Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2015 N 15АП-12121/2015 ПО ДЕЛУ N А32-8977/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2015 г. N 15АП-12121/2015

Дело N А32-8977/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломидзе О.Г.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой А.А.,
при участии:
от ответчика: представителя Привалова Д.А. по доверенности от 10.02.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Динской район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015 по делу N А32-8977/2015 (судья Данько М.М.) по иску администрации муниципального образования Динской район к КФХ Фалчари Юрия Маисовича при участии третьего лица департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании договоров аренды земельных участков недействительными,

установил:

администрация муниципального образования Динской район (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Фалчари Юрию Маисовичу (далее - ответчик) с иском, в котором просит признать недействительными (ничтожными) договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, заключенные администрацией муниципального образования Динской район и КФХ Фалчари Ю.М.:
- ? договор аренды от 18.06.2014 N 8807000391 земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО "Агрофирма "Луч", участок N 12;
- ? договор аренды от 22.04.2014 N 8807000383 земельного участка с кадастровым номером 23:07:04020001:85 площадью 424657 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО "Агрофирма "Луч", участок N 12;
- ? применить последствия недействительности указанных выше ничтожных сделок, определив конкретные меры для этого: крестьянскому (фермерскому) хозяйству Фалчари Юрию Маисовичу в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда передать (вернуть) администрации муниципального образования Динской район земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:04020001:85.
Исковые требования мотивированы тем, что спорные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:070402001:18, на который зарегистрировано право собственности Краснодарского края, без разрешения собственника о его разделе. Администрация распорядилась участками в отсутствие полномочий.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015 в удовлетворении иска отказано.
Суд указал, что по общему правилу, установленному п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. п. 2 ст. 11.4 ЗК РФ). Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 ГК РФ). Статьей 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" перечислены государственные полномочия по распоряжению земельными участками, которыми наделены органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, среди которых - принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном федеральным законодательством; заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением.
При указанных обстоятельствах договоры подписаны администрацией в пределах предоставленных ей собственником земельных участков полномочий.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402001:18, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", общей площадью 4899641 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО "Агрофирма "Луч", участок N 12, является государственной собственностью Краснодарского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.06.2006 серия 23-АА 3 765455. В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.08.2013 N 1429 из участка с кадастровым номером 23:07:0402001:18 путем раздела были образованы иные земельные участки. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402001:18 сохранился в измененных границах. Площадь земельного участка после образования их него иных земельных участков составила 2557488 кв. м. Участков с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв. м и 23:07:04020001:85 площадью 424657 кв. м в списке образованных земельных участков не имеется. Данные земельные участки были образованы в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельным участками, находящимися в государственной собственности Краснодарская края". То есть земельные участки кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв. м и 23:07:04020001:85 площадью 424657 кв. м не были сформированы, муниципальному образованию Динской район не передавались. На земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:04020001:85 право госсобственности Краснодарского края не зарегистрировано. С учетом изложенного, обозначенные земельные участки из земель сельхозназначения были предоставлены в аренду ответчику неправомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения. Полагает, что договоры подписаны администрацией в пределах предоставленных администрации собственником земельных участков полномочий.
Департамент (третье лицо) в отзыве просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы отзыва. Пояснил, что земельные участки обрабатываются ответчиком, в настоящее время засеяны.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений администрации МО Динской район от 16.06.2014 N 753 (л.д. 11) и от 21.04.2014 N 498 (л.д. 18) Администрацией муниципального образования Динской район (арендодатель) и Фалчари Ю.М. (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения:
договор аренды от 18.06.2014 N 8807000391, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить в аренду сроком на 20 лет, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0402001:60 площадью 137283 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО "Агрофирма "Луч", участок N 12, для сельскохозяйственного производства (л.д. 7-10),
договор аренды от 22.04.2014 N 8807000387, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить в аренду сроком на 20 лет, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0402001:85 площадью 424657 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ООО "Агрофирма "Луч", участок N 12, для сельскохозяйственного производства (л.д. 14-17).
Аренда в отношении указанных земельных участков зарегистрирована в установленном порядке - выписки, л.д. 29-30, 31-32.
Как следует из представленных в дело кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:0402001:85, земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:070402001:18.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:070402001:18 зарегистрировано за Краснодарским краем - л.д. 56.
