Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2015 N 09АП-43075/2014-АК ПО ДЕЛУ N А40-92041/14

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. N 09АП-43075/2014-АК

Дело N А40-92041/14

резолютивная часть постановления оглашена 11.12.2014
постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации
Ногинского муниципального района и Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2014
по делу N А40-92041/14, принятое судьей Лапшиной В.В.
по заявлению ООО "ДАСИ" (ОГРН 1037722015660, 111033, Москва, ул. Самокатная, дом 2А, стр. 1)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области

третьи лица: Администрация Ногинского муниципального района; Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района

- о признании незаконным решения и предписания;
- при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Кишкина И.С. по доверенности от 15.07.2014;
- от третьих лиц: Алейчик А.А. по доверенности от 12.05.2014; Алейчик А.А. по доверенности от 14.04.2014; от ООО "М-Актив" представитель не явился, извещен;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2014 в удовлетворении заявления ООО "ДАСИ" о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12.03.2014 и предписания от 17.03.2014 по жалобе N 957эп, отказано.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Администрация Ногинского муниципального района; Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района, ООО "М-Актив".
Администрация Ногинского муниципального района и Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района не согласились с выводами суда, обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "ДАСИ" (заявитель) и третьего лица ООО "М-Актив" в судебное заседание не явились, общества извещены надлежащим образом.
Представители Администрации Ногинского муниципального района, Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района, Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в Московское областное УФАС поступила жалоба участника размещения заказа ООО "М-Актив" на действия (бездействие) организатора торгов - ООО "ДАСИ" при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, д. Булгаково, южнее улицы Центральная, участок 8А, кадастровый номер 50:16:0604005:231, извещение о проведении торгов размещено на сайте torgi.gov.ru за N 220114/0134309/04.
ООО "М-Актив", как участнику размещения заказа, заявке присвоен N 5, указано на то, что организатором торгов неправомерно установлены требования об оплате победителем торгов комиссионного вознаграждения в размере 12%, требование об оплате победителем работ, связанных с проведением оценки и формированием отчета о рыночной стоимости предмета торгов, извещение о проведении торгов не содержит сведений о порядке определения участников торгов.
По результатам рассмотрения жалобы, Комиссией антимонопольного органа признана жалоба на действия организатора торгов обоснованной.
17.03.2014 выдано предписание организатору торгов об аннулировании торгов.
Не согласившись с принятым Управлением решением, ООО "ДАСИ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным.
Общие требования к проведению торгов установлены ст. ст. 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Пунктом 6 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется ст. 38.2 настоящего Кодекса.
В пункте 2 ст. 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок проведения аукциона предусмотрен ст. 38.1 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.
Порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров таких земельных участков установлен Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808.
Обжалуемые торги - аукцион на право заключения договора аренды муниципального имущества.
Согласно заявке на участие в аукционе, размещенной на сайте torgi.gov.ru, в случае победы на аукционе, победитель оплачивает комиссионные в размере 12% от продажной стоимости предмета аукциона; работы связанные с проведением работ по формированию участка, оценки и формированием отчета о рыночной стоимости.
Таким образом, в аукционной документации содержится требование об оплате специализированной организации (ООО "ДАСИ") вознаграждения, связанного с организацией проведения аукциона.
В соответствии с п. 1.1 договора-поручения N 3 от 27.12.2013, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района и Департаментом архитектурного и строительного инжиниринга. ООО "ДАСИ" - поверенный (заявитель) принимает на себя обязательства на безвозмездной основе по организации и проведению торгов (аукционов, конкурсов) по продаже или предоставлению в аренду муниципального имущества Ногинского муниципального района, а также по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Ногинского муниципального района и земельных участков на территории Ногинского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, права аренды указанных земельных участков, в том числе для жилищного строительства, комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, развития застроенной территории в 2014 году.
Из договора следует, что он заключен на основании результатов размещения заказа Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района путем проведения открытого конкурса (протокол б/н от 16.12.2013).
Согласно п. 4.1 договора-поручения N 3 от 27.12.2013 размер оплаты услуг поверенного по организации и проведению торгов определяется поверенным при подаче претендентами заявок и заключении с претендентами договоров о внесении задатков.
