Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2011 N 05АП-1387/2011 ПО ДЕЛУ N А51-10917/2010

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2011 г. N 05АП-1387/2011

Дело N А51-10917/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 13 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- от ООО "Сталкер ТВ": представитель Багадевич Н.Л., доверенность от 01.04.2010 сроком на три года, паспорт;
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Пламадяла С.В., доверенность N 29/03-20-22141 от 23.12.2010 сроком до 31.12.2011, удостоверение;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сталкер ТВ"
апелляционное производство N 05АП-1387/2011
на решение от 26.08.2010
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-10917/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Сталкер ТВ" (ИНН 2536201104, ОГРН 1082536004803)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе о предоставлении земельного участка площадью 1361 кв. м для целей, не связанных со строительством, оформленного письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сталкер ТВ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка площадью 1 361 кв. м для целей, не связанных со строительством, оформленном письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062, и о возложении на Департамент обязанности в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение (распоряжение) о предоставлении указанного земельного участка для установки и дальнейшей эксплуатации временной постройки для торговли сроком на три года.
Решением суда от 26.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд счел обоснованными и законными действия Департамента по отказу в предоставлении земельного участка, ввиду того, что исходя из предполагаемой цели использования испрашиваемого обществом земельного участка, входящего к тому же в состав территории общего пользования, предоставление его в аренду невозможно, поскольку это может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 названное решение суда первой инстанции отменено, требования общества удовлетворены: оспариваемые действия Департамента, признаны незаконными, как несоответствующие Земельному кодексу РФ и на него возложена обязанность в двухнедельный срок с момента принятия постановления вынести решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:230 площадью 1361 кв. м, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Русская, 57, для целей, не связанных со строительством.
Постановление мотивировано тем, что Департамент не представил суду доказательств, подтверждающих расположение спорного земельного участка в красных линиях охранной зоны трубопровода. Кроме того, апелляционный суд указал на отсутствие предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса РФ оснований, препятствующих передаче испрашиваемого земельного участка в аренду.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.02.2011 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 отменено на основании части 1 статьи 288 АПК РФ. Дело направлено на новое рассмотрение. При этом ФАС ДВО указал, что при новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует дать оценку кадастровому паспорту земельного участка от 17.07.2009 N 28-1/09-2827 и приложению к распоряжению Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 11.06.2009 N 2325 - схеме расположения земельного участка. Судом при новом рассмотрении также подлежит выяснению возможность использования испрашиваемого земельного участка для указанных в заявлении целей, в том числе с учетом градостроительной документации. Суду следует разрешить вопрос о возможности размещения на спорном земельном участке указанного в заявлении общества временного объекта (принимая во внимание содержание эскизного проекта торгового павильона) и установить повлечет либо нет размещение обществом временного объекта на земельном участке нарушение прав третьих лиц - владельцев инженерных коммуникаций, а также повлияет ли это на беспрепятственное пользование неограниченным кругом лиц территории общего пользования - автодороги.
При новом рассмотрении дела общество указало на то, что испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, его использование предполагает лишь соблюдение определенного режима (т.е. рекомендации СНиП), в связи, с чем отсутствует запрет на заключение сделки - договора аренды. ООО "Сталкер ТВ" также считает, что расположение павильона (временной конструкции) площадью в 204 кв. м не попадает в расположение охранной зоны тепловых сетей, таким образом не нарушает прав собственника (владельца данных сетей), поскольку целевое назначение земельного участка не связано с капитальным строительством.
В судебном заседании 13.04.2011 общество поддержало доводы жалобы.
Департамент в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2010 отмене или изменению не подлежит.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, общество 20.08.2008 обратилось в Департамент с заявлением (входящий N 29-8887) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 760 кв. м, расположенного в районе ул. Русская, 57 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (размещение торгового павильона).
Распоряжением Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 11.06.2009 N 2325 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 361 кв. м для целей, не связанных со строительством, для установки и дальнейшей эксплуатации временной постройки для торговли (розничная торговля в павильонах).
17.07.2009 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 25:28:050049:230, и в тот же день Управлением Роснедвижимости по Приморскому краю выдан кадастровый паспорт земельного участка N 28-1/09-2827.
Общество 17.02.2010 (входящий N 29-3644) дополнительно представило в Департамент откорректированный эскизный проект торгового павильона для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. В поданном в Департамент заявлении от 09.04.2010 (входящий N 29-8306) обществом уточнена площадь земельного (1361 кв. м) в соответствии с данными кадастрового паспорта.
В ответ на обращение общества Департамент в письме от 30.04.2010 N 29/06-20-6062 сообщил, что предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку спорный земельный участок находится в красных линиях охранных зон тепловых сетей.
