнее земельного участка кооператива по ул. Кольцевая, д. 50Б г. Ульяновска, согласно заявлению кооператива от 10.05.2012 в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения, в установленные сроки принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению кассатора судом был учтен факт того, что в настоящее администрацией ведется работа по резервированию спорного земельного участка.
До начала судебного заседания от администрации г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска поступило ходатайство о замене ответчиков Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в связи с реорганизацией.
Рассмотрев заявленное ходатайство в порядке пункта 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает его подлежащим удовлетворению.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Кооператив обратился к администрации с заявлением от 10.05.2012 об обеспечения выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения гаражных боксов на земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу.
Комитет письмом от 27.06.2012 N 01-13/3429 отказал кооперативу, указав, что рассмотрение заявления не представляется возможным. Согласно СНиП 2.07.01-89*, п. 6.37, табл. 10*, прим. 4 гаражи, открытые стоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью более 300 автомашино-мест следует размещать вне жилых районов на производственной территории на расстоянии не менее 50 метров от жилых домов. Расстояния определяются по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В 17 микрорайоне "ЮГ" расположено несколько гаражно-строительных кооперативов. Общее количество существующих гаражей превышает 500 боксов. Расстояние от крайних боксов составляет менее 25 метров. Кроме того, мэрией города Ульяновска принято решение о дальнейшем проектировании микрорайона 17 "Юг" под строительство многоквартирных жилых домов".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-13485/2012 отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме комитета от 27.06.2012 N 01-13/3429 признан незаконным. Суд обязал***
Обязать администрацию рассмотреть заявление кооператива от 10.05.2012 N 8 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 "Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Комитет рассмотрел обращение кооператива о предоставлении земельного участка и письмом от 23.08.2013 N 01-13/5314 отказал в выборе земельного участка, мотивирован тем, что администрацией в настоящее время проводится работа по резервированию земельного участка севернее земельного участка по ул. Кольцевой, д. 52, в Железнодорожном районе г. Ульяновска, для муниципальных нужд, под размещение детского сада, в связи с чем, рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка под строительство гаражных боксов не возможно.
Кооператив, полагая отказ незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561.
Согласно пункту 2 названного Положения решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. В переходный период (когда закон принят, а порядка резервирования нет) утвержденный в установленном законом порядке генеральный план, являющийся в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования и предусматривающий строительство других объектов на спорном земельном участке, следует считать препятствием для предоставления земельного участка в собственность.
Судами установлено, что в проекте планировки территории Железнодорожного района муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного постановлением Главы города Ульяновска от 07.02.2009 N 5294, отсутствует указание на резервирование земельного участка для муниципальных нужд площадью 19 100 кв. м расположенных по адресу: г. Ульяновск, севернее земельного участка по ул. Кольцевая, д. 52.
Генеральный план города Ульяновска с указанием границ зарезервированного земельного участка или подлежащего резервированию земельного участка в суд не представлен.
На дату принятия оспариваемого отказа и принятия судом обжалуемых судебных актов, решение органа местного самоуправления о резервировании земельного участка севернее земельного участка по ул. Кольцевой, д. 52 отсутствует.
Указанные обстоятельства судами установлены и кассатором не оспариваются.
Действия по проведению работ по резервированию испрашиваемого земельного участка не могут в данном случае служить основанием к отказу в удовлетворении требований кооператива.
В кассационной жалобе иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
ходатайство администрации г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о замене ответчиков Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А72-15365/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.09.2014 ПО ДЕЛУ N А72-15365/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А72-15365/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Хайруллиной Ф.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - администрации г. Ульяновска - Трифонова О.В., доверенность от 26.06.2014 N 72-01-12, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Трифоновой О.В., доверенность от 10.07.2014 N 1713-14,
в отсутствие:
истца - Гаражно-строительного потребительского кооператива "Альфа-ИКС" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.03.2014 9судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов С.А., Бажан П.В.)
