Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2015 N 10АП-15041/2014 ПО ДЕЛУ N А41-38815/14

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. по делу N А41-38815/14


Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стройтехнопарк" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года, принятое судьей Федуловой Л.В., по делу N А41-38815/14
по исковому заявлению Прокуратуры Московской области
к Администрации городского округа Звенигород Московской области, ООО "Стройтехнопарк"
о признании недействительными результатов аукциона, признании недействительным договора аренды, применении последствий недействительности сделки,
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
при участии в заседании:
- от Прокуратуры Московской области - Корнилов П.С. (удостоверение N 187564);
- от Администрации городского округа Звенигород Московской области - Романова Д.Е. по доверенности от 11.02.2013;
- от ООО "Стройтехнопарк" - Ли Е.В. по доверенности от 12.05.2014;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явились, извещены,

установил:

Прокуратура Московской области (далее также - истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Звенигород Московской области, Обществу с ограниченной ответственностью "Стройтехнопарк" (далее также - ответчики) с требованиями:
- - признать недействительными результаты аукциона, проведенного 27.12.2013 по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства площадью 10 000 кв. м, с кадастровым номером 50:49:0000000:6, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "многоэтажное жилищное строительство", расположенного по адресу: Московская область, г. Звенигород, микрорайон Южный, ул. Радужная, владение 55;
- - признать недействительным договор аренды земельного участка от 07.02.2014 N 6, заключенный между Администрацией городского округа Звенигород Московской области и ООО "Стройтехнопарк" и применить последствия недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-38815/14 требования Заместителя прокурора Московской области удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Стройтехнопарк", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители ООО "Стройтехнопарк" и Администрации городского округа Звенигород Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать.
Представитель Прокуратуры Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что Одинцовской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления городского округа Звенигород Московской области требований федерального законодательства при организации и проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 50:49:0000000:6.
По результатам проверки установлено, что распоряжением Главы городского округа Звенигород от 07.11.2013 N 526-р назначен аукцион по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:49:0000000:6 площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Звенигород, мкр. Южный, ул. Радужная, вл. 55, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
По результатам проведенного аукциона Администрацией городского округа Звенигород Московской области 07.02.2014 с ООО "Стройтехнопарк" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:49:0000000:6 площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Звенигород, мкр. Южный, ул. Радужная, вл. 55.
Полагая, что результаты аукциона, проведенного 27.12.2013 по продаже прав на заключение договора аренды указанного земельного участка недействительны, поскольку аукцион проведен с нарушением требований законодательства, а договор аренды земельного участка от 07.02.2014 N 6, заключенный по результатам данного аукциона между Администрацией городского округа Звенигород Московской области и ООО "Стройтехнопарк" является недействительным (ничтожным), истец обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает, что отсутствуют основания для признания недействительными результатов аукциона и договора аренды, доказательства несоответствия проведенного аукциона и заключенного по его результатам договора аренды требованиям закона в материалы дела не представлено.
В соответствии с части 6 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что аукцион проводится в соответствии со статьей 38.1 Кодекса с учетом положении указанной статьи.
Главой городского округа Звенигород Московской области 07.11.2013 издано распоряжение N 526-р "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства".
В предмет объявленного аукциона включен - земельный участок с кадастровым номером 50:49:00000006 площадью 10 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Звенигород, мкр. Южный, ул. Радужная, владение 55.
В соответствии с требованиями части 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Аналогичная норма закреплена пунктом 8 Правил проведения торгов.
Из материалов дела следует, что извещение N 081113/0060123/02 о проведении аукциона опубликовано Администрацией муниципального образования "Городской округ Звенигород" на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов 08.11.2013.
В извещении от 08.11.2013 указаны: дата проведения аукциона 13.12.2013; срок окончания приема заявок 09.12.2013; максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства: в течение 4 месяцев с момента государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Главой городского округа Звенигород Московской области 11.12.2013 издано распоряжение N 601-р "О внесении изменений в аукционную документацию о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства".
Администрацией городского округа Звенигород Московской области 11.12.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в извещение о проведении аукциона N 081113/0060123/02 на основании вышеуказанного распоряжения Главы городского округа Звенигород Московской области внесены изменения: дата проведения аукциона 27.12.2013; срок окончания приема заявок 23.12.2013; максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства: в течение 10 месяцев с момента государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Таким образом, по мнению истца, внесенными 11.12.2013 изменениями в извещение о проведении аукциона N 081113/0060123/02 и изменениями в аукционной документации Администрацией городского округа Звенигород Московской области существенно изменены условия участия в аукционе, сроки проведения аукциона, а также существенные условия договора аренды земельного участка.
Прокурату ссылается на то, внеся 11.12.2013 изменения в извещение N 081113/0060123/02, установив внесенными изменениями новые условия проведения аукциона, новые условия заключения договора аренды земельного участка и установив одновременно новый срок проведения аукциона - 27.12.2013, организатором торгов - Администрацией городского округа Звенигород нарушены статьи 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Указанные выводы истца, поддержанные судом первой инстанции, апелляционный суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Суд первой инстанции указывает в решении, что аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:49:0000000:6, общей площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Звенигород, ул. Радужная, вл. 55 для его комплексного освоения в целях жилищного строительства проведен с нарушением требований статей 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", согласно которому утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части не предусмотренного законом и нормативными актами внесения организатором торгов изменений в аукционную документацию.
Между тем, положения статей 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Правил проведения торгов не содержат требований, согласно которым, внесение изменений в аукционную документацию осуществляется в порядке, установленном для утверждения аукционной документации. Обстоятельств нарушения Администрацией требований пункта 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 Правил проведения торгов судом не установлено.