Считая указанные действия Департамента несоответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы, для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Полномочия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края определены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, внесшим изменения в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па.
По правилам пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 указанной статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Статья 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пунктам 3 - 4 названной статьи если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Поскольку заявителю распоряжением УГА от 11.06.2009 N 2325 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1361 кв. м по ул. Русская, 57 в г. Владивостоке и впоследствии указанный земельный участок постановлен на кадастровый учет, то департамент при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду обладал всей информацией о земельном участке, включая его границы и имеющиеся на участке ограничения.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка являлось нахождение его в красных линиях трубопровода со ссылкой на Правила охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае, утвержденные постановлением Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375, Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 23.02.1984 N 2971-84, СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети".
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что, отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, департамент обоснованно указал на то, что земельный участок является территорией общего пользования, находится в красных линиях и расположен в охранной зоне тепловых сетей в силу следующего.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пятый арбитражный апелляционный суд, проанализировав имеющиеся в материалах дела схемы расположения земельного участка и кадастрового паспорта, считает, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территории общего пользования, а, именно, находится в красных линиях трубопровода и автомобильной дороги. Причем площадь испрашиваемого земельного участка 1361 кв. м, а в красных линиях находится 1304 кв. м, то есть фактически вся площадь испрашиваемого земельного участка.
Кроме этого, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции, установлено, что спорный земельный участок располагается в охранной зоне теплотрассы 400 мм, идущей к ТНС "Лесная", что следует из письма филиала "Приморские тепловые сети" ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" от 09.06.2010 N 5-06-728/10.
Согласно пункту 5 Правила охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375, в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту, в том числе: возводить временные строения.
Как следует из заявления ООО "Сталкер ТВ", общество испрашивало земельный участок в районе ул. Русская, 57 с целью размещения на нем торгового павильона в сборно-разборных конструкциях.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельства дела и основываясь на указанных выше нормах права, Пятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что предоставление запрашиваемого земельного участка для указанных целей противоречило бы установленным ограничениям, а также подпункту 3 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, устанавливающему принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека.
Арбитражный суд Приморского края считает, что вывод департамента о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка под размещение торгового павильона соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, тем более, что какие-либо права и законные интересы в отношении спорного земельного участка у него не возникли, и заявитель не лишен возможности испрашивать к предоставлению в аренду иной земельный участок для размещения временного объекта торговли. Пятый арбитражный апелляционный суд полностью согласен с данной позицией суда первой инстанции.
Как судом первой инстанции, так и апелляционным судом, отклоняется довод общества о том, что наличие на испрашиваемом земельном участке красных линий автомобильной дороги и трубопровода не препятствует предоставлению земельного участка в аренду, тем более, что площадь застройки павильона составляет 204,80 кв. м, а красные линии занимают незначительную территорию.
Как следует из представленного в материалы дела эскизного проекта торгового павильона, площадь застройки составляет 254,10 кв. м, из которых общая площадь торгового павильона - 204,80 кв. м. При этом площадь асфальтовых покрытий для планируемой временной автопарковки составляет 567 кв. м
Апелляционный суд при сравнении эскизного проекта, схемы расположения земельного участка и кадастрового паспорта пришел к выводу, что размещение торгового павильона планируется в границах красных линий, площадь которых составляет 1304 кв. м, в связи с чем указание общества на незначительный размер земельного участка в красных линиях является необоснованным.
Суд первой инстанции верно посчитал необоснованным довод общества о невозможности применения в спорной ситуации постановления Губернатора от 28.04.2000 N 375 и ссылки на СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети". Поскольку постановление является действующим, принято в целях повышения уровня технической эксплуатации и обеспечения охраны тепловых сетей от повреждений. Также, ссылаясь на невозможность применения указанных документов, общество не учло, что его эскизный проект, подготовленный для возведения временного сооружения, в своем техническом обосновании также имеет ссылки на СНиП 2.01.02-85 "Строительная климатология и геофизика", СНиП 2.01.07-85 "Нагрузки и воздействия", СНиП II-7-81* "Строительство в сейсмических зонах".
Пятый арбитражный апелляционный суд, принимая во внимание, что оспариваемые обществом действия не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, считает, как и суд первой инстанции, что требования общества являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2010 по делу N А51-10917/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА

Судьи
Г.А.СИМОНОВА
Г.М.ГРАЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)