Согласно акту приема-передачи земельных участков государственной собственности от 21.07.2009 департамент имущественных отношений Краснодарского края в целях осуществления администрацией государственных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" передал администрации земельные участки согласно приложению. В Приложении поименован земельный участок кадастровым номером 23:070402001:18 - л.д. 63.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Администрация района, заключившая договоры аренды и предоставившая земельные участки сельхозпроизводителю, оспаривает эти договоры по тому основанию, что она нарушила требования действующего законодательства, а именно Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так как право собственности Краснодарского края на предоставленные крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельные участки не зарегистрировано, по акту приема-передачи данные участки администрации района краем не переданы, распоряжаться она ими не могла. Поэтому предоставившая участки сельхозпроизводителю (который по пояснениям представителя ответчика участки обработал и засеял) администрация теперь желает эти участки отобрать в порядке применения последствий ничтожных по ее мнению сделок.
Данный довод (нарушение самой администрации законодательства) является единственным, по которому администрация оспаривает заключенные сделки, поэтому апелляционный суд, как и суд первой инстанции, исходит из того, что никаких иных пороков в порядке заключения не имеется.
Исследовав материалы дела, апелляционная коллегия, как и суд первой инстанции, не усматривает законного интереса, который был бы защищен удовлетворением рассматриваемого иска и апелляционной жалобы.
Действующее в рассматриваемый период земельное законодательство закрепляло специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее Закона о фермерском хозяйстве) был предусмотрен упрощенный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Согласно положениям ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве на основании полученного заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности уполномоченный орган утверждал и выдавал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивал за свой счет выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принималось решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Действовавшее в рассматриваемый период Постановление главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства" (далее - Порядок) предусматривало предоставление земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без проведения торгов.
Согласно пункту 3.2 Порядка орган местного самоуправления в месячный срок на основании обращения департамента либо заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После чего предусматривалось выполнение заявителем в отношении земельного участка за свой счет кадастровых работ и обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
То есть, утверждение схемы отнесено к компетенции органа местного самоуправления. При этом Порядок не предусматривал возможность отказа департамента в принятии правового акта об образовании земельного участка (земельных участков) после предоставления заявителем кадастрового паспорта образуемого земельного участка (кадастровых паспортов образуемых земельных участков).
Как верно указывает представитель ответчика в отзыве на апелляционную жалобу, издание акта об образовании земельного участка в рамках описанной процедуры отнесено Порядком к обязанностям, а не правам департамента.
Как следует из представленного апелляционному суду постановления администрации муниципального образования Динской район от 04.02.2014 N 109, администрация действовала в указанном порядке: после обращения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фалчари Ю.М. была утверждена схема расположения земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402001:18, находящегося в собственности Краснодарского края, принято решение образовать для предоставления в аренду земельный участок площадью 561 365 кв. м. Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фалчари Ю.М. поручено обеспечить предоставление необходимых документов в Динской отдел филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю для постановки образованного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Следует из схемы расположения земельного участка, а также кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402001:60 (номер внесен в ГКН 02.11.2012), что в границы подлежащего образованию для целей предоставления в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фалчари Ю.М. земельного участка попал земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402001:60, площадью 137283 +/- 3242 кв. м. Поэтому 24.03.2014 в ГКН внесен кадастровый номер земельного участка 23:07:0402001:85 площадью 242657 +/- 5702 кв. м, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фалчари Ю.М. в аренду предоставлены земельные участки N 23:07:0402001:60 и N 23:07:0402001:85.
Таким образом, установлены следующие обстоятельства:
- - земельный участок с кадастровым номером 23:070402001:18 является объектом права собственности Краснодарского края, передан в установленном Законом Краснодарского края от 10 октября 2006 года N 1101-КЗ порядке администрации муниципального образования Динской район в целях осуществления администрацией государственных полномочий по распоряжению этим земельным участком;
- - земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0402001:60 и 23:07:0402001:85 образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:070402001:18, в силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат отнесению к объектам права собственности Краснодарского края;
- - администрация района действовала в порядке, установленном соответствующим периоду обращения законодательством Российской Федерации и Краснодарского края;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду (данным полномочием администрация наделена в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:070402001:18 в силу положений статьи 1 Закона Краснодарского края N 1101-КЗ и акта приема-передачи земельных участков от 21.07.2009) с учетом установленной действующим в соответствующий период законодательством процедуры предполагало образование земельного участка;
- - издание итогового акта об образовании земельного участка в рамках описанной процедуры отнесено Порядком к обязанностям, а не правам департамента.
Процедура предоставления земельного участка соблюдена, наличие полномочий администрации подтверждено, отсутствие итогового акта департамента, принятие которого является обязанностью департамента, не создает основания для признания заключенных администрацией с главой крестьянского (фермерского) хозяйства Фалчари Ю.М. сделок недействительными.
Ошибка суда в вопросе об образовании предоставленных в аренду земельных участков решением департамента не привела к принятию неверного судебного акта.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015 по делу N А32-8977/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Г.ЛОМИДЗЕ

Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)