Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заинтересованного лица - Белоусовой Е.М. (доверенность от 26.12.2013 N 367)
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-21870/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Блаженство", (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица: Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
закрытое акционерное общество "Блаженство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство имущественных отношений) от 29.07.2013 N 12-1/1719/13 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Кировский район, Самарское лесничество, квартал 11, площадью 40 000 кв. м и об обязании Министерства имущественных отношений устранить допущенные нарушения прав Общества путем рассмотрения заявления в сроки и в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство лесного хозяйства).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 решение суда первой инстанции от 31.01.2014 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами, полномочие по распоряжению лесными участками в силу норм лесного законодательства Министерством имущественных отношений не может быть реализовано. Кроме того, является неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что Министерством имущественных отношений не исполнена обязанность по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса, поскольку статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) данные полномочия возложены на органы местного самоуправления, в то время как Министерство имущественных отношений является органом исполнительной власти.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, судебная коллегия полагает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Обществом и Министерством лесного хозяйства был заключен договор аренды лесного участка от 14.11.2008 N 205/12, площадью 4 га, расположенного: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 11, для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 по делу N А55-28270/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.07.2013, указанный договор аренды лесного участка расторгнут в связи с неуплатой арендных платежей.
В соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, Министерством лесного хозяйства исключены в государственном лесном реестре из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда по состоянию на 01.01.2011 и отражены как лесные участки на землях иных категорий.
Данным судебным актом было установлено, что лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести их к землям населенных пунктов.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений.
Таким образом, уполномоченным органом по распоряжению спорным участком является Министерство имущественных отношений.
Общество 10.05.2013 обратилось в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, имеющего кадастровый номер 63:01:0207001:78, площадью 40 000 кв. м, для использования в целях рекреационной деятельности.
Письмом от 29.07.2013 N 121/1719/13 Министерство имущественных отношений отказало в предоставлении земельного участка в аренду, со ссылкой на то, что лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов, расположенных на территории городского округа Самара, органами местного самоуправления не разработаны и не утверждены, ввиду чего Министерством имущественных отношений не могут быть реализованы полномочия по распоряжению лесным участком.
Общество, полагая, что имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, который ранее был предоставлен ему по договору аренды лесного участка от 14.11.2008 N 205/12, а также ссылаясь на то, что отказ Министерства имущественных отношений является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что использование участка может осуществляться только в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утвержденным уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара, который не был утвержден. Суд также признал ошибочным и необоснованным довод Общества о наличии у него преимущественного права на заключение нового договора аренды.
Отменяя решение суда первой инстанции и, удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка неисполнение органом местного самоуправления обязанности по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов. Разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса, согласно статье 84 ЛК РФ осуществляют органы местного самоуправления, а Министерством имущественных отношений установленная статьей 84 ЛК РФ обязанность не выполнена.
Между тем, апелляционным судом не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В части 3 статьи 87 ЛК РФ установлено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, использование городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, может осуществляться только на основании лесохозяйственных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления.
В рассматриваемом случае судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что испрашиваемый Обществом участок расположен в 11 квартале Самарского лесничества и относится к городским лесам г.о. Самара.
В силу статьи 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 01.01.2009 запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Поскольку лесохозяйственный регламент в отношении 11 квартала Самарского лесничества, в границах которого расположен спорный участок, уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара не утвержден, то испрашиваемый Обществом участок не может быть предоставлен в аренду гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЛК РФ.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.07.2013 по делу N А55-27316/2012.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что Министерством имущественных отношений не выполнена установленная статьей 84 ЛК РФ обязанность по утверждению лесохозяйственного регламента, суд кассационной инстанции находит ошибочным.
В соответствии с частью 1.1 статьи 84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, утверждение лесохозяйственных регламентов в силу части 1.1 статьи 84, а также части 3 статьи 87 ЛК РФ отнесено к компетенции органа местного самоуправления г.о. Самара.
