Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.05.2014 N 33-2085/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. N 33-2085/2014


Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя <ФИО1> - адвоката <ФИО2> на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 24 января 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявлении <ФИО1> об оспаривании отказа Управления Росреестра по Ленинградской области в регистрации изменений в ЕГРП.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Решетникова М.Н., возражения на жалобу <ФИО3> по Ленинградской области - <ФИО7>, судебная коллегия

установила:

<ФИО1> обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Росреестра по Ленинградской области от 07 октября 2013 года во внесении изменений в ЕГРП вида разрешенного использования земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства животноводческого направления, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, на вид разрешенного использования - "для дачного строительства".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области отказало в государственной регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка в связи с нарушением порядка изменения вида разрешенного использования. В оспариваемом отказе указано, что земельный участок заявителя относится к сельскохозяйственным угодьям, на которых недопустимо дачное строительство. Изменение вида разрешенного использования земельного участка в данном случае недопустимо без изменения категории земельного участка.
Заявитель полагал отказ заинтересованного лица незаконным, указав, что земельный участок не относится к ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. На регистрацию были предоставлены все необходимые документы, в том числе: кадастровый паспорт земельного участка, протокол публичных слушаний по изменению разрешенного использования земельных участков от 02 ноября 2010 года, постановление администрации Осьминского сельского поселения от 09 ноября 2010 года N 65 об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В заявлении также указано, что в соответствии с утвержденной решением Совета депутатов Лужского муниципального района от 13.11.2012 N 347 схемой территориального планирования Лужского муниципального района земельный участок заявителя относится к территориям дачных некоммерческих партнерств.
Заявитель просил суд признать незаконным отказ в государственной регистрации изменений в ЕГРП и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области внести изменения в ЕГРП в части вида разрешенного использования земельного участка, выдать повторное свидетельство о государственной регистрации права.
В суде первой инстанции представитель заявителя - <ФИО2> в судебном заседании 23 января 2014 года по указанным основаниям заявленные требования поддержала. В судебном заседании 24 января 2014 года не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Управления Росреестра по Ленинградской области - <ФИО8> возражала по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в отказе о регистрации изменений в ЕГРП от 07 октября 2013 года.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 24 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований <ФИО1> было отказано.
На данное решение представителем <ФИО1> - <ФИО2> подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается правовая позиция представителя заявителя, изложенная в судебном заседании.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что <ФИО1> на основании договора купли-продажи земельного участка от 11 августа 2009 года является собственником земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства животноводческого направления, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 476264 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
14 октября 2010 года администрацией Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района было принято постановление о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков, в том числе и земельного участка, принадлежащего заявителю. 02 ноября 2010 года были проведены публичные слушания, и 09 ноября 2010 года администрацией Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района было вынесено постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего заявителю, на вид разрешенного использования - "для дачного строительства".
В данные кадастрового учета были внесены изменения в разделе 9 - разрешенное использование. В кадастровом паспорте земельного участка от 26 апреля 2013 года указан вид разрешенного использования: для дачного строительства.
24 апреля 2013 года <ФИО1> обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о внесении изменений вида разрешенного использования земельного участка с указанием вида - "для дачного строительства".
07 октября 2013 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области выдало <ФИО1> отказ в регистрации изменений разрешенного использования земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что такой отказ являлся обоснованным.
Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации при разрешении вопросов о порядке предоставления гражданам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства подлежат применению также нормы Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ).
Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ регламентирован поэтапный порядок предоставления земельных участков, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в собственность или на ином вещном праве.
Исходя из положений Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ, первоначально предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. И только после данной процедуры земли предоставляются членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. При этом допускается использование для дачного строительства только тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не гражданам в индивидуальном порядке.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" содержится запрет на процедуру изменения вида разрешенного использования земельных участков в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.
В силу п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Системное толкование вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, невозможно без изменения категории земель, в составе которых находятся данные участки.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно положениям п. 1 ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме.
В связи с изложенным, суд пришел к правильному выводу об обоснованности отказа Управления Росреестра по Ленинградской области в регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка заявителя.
Материальный закон судом применен правильно. Оснований для переоценки сделанной судом оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 24 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <ФИО3> <ФИО1> - адвоката <ФИО2> - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)