Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.02.2015 ПО ДЕЛУ N 3-19/2015

Требование: О признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель является арендатором земельного участка. По мнению заявителя, завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, размера арендной платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. по делу N 3-19/2015


Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Чемякиной И.А.
при секретаре К.,
с участием представителя истца В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РегиоТехСнаб" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО "РегиоТехСнаб" обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указало, что на основании договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре и ООО "РегиоТехСнаб", в аренде общества находится земельный участок с кадастровым номером N площадью 2003 кв. метров, расположенный по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: с целью эксплуатации объекта коммунального хозяйства - здания береговой насосной станции 1-го подъема.
Согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>, что не соответствует его рыночной стоимости.
В соответствии с Законом N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в РФ" ООО "РегиоТехСнаб" заключило договор с ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества", которое провело оценку земельного участка.
Согласно заключению оценщика, отчету N от 24.10.2014 года итоговая величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года составляет <данные изъяты>.
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение ООО "Российское общество оценщиков" экспертный совет N от 14.11.2014 г.
Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, размер арендной платы, что нарушает права ООО "РегиоТехСнаб".
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2003 кв. м, расположенного <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 г. в размере <данные изъяты>.
На основании определения суда от 12 января 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена администрация г. Комсомольска-на-Амуре.
В судебном заседании представитель истца В. настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что на отчет об оценке представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков. С учетом сложившейся судебной практики датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость земельного участка, является 01.01.2007 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации г. Комсомольска-на-Амуре, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Хабаровскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Из письменного отзыва ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю следует, что Кадастровая палата заявленные требования не признает по тем основаниям, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Считает, что органом кадастрового учета, осуществляющим, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, является "Росреестр", он же осуществляет функции в сфере ведения государственного кадастра недвижимости. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.01.2012 года. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>. Оценка указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года противоречит положениям ст. 24.18 и 24.19 Закона "Об оценочной деятельности". Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Из письменного отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Хабаровскому краю следует, что Управление заявленные требования не признает, считая себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не осуществляет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе внесению в него изменений о кадастровой стоимости земельных участков.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 29.08.2012 года N ООО "РегиоТехСнаб" передан в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N площадью 2003 кв. метров с целью эксплуатации объекта коммунального хозяйства - здания береговой насосной станции 1-го подъема, расположенный <адрес>.
18.09.2012 года заключен договор аренды указанного земельного участка.
В соответствии с п. 3.6: размер арендной платы изменяется ежегодно в случаях, в том числе, при изменении кадастровой стоимости Участка.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 69), сведения о кадастровой стоимости объекта в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2007 года отсутствуют.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 68), кадастровая стоимость объекта, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, составляет <данные изъяты> по состоянию на 15.12.2014 года, утверждена кадастровая стоимость 19 января 2012 года.
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом деле, кадастровому паспорту земельного участка: земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 20.01.2012 года. Земельный участок образован в результате раздела земельного участка N.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Из кадастровой справки следует, что кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 19.01.2012 года и составляет <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Заявив требования по настоящему делу, ООО "РегиоТехСнаб" по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.
Данное несоответствие нарушает права ООО "РегиоТехСнаб" как арендатора, так как размер арендной платы зависит, том числе, и от кадастровой стоимости земельного участка.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (далее Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Положениями данной статьи для юридических лиц предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения спора о кадастровой стоимости в виде предварительного обращения в комиссию.
Из уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 24 декабря 2014 г. N 21-29/791, следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка возвращено заявителю по тем основаниям, что кадастровая стоимость, установленная до принятия Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежит оспариванию только в судебном порядке.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанной нормы следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении.
Для целей Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности: при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из изложенного следует, что поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет после проведения массовой оценки земель (01.01.2007 г.), датой определения его кадастровой стоимости в силу ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности является дата внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости - 20 января 2012 года.
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу указанной нормы одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно представленному в материалы дела Отчету N от 24.10.2014 года, выполненному ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества", подтвержденному экспертным заключением Общества с ограниченной ответственностью "Российское общество оценщиков" N от 14.11.2014 года, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г. составляет <данные изъяты>.
Рыночная стоимость земельного участка определена заявителем по состоянию на дату, на которую были определены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков на территории г. Комсомольска-на-Амуре - 01.01.2007 года.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку, как было указано выше, кадастровая стоимость земельного участка определена 19.01.2012 года, то рыночная стоимость земельного участка в соответствии с положениями статей 24.18, 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть определена на 19.01.2012 г.
Из изложенного следует, что рыночная стоимость земельного участка определена на дату, которая не соответствует дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд обращает внимание, что на момент вынесения настоящего решения постановлением Правительства Хабаровского края от 02 июля 2014 г. N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" утверждены новые средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, которые применяются с 01.01.2015 года. В рамках настоящего дела предметом рассмотрения новая кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка не являлась.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "РегиоТехСнаб" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13 февраля 2015 года.

Судья
Хабаровского краевого суда
И.А.ЧЕМЯКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)