Согласно п. 4.2 договора-поручения N 3 от 27.12.2013 оплата затрат поверенного, если иное не предусмотрено соглашением сторон, производится за счет выгодоприобретателя (покупателя, арендатора) после проведения торгов.
Доводы заявителя со ссылкой на положения ст. 11 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ и о том, что отсутствует какой-либо запрет на оплату расходов (вознаграждения) за счет средств победителя аукциона, так как нормативно не регулируется, необоснованные.
Согласно п. 8 ст. 11 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ финансирование расходов, связанных с проведением работ, а также по формированию земельных участков, являющихся предметом торгов, в том числе кадастровых работ, а также с организацией и проведением торгов, осуществляется за счет средств бюджета Московской области и иных привлеченных средств. Если организатором торгов является специализированная организация, сумма вознаграждения по организации и проведению торгов в размере, определенном договором, предусмотренных абзацем первым части 5 настоящей статьи, возмещается организатору торгов в размере, определенном договором, предусмотренным абз. 1 ч. 5 настоящей статьи, возмещается организатору торгов за счет покупателя, определенного по результатам торгов.
В соответствии со ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено возложение на победителя торгов требования о каких-либо дополнительных затратах.
Денежные средства, полученные при проведении торгов, подлежат перечислению в бюджет муниципального образования, и не могут быть перечислены на иные счета хозяйствующих субъектов, в том числе в качестве оплаты услуг по организации и проведению таких торгов.
Требование об обязании выплаты какого-либо вознаграждения организатору торгов, в том числе в размере, который не может быть заранее исчислен (комиссионные в размере 12% от продажной стоимости предмета торгов, работы связанные с проведением работ по формированию участка, оценки и формированием отчета о рыночной стоимости), противоречит требованиям ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (зарегистрировано в Минюсте России - 11.02.2010 N 16386) не предусматривают возмещение победителем аукциона каких-либо понесенных организатором торгов, либо специализированной организацией, расходов.
Согласно п. 122 названных Правил не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных п. 121 Правил.
Суммы расходов организатора торгов в рассматриваемом деле в численном выражении не указаны.
Проведение торгов является муниципальной нуждой, а расходы, понесенные муниципальным образованием в связи с их проведением, подлежат урегулированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Определение организатора торгов и заключение с ним государственного контракта на организацию торгов на конкурсной основе путем выбора организации, предложившей лучшие ценовые условия, то есть когда вознаграждение организатора торгов имеет конкретное численное выражение и муниципальное образование выбирает организатора торгов, предложившего наименьшую цену за свои услуги.
Денежные средства, полученные при проведении торгов, подлежат перечислению в бюджет муниципального образования, и не могут быть перечислены на иные счета хозяйствующих субъектов, в том числе в качестве оплаты услуг по организации и проведению таких торгов.
Требование об обязании выплаты вознаграждения организатору торгов, в том числе в размере, который не может быть заранее исчислен (комиссионные в размере 12% от продажной стоимости предмета торгов, работы связанные с проведением работ по формированию участка, оценки и формированием отчета о рыночной стоимости), противоречит требованиям ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правилами не предусмотрено взимание каких-либо платежей, сверх платы за право владения, пользования предметом торгов.
Пунктом 8 Правил установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в извещении о проведении торгов.
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения: форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; срок принятия решения об отказе в проведении торгов; предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные; наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; наименование организатора торгов; начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; условия конкурса; место, дата, время и порядок определения участников торгов; место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
В нарушение указанного пункта, извещение о проведении торгов не содержало сведений о том, когда, где и в каком порядке будут определяться участники аукциона.
- В пункте "б" п. 25 Правил указывается, что в протоколе о результатах аукциона указывается такие сведения, как местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок;
- В протоколе об итогах аукциона отсутствует информация, предусмотренная пп. "б" и "в" Правил, а именно: данные о государственной регистрации прав на земельный участок и предложениях участников торгов.
В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) и принимает решение о необходимости выдачи предписания.
Обществом не конкретизированы ссылки на нормативные правовые акты, которым не соответствуют оспариваемые решение и предписание.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2014 по делу N А40-92041/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Н.Н.КОЛЬЦОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)