Пунктом 9 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования о порядке размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Информацию о сроке размещения изменений в аукционную документацию, равно как и запрета на внесение подобных изменений указанная норма закона не содержит, как, не содержит такого требования и пункт 8 Правил проведения торгов.
Срок приема заявок на участие в аукционе в первоначальном извещении о проведении аукциона оканчивался 09.11.2013. Согласно аукционной документации по состоянию на 09.11.2013 заявки на участие в аукционе подали 4 юридических лица: ООО "Строительная фирма "Квартал", ООО "Лантана", ООО "София" и ООО "Стройтехнопарк".
О внесении изменений в аукционную документацию ООО "Стройтехнопарк" узнало из письма Администрации городского округа Звенигород от 11.12.2013 исх. N 2477-4, которое было направлено в электронном виде в адрес общества.
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией городского округа Звенигород, все зарегистрированные заявители также были уведомлены об изменении срока проведения аукциона, что подтверждается материалами аукциона и отсутствием каких либо жалоб по данному вопросу со стороны вышеупомянутых лиц.
Суд первой инстанции указывает, что действия администрации по внесению 11.12.2013 изменений в извещение N 081113/0060123/02 о проведении аукциона в части изменения условий договора аренды земельного участка от 07.02.2014 N 6 по максимальному сроку подготовки проекта планировки направлены на создание искусственного ограничения для участия в аукционе лиц, которые ознакомились с первоначальным извещением о проведении аукциона от 08.11.2013, что является нарушением требований, установленных частью 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
При этом, суд первой инстанции не указывает, какие именно права лиц, подавших заявки об участии в торгах до внесения изменений в аукционную документацию были нарушены.
Каких-либо жалоб от лиц, подавших заявки на участие в аукционе по вопросу изменения организатором торгов максимального срока подготовки проекта планировки в адрес администрации не поступало, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными доводы о допущении организатором нарушений требований Федерального закона "О защите конкуренции".
При этом суд апелляционной инстанции учитывает следующие обстоятельства.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области 15.01.2014 рассмотрены жалобы юридических лиц, не допущенных организатором торгов к участию в торгах, в связи с не предоставлением документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки жалоб заявителей каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении администрацией открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для его комплексного освоения в целях жилищного строительства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области выявлено не было, жалобы заявителей признаны необоснованными.
В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498) комиссия при рассмотрении жалоб осуществляет одновременно с рассмотрением жалобы внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.
При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Таким образом, контролирующим органом дана правовая оценка порядку проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, при этом, нарушений действующего законодательства при организации и проведении торгов со стороны организатора торгов (администрации) не выявлено.
Являются несостоятельными выводы суда первой инстанции о нарушении организатором торгов положений пунктов 10, 26 и 29 Правил проведения торгов, выразившихся в незаконном допуске администрацией к участию к торгам ООО "Стройтехнопарк" по причине не соответствия заявок вышеуказанных лиц об участии в торгах, нарушении сроков заключения договора аренды земельного участка и срока публикации информации о результатах аукциона.
Согласно пункту 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Во исполнение указанной нормы закона Правительством Российской Федерации принято Постановление N 808 от 11.11.2002 "Об организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Согласно пункту 6 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 настоящего Кодекса.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации N 808 от 11.11.2002 регулирует порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договоров аренды таких земельных участков за исключением: порядка организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (статья 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации) и порядка организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства (статья 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, указанные в пункте 12 статьи 38.1 настоящего Кодекса, а также документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе.
Пунктом 12 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень документов, который заявители представляют для участия в аукционе, такие как: заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); документы, подтверждающие внесение задатка.
Согласно пункту 6 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 5 настоящей статьи документов.
Указанная норма закона является императивной и, следовательно, выводы суда первой инстанции о нарушении администрацией требований, установленных пунктами 10, 26 и 29 Правил организации и проведения торгов не соответствуют закону.
Участниками аукциона, допущенные к участию в аукционе, представлены все необходимые документы, предусмотренные вышеуказанными статьями закона, и условиями проведения аукциона, опубликованными на сайте http://www.torgi.gov.ru (извещение N 081113/0060123/02), а именно: подана заявка на участие в аукционе по форме, установленной организатором торгов, подписан договор задатка, внесен задаток за участие в аукционе, представлены предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе.
Вывод суда о том, что информация о проведении торгов не размещена администрацией на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не соответствует действительности и опровергается информацией, предоставленной администрацией с официального сайта http://www.torgi.gov.ru.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, определенной пунктом 17 Постановления Пленума от 02.12.1993 N 32 основаниями для признания торгов недействительными являются грубые нарушения порядка организации и проведения торгов, такие как, необоснованное исключение лиц из числа участников конкурса или аукциона, а также, нарушения, которые могли бы привести к неправильному определению победителя.
По мнению апелляционного суда, таких нарушений, которые могли бы привести к необоснованному исключению лиц из числа участников аукциона, равно как нарушений, которые привели бы к неправильному определению победителя аукциона со стороны организатора торгов - Администрации городского округа Звенигород - не допущено.
Ссылка на то, что внесенными 11.12.2013 изменениями в извещение о проведении аукциона N 081113/0060123/02 и изменениями в аукционной документации Администрацией городского округа Звенигород Московской области изменены существенные условия договора аренды земельного участка, является несостоятельной, поскольку условие договора о максимальных сроках подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка не является существенным условием договора аренды земельного участка в соответствии с положениями глава 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
С учетом изложенного апелляционный суд приход к выводу, что требования Заместителя прокурора Московской области не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а исковое заявление Заместителя прокурора Московской области - отклонению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24.10.2014 по делу N А41-38815/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)