Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Сизов Д.К. (доверенность от 26.02.2014)
от заинтересованных лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18437/2014) Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 по делу N А56-14509/2014 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Атлантик Строй"
заинтересованные лица: 1) Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, 2) Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлантик Строй" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Комитет) по вопросу предоставления Обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 47:01:0201004:5, площадью 75 600 +/- 96 кв. м, используемого под производственную базу, расположенного по адресу: г. Каменногорске, Ленинградское ш., д. 54, об обязании Администрации и Комитета принять решение о предоставлении в собственность Обществу указанного земельного участка, направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением от 11.06.2014 признано незаконным бездействие Администрации по вопросу предоставления Обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 47:01:0201004:5, площадью 75 600 +/- 96 кв. м, используемого под производственную базу и расположенного в г. Каменногорске, Ленинградское ш., д. 54. Суд обязал Администрацию принять решение о предоставлении в собственность Общества указанного земельного участка и направить Обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка. В удовлетворении требований к Комитету отказано.
В апелляционной жалобе Администрация и Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, просят решение отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, указывая, что заявителем не представлены доказательства обоснованности площади испрашиваемого земельного участка.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит 18 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Каменногорск, Ленинградское ш., д. 54, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.11.2013 N 00/002/2013-33664.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 47:01:0201004:5 площадью 75 600 +/- 96 кв. м.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, указанный земельный участок находится во временном владении и пользовании Общества на основании соглашения от 05.06.2013 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18.06.1999, заключенного с Администрацией в соответствии с постановлением главы Администрации Выборгского района Ленинградской области от 18.06.1999 N 1000.
Общество в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ, обратилось в Администрацию с заявлением от 24.12.2013 о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность.
Ссылаясь на то, что установленный срок решение о предоставлении земельного участка в собственность Общества не принято, проект договора купли-продажи не направлен, полагая бездействие Администрации и Комитета неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Из материалов дела следует, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность Обществом представлены все предусмотренные Перечнем документы.
Испрашиваемый Обществом земельный участок поставлен на кадастровый учет и является предметом гражданского оборота.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация и Комитет не представили документальных доказательств в подтверждение своих возражений относительно расчета Обществом площади земельного участка, а также не указали, какая площадь участка является, по мнению Администрации и Комитета, достаточной для эксплуатации производственных зданий и сооружений заявителя.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Границы земельного участка утверждены в установленном законом порядке, представлен кадастровый план земельного участка. При этом Администрация и Комитет не представили доказательств нарушения требований земельного и градостроительного законодательства при определении границ и площади данного земельного участка, в том числе опровергающих необходимость использования земельного участка в испрашиваемом размере.
При таких обстоятельствах оспариваемое бездействие Комитета обоснованно признано судом незаконным.
Вопреки выводам апелляционной жалобы, в обоснование испрашиваемой площади земельного участка Обществом представлены договоры купли-продажи, свидетельства о регистрации права собственности, подтверждающие приобретение Обществом не отдельных объектов недвижимости, а всего предприятия, размещенного на земельном участке, выделенного ранее постановлением Администрации от 18.06.199 N 1000 ЗАО "Каменногорская фабрика офсетных бумаг" (предыдущему собственнику объектов недвижимости) под производственную базу.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены решения, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 по делу N А56-14509/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-14509/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 г. по делу N А56-14509/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Сизов Д.К. (доверенность от 26.02.2014)
от заинтересованных лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18437/2014) Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 по делу N А56-14509/2014 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Атлантик Строй"
заинтересованные лица: 1) Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, 2) Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлантик Строй" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Комитет) по вопросу предоставления Обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 47:01:0201004:5, площадью 75 600 +/- 96 кв. м, используемого под производственную базу, расположенного по адресу: г. Каменногорске, Ленинградское ш., д. 54, об обязании Администрации и Комитета принять решение о предоставлении в собственность Обществу указанного земельного участка, направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением от 11.06.2014 признано незаконным бездействие Администрации по вопросу предоставления Обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 47:01:0201004:5, площадью 75 600 +/- 96 кв. м, используемого под производственную базу и расположенного в г. Каменногорске, Ленинградское ш., д. 54. Суд обязал Администрацию принять решение о предоставлении в собственность Общества указанного земельного участка и направить Обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка. В удовлетворении требований к Комитету отказано.
В апелляционной жалобе Администрация и Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, просят решение отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, указывая, что заявителем не представлены доказательства обоснованности площади испрашиваемого земельного участка.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит 18 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Каменногорск, Ленинградское ш., д. 54, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.11.2013 N 00/002/2013-33664.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 47:01:0201004:5 площадью 75 600 +/- 96 кв. м.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, указанный земельный участок находится во временном владении и пользовании Общества на основании соглашения от 05.06.2013 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18.06.1999, заключенного с Администрацией в соответствии с постановлением главы Администрации Выборгского района Ленинградской области от 18.06.1999 N 1000.
Общество в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ, обратилось в Администрацию с заявлением от 24.12.2013 о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность.
Ссылаясь на то, что установленный срок решение о предоставлении земельного участка в собственность Общества не принято, проект договора купли-продажи не направлен, полагая бездействие Администрации и Комитета неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Из материалов дела следует, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность Обществом представлены все предусмотренные Перечнем документы.
Испрашиваемый Обществом земельный участок поставлен на кадастровый учет и является предметом гражданского оборота.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация и Комитет не представили документальных доказательств в подтверждение своих возражений относительно расчета Обществом площади земельного участка, а также не указали, какая площадь участка является, по мнению Администрации и Комитета, достаточной для эксплуатации производственных зданий и сооружений заявителя.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Границы земельного участка утверждены в установленном законом порядке, представлен кадастровый план земельного участка. При этом Администрация и Комитет не представили доказательств нарушения требований земельного и градостроительного законодательства при определении границ и площади данного земельного участка, в том числе опровергающих необходимость использования земельного участка в испрашиваемом размере.
При таких обстоятельствах оспариваемое бездействие Комитета обоснованно признано судом незаконным.
Вопреки выводам апелляционной жалобы, в обоснование испрашиваемой площади земельного участка Обществом представлены договоры купли-продажи, свидетельства о регистрации права собственности, подтверждающие приобретение Обществом не отдельных объектов недвижимости, а всего предприятия, размещенного на земельном участке, выделенного ранее постановлением Администрации от 18.06.199 N 1000 ЗАО "Каменногорская фабрика офсетных бумаг" (предыдущему собственнику объектов недвижимости) под производственную базу.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены решения, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 по делу N А56-14509/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)