Вместе с тем, согласно Положению о Министерстве имущественных отношений, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79, Министерство имущественных отношений является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, в связи с чем на него не возложены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В этой связи суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований и оснований для отмены его решения у суда апелляционной инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании статьи 288 АПК РФ, как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу N А55-21870/2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-21870/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу N А55-21870/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заинтересованного лица - Белоусовой Е.М. (доверенность от 26.12.2013 N 367)
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-21870/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Блаженство", (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица: Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
закрытое акционерное общество "Блаженство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство имущественных отношений) от 29.07.2013 N 12-1/1719/13 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Кировский район, Самарское лесничество, квартал 11, площадью 40 000 кв. м и об обязании Министерства имущественных отношений устранить допущенные нарушения прав Общества путем рассмотрения заявления в сроки и в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство лесного хозяйства).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 решение суда первой инстанции от 31.01.2014 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами, полномочие по распоряжению лесными участками в силу норм лесного законодательства Министерством имущественных отношений не может быть реализовано. Кроме того, является неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что Министерством имущественных отношений не исполнена обязанность по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса, поскольку статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) данные полномочия возложены на органы местного самоуправления, в то время как Министерство имущественных отношений является органом исполнительной власти.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, судебная коллегия полагает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Обществом и Министерством лесного хозяйства был заключен договор аренды лесного участка от 14.11.2008 N 205/12, площадью 4 га, расположенного: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 11, для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 по делу N А55-28270/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.07.2013, указанный договор аренды лесного участка расторгнут в связи с неуплатой арендных платежей.
В соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, Министерством лесного хозяйства исключены в государственном лесном реестре из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда по состоянию на 01.01.2011 и отражены как лесные участки на землях иных категорий.
Данным судебным актом было установлено, что лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести их к землям населенных пунктов.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений.
Таким образом, уполномоченным органом по распоряжению спорным участком является Министерство имущественных отношений.
Общество 10.05.2013 обратилось в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, имеющего кадастровый номер 63:01:0207001:78, площадью 40 000 кв. м, для использования в целях рекреационной деятельности.
Письмом от 29.07.2013 N 121/1719/13 Министерство имущественных отношений отказало в предоставлении земельного участка в аренду, со ссылкой на то, что лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов, расположенных на территории городского округа Самара, органами местного самоуправления не разработаны и не утверждены, ввиду чего Министерством имущественных отношений не могут быть реализованы полномочия по распоряжению лесным участком.
Общество, полагая, что имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, который ранее был предоставлен ему по договору аренды лесного участка от 14.11.2008 N 205/12, а также ссылаясь на то, что отказ Министерства имущественных отношений является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что использование участка может осуществляться только в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утвержденным уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара, который не был утвержден. Суд также признал ошибочным и необоснованным довод Общества о наличии у него преимущественного права на заключение нового договора аренды.
Отменяя решение суда первой инстанции и, удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка неисполнение органом местного самоуправления обязанности по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов. Разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса, согласно статье 84 ЛК РФ осуществляют органы местного самоуправления, а Министерством имущественных отношений установленная статьей 84 ЛК РФ обязанность не выполнена.
Между тем, апелляционным судом не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В части 3 статьи 87 ЛК РФ установлено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, использование городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, может осуществляться только на основании лесохозяйственных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления.
В рассматриваемом случае судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что испрашиваемый Обществом участок расположен в 11 квартале Самарского лесничества и относится к городским лесам г.о. Самара.
В силу статьи 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 01.01.2009 запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Поскольку лесохозяйственный регламент в отношении 11 квартала Самарского лесничества, в границах которого расположен спорный участок, уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара не утвержден, то испрашиваемый Обществом участок не может быть предоставлен в аренду гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЛК РФ.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.07.2013 по делу N А55-27316/2012.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что Министерством имущественных отношений не выполнена установленная статьей 84 ЛК РФ обязанность по утверждению лесохозяйственного регламента, суд кассационной инстанции находит ошибочным.
В соответствии с частью 1.1 статьи 84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, утверждение лесохозяйственных регламентов в силу части 1.1 статьи 84, а также части 3 статьи 87 ЛК РФ отнесено к компетенции органа местного самоуправления г.о. Самара.
Вместе с тем, согласно Положению о Министерстве имущественных отношений, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79, Министерство имущественных отношений является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, в связи с чем на него не возложены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В этой связи суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований и оснований для отмены его решения у суда апелляционной инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании статьи 288 АПК РФ, как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу N А55-21870/2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)