по делу N А72-15365/2013
по заявлению Гаражно-строительного потребительского кооператива "Альфа-ИКС", г. Ульяновск, к администрации г. Ульяновска, Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа в выборе земельного участка, выраженного в письме от 28.08.2013 N 01-13/5314.
установил:
гаражно-строительный потребительский кооператив "Альфа-ИКС" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - комитет) о признании незаконным отказа в выборе земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014, требования удовлетворены. Суд признал отказ комитета в выборе земельного участка, выраженный в письме от 23.08.2013 N 01-13/5314 незаконным, обязал администрацию города Ульяновска (далее - администрация) обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1750 кв. м, под строительство гаражных боксов, северо-восточнее земельного участка кооператива по ул. Кольцевая, д. 50Б г. Ульяновска, согласно заявлению кооператива от 10.05.2012 в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения, в установленные сроки принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению кассатора судом был учтен факт того, что в настоящее администрацией ведется работа по резервированию спорного земельного участка.
До начала судебного заседания от администрации г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска поступило ходатайство о замене ответчиков Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в связи с реорганизацией.
Рассмотрев заявленное ходатайство в порядке пункта 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает его подлежащим удовлетворению.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Кооператив обратился к администрации с заявлением от 10.05.2012 об обеспечения выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения гаражных боксов на земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу.
Комитет письмом от 27.06.2012 N 01-13/3429 отказал кооперативу, указав, что рассмотрение заявления не представляется возможным. Согласно СНиП 2.07.01-89*, п. 6.37, табл. 10*, прим. 4 гаражи, открытые стоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью более 300 автомашино-мест следует размещать вне жилых районов на производственной территории на расстоянии не менее 50 метров от жилых домов. Расстояния определяются по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В 17 микрорайоне "ЮГ" расположено несколько гаражно-строительных кооперативов. Общее количество существующих гаражей превышает 500 боксов. Расстояние от крайних боксов составляет менее 25 метров. Кроме того, мэрией города Ульяновска принято решение о дальнейшем проектировании микрорайона 17 "Юг" под строительство многоквартирных жилых домов".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-13485/2012 отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме комитета от 27.06.2012 N 01-13/3429 признан незаконным. Суд обязал***
Обязать администрацию рассмотреть заявление кооператива от 10.05.2012 N 8 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 "Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Комитет рассмотрел обращение кооператива о предоставлении земельного участка и письмом от 23.08.2013 N 01-13/5314 отказал в выборе земельного участка, мотивирован тем, что администрацией в настоящее время проводится работа по резервированию земельного участка севернее земельного участка по ул. Кольцевой, д. 52, в Железнодорожном районе г. Ульяновска, для муниципальных нужд, под размещение детского сада, в связи с чем, рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка под строительство гаражных боксов не возможно.
Кооператив, полагая отказ незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561.
Согласно пункту 2 названного Положения решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. В переходный период (когда закон принят, а порядка резервирования нет) утвержденный в установленном законом порядке генеральный план, являющийся в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования и предусматривающий строительство других объектов на спорном земельном участке, следует считать препятствием для предоставления земельного участка в собственность.
Судами установлено, что в проекте планировки территории Железнодорожного района муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного постановлением Главы города Ульяновска от 07.02.2009 N 5294, отсутствует указание на резервирование земельного участка для муниципальных нужд площадью 19 100 кв. м расположенных по адресу: г. Ульяновск, севернее земельного участка по ул. Кольцевая, д. 52.
Генеральный план города Ульяновска с указанием границ зарезервированного земельного участка или подлежащего резервированию земельного участка в суд не представлен.
На дату принятия оспариваемого отказа и принятия судом обжалуемых судебных актов, решение органа местного самоуправления о резервировании земельного участка севернее земельного участка по ул. Кольцевой, д. 52 отсутствует.
Указанные обстоятельства судами установлены и кассатором не оспариваются.
Действия по проведению работ по резервированию испрашиваемого земельного участка не могут в данном случае служить основанием к отказу в удовлетворении требований кооператива.
В кассационной жалобе иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
ходатайство администрации г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о замене ответчиков Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А72-15365/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)