Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2015 N 12АП-8043/2015 ПО ДЕЛУ N А12-14363/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. по делу N А12-14363/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Региональный торговый комплекс" Коршунова А.Ю., действующего на основании доверенности от 03.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2015 года по делу N А12-14363/2015 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональный торговый комплекс" (400015, г. Волгоград, ул. им. Могилевича, д. 4А, ОГРН 1123459003898, ИНН 3441043420)
к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, д. 12, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Региональный торговый комплекс" (далее - ООО "Региональный торговый комплекс", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, изложенного в письме от 24.03.2015 N 5500, в предоставлении ООО "Региональный торговый комплекс" земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. Шурухина и ул. Жолудева в Тракторозаводском районе, для размещения торговых рядов в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015), обязании комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении ООО "Региональный торговый комплекс" в аренду земельного участка площадью не менее 800 кв. м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:010058:10, по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. Шурухина и ул. Жолудева в Тракторозаводском районе, для размещения торговых рядов по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) и направить заявителю проект договора аренды указанного земельного участка.

Кроме того, с комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
ООО "Региональный торговый комплекс" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя указанного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 19.02.2015 ООО "Региональный торговый комплекс" обратилось в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении в аренду в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения торговых рядов земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. Шурухина и ул. Жолудева в Тракторозаводском районе.
Письмом от 24.03.2015 N 5500 комитет земельных ресурсов администрации Волгограда сообщил заявителю, что территория, на которой предполагается размещение торговых рядов, расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:010058:10, который имеет статус ранее учтенного, сведения о правообладателях данного участка отсутствуют.
В данном письме ООО "Региональный торговый комплекс" разъяснено, что в связи с утратой с 01.03.2015 силы статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствием в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации указания на возможность предоставления земельного участка для размещения торговых рядов без проведения торгов, земельный участок будет оценен и в соответствии с требованиями действующего законодательства предоставлен с торгов на праве аренды.
ООО "Региональный торговый комплекс", полагая, что письмом от 24.03.2015 N 5500 комитет земельных ресурсов администрации Волгограда отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, данный отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции основывался на том, что заявление о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, подано обществом до начала действия новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежало рассмотрению по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
До 01.03.2015 порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, был определен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
С 01.03.2015 изменился порядок предоставления земельных участков в аренду, случаи, при которых допускается заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется по новым правилам на торгах.
Апелляционная коллегия признает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления ООО "Региональный торговый комплекс" земельного участка в аренду по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду подачи заявления до вступления в силу новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Таким образом, рассмотрение поданного до 01.03.2015 заявления о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации возможно только в случае наличия по состоянию на указанную дату утвержденной схемы размещения испрашиваемого земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что до 01.03.2015 схема расположения земельного участка, испрашиваемого обществом, не утверждена.
Представленная обществом при обращении в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда схема расположения объектов недвижимости на земельных участках (т. 1, л.д. 45) подготовлена заявителем самостоятельно, уполномоченным органом в установленном порядке не утверждалась.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что у комитета земельных ресурсов отсутствовала обязанность рассмотрения заявления общества и утверждения схемы размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории до 01.03.2015, поскольку предусмотренный пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок для выполнения данных действий истекал 19.03.2015.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку в рассматриваемом случае комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда нарушения сроков рассмотрения заявления общества не допущено, с учетом положений пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ оснований для предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка с соблюдение процедуры, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, после 01.03.2015 не имелось.
Апелляционная коллегия признает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что отказ комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в предоставлении в аренду земельного участка, изложенный в письме от 24.03.2015 N 5500, нарушает права и законные интересы ООО "Региональный торговый комплекс".
В письме от 24.03.2015 N 5500 комитет земельных ресурсов администрации Волгограда не указывал на наличие либо отсутствие у общества права на получение в аренду испрашиваемого земельного участка, а лишь разъяснил заявителю порядок предоставления земельного участка, предусмотренный действующим законодательством.
При этом ООО "Региональный торговый комплекс" не лишено права на участие в торгах по приобретению права аренды на соответствующий земельный участок, организованных в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Региональный торговый комплекс" требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2015 года по делу N А12-14363/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Региональный торговый комплекс" отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)