Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1937/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2014 г. по делу N 33-1937/2014


Судья: Нуянзина С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей: Бондаревой Л.М., Минкиной Л.И.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 29 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Заявление К. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений в предоставлении земельного участка - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению К. о предоставлении в собственность для ведения личного подсобного хозяйства бесплатно земельного участка площадью 226 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок без номера.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области продолжить работу по заявлению К..".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - Ф. (по доверенности) в поддержание жалобы, судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (МИО Самарской области) в предоставлении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что К. является ветераном Великой Отечественной войны (ВОв), ветераном труда и проживает по адресу: <адрес>. Напротив ее дома находится земельный участок площадью 226 кв. м, который она на протяжении более 50 лет использовала без надлежащего оформления для ведения личного подсобного хозяйства. С целью оформления прав на данный земельный участок она обратилась в <данные изъяты>, которым составлен проект границ земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ К. обратилась в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ ею получен отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N), мотивированный отсутствием сформированных земельных участков. Считает отказ незаконным, нарушающим ее права ветерана ВОв, создающим препятствия в пользовании услугами системы государственной социальной защиты.
Просила суд признать незаконным отказ МИО Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность для ведения личного подсобного хозяйства бесплатно земельного участка площадью 226 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок без номера, и обязать Министерство сформировать и передать ей в собственности бесплатно данный земельный участок.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МИО Самарской области просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ссылается на то, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, вправе самостоятельно определять размеры и местоположение земельного участка и осуществлять работы по его формированию за свой счет только в муниципальных района (городских округах) с численностью населения менее 100 тыс. человек. В муниципальных района численностью населения более 100 тыс. человек заявительный порядок предоставления земельных участков законом не предусмотрен.
В заседании судебной коллегии представитель МИО Самарской области доводы жалобы поддержала, К., надлежаще извещенная о рассмотрении дела, не присутствовала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются, в том числе, для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что К. является ветераном Великой Отечественной войны и ветераном труда, зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ К. обратилась в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 226 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Представила проект границ земельного участка, изготовленный <данные изъяты>.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство возвратило представленный пакет документов, сославшись на то, что предоставление в собственность бесплатно земельных участков на территории г.о.Самара ветеранам ВОв осуществляется исключительно из числа сформированных земельных участков, которые в настоящее время отсутствуют.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, регламентируется соответствующим Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 N 74.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 3.3 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявитель), подают в МИО Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой.
Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
После получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара схемы расположения земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, формирование земельного участка осуществляется органами местного самоуправления, включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка, ее утверждение уполномоченным органом местного самоуправления, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, что предполагает совершение ряда действий как со стороны заявителя, желающего приобрести земельный участок, так и со стороны Министерства.
Из материалов дела следует, что по заказу К. подготовлен и представлен в Министерство проект границ земельного участка, требующий последующего согласования с органом местного самоуправления с целью его формирования и постановки на кадастровый учет.
Министерство, в нарушение установленного Порядка, действий, направленных на формирование испрашиваемого земельного участка, не приняло. Сведений о невозможности его формирования не получено.
При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для возвращения заявления по мотиву отсутствия сформированных земельных участков на территории г.о.Самара не имелось, ввиду чего решение суда об удовлетворении заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о законности действий Министерства, со ссылками на отсутствие сформированных земельных участков, являются несостоятельными по приведенным выше мотивам. Отсутствие сформированных земельных участков, само по себе, не является в силу закона основанием для отказа в рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка. Иное толкование закона противоречит положениям ст. 34 ЗК РФ и приведенного выше Порядка предоставления земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красноглинского районного суда г. Самары от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)