Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1619

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неразработке административного регламента по предоставлению муниципальных услуг, обязании разработать регламент.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Органом местного самоуправления оказываются муниципальные услуги по предоставлению земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и для целей, не связанных со строительством, при этом административные регламенты не утверждены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N 33-1619


Судья Чернышова Р.В.

судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Малякина А.В.
судей Деева А.В., Андриишина Д.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации города Канска
по апелляционному представлению Канского межрайонного прокуратура - Ф.
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Канска - Щ.
на решение Канского городского суда Красноярского края от 27 октября 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Канского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации г. Канска по факту не разработки административного регламента по предоставлению муниципальных услуг "Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта", незаконным.
Обязать администрацию г. Канска разработать и утвердить в установленном законом порядке административные регламенты оказания муниципальных услуг "Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта".
В удовлетворении остальной части требований отказать"
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска об оспаривании бездействия Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности, по результатам которой в деятельности администрации выявлены нарушения законодательства. Так, Администрацией г. Канска оказываются муниципальные услуги по предоставлению земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта; а также по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством. Однако, административные регламенты по предоставлению указанных муниципальных не утверждены.
В связи с чем, прокурор просил признать бездействие администрации г. Канска по не разработке административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг "Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта", "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" незаконным, обязать администрацию г. Канска разработать и утвердить в установленном законом порядке указанные административные регламенты оказания муниципальных услуг в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении Канский межрайонный прокурор просит решение суда отменить, удовлетворив требования в полном объеме. Оспаривает выводы суда об отказе в удовлетворении требований о возложении на администрацию обязанности по разработке административного регламента по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, в связи с наличием действующего постановления администрации г. Канска "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" от 30.10.2012 г. Также указывает, что в решении не установлен срок для разработки и утверждения административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта".
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Канска - Щ. просит решение отменить как необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что органом местного самоуправления не требуется утверждение административного регламента "Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта", поскольку предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта не является муниципальной услугой. Также указывает, что на территории г. Канска отсутствует перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель администрации г. Канска, извещался о рассмотрении дела лично, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д. 54), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, извещенного о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Шадриной Е.А. поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
- Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;
- В силу ст. 6 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ст. 11 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
В соответствии с Постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 19.10.2010 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг" административные регламенты утверждаются постановлением администрации. В административный регламент включаются следующие разделы: 1) общие положения; 2) стандарт предоставления муниципальной услуги; 3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональном центре; 4) формы контроля за исполнением административного регламента; 5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации г. Канска по не разработке административного регламента по оказанию муниципальных услуг по предоставлению земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта", а также возлагая на администрацию обязанность по разработке указанного регламента, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязанность по его разработке возложена на орган местного самоуправления, оказывающего соответствующую муниципальную услугу.
При этом, судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными доводы Администрации г. Канска об отсутствии у администрации полномочий по регламентации указанных отношений, поскольку противоречат положениям ст. 6 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которыми органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что заслуживают внимания доводы апелляционного представления в части не установления срока для разработки и утверждения регламента, поскольку при отсутствии установленного решением суда указанного срока, цель защиты прав неопределенного круга лиц не будет достигнута. В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости установления срока для разработки и утверждения названного регламента.
Разумным, по мнению судебной коллегии, будет являться срок продолжительностью пять месяцев, позволяющей администрации провести разработку и утверждение регламента.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию г. Канска обязанности разработать административный регламент "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", признании бездействия незаконным, по мотиву наличия действующего постановления Администрации г. Канска от 30.10.2012 г. "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Так, в соответствии с со ст. 12 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены требования к структуре административных регламентов.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: 1) общие положения; 2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; 3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; 4) формы контроля за исполнением административного регламента; 5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Кроме того, в соответствии со ст. 14 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 1) наименование государственной или муниципальной услуги; 2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу; 3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги; 4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги; 5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги; 6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия; 7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; 8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги; 9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги; 11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги; 13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг; 14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Таким образом, законом установлены необходимые составные части регламента оказания муниципальной услуги.
Вместе с тем, в постановлении Администрации г. Канска от 30.10.2012 г. "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" не урегулированы исчерпывающим образом все вопросы, включенные в структуру административного регламента, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о признании бездействия Администрации незаконным, возложении на администрацию обязанности по разработке административного регламента "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Разумным, по мнению судебной коллегии, будет являться срок продолжительностью пять месяцев, позволяющей администрации провести разработку и утверждение регламента.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Канского городского суда Красноярского края от 27 октября 2014 года изменить.
Указанное решение в части возложения обязанности на администрацию г. Канска разработать и утвердить в установленном законом порядке административные регламенты оказания муниципальных услуг "Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта" дополнить указанием на исполнение указанной обязанности в пяти месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Названное решение в части отказа в удовлетворении требования о возложении на Администрацию г. Канска обязанности разработать административный регламент "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", признании бездействия незаконным, отменить.
Рассмотреть исковые требования по существу.
Признать бездействие администрации г. Канска по факту не разработки административного регламента по предоставлению муниципальных услуг "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" незаконным.
Возложить на Администрацию города Канска обязанность разработать административный регламент "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" в течение пяти месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение Канского городского суда Красноярского края от 27 октября 2014 года в остальной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации г. Канска - Щ. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)