Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Тверитина Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Бакулина А.А.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2014 года апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Сельского поселения Ямкинское Московской области" Администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2013 года по делу по заявлению Ш. об оспаривании решения органа местного самоуправления и взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,
объяснения представителя администрации муниципального образования "Сельского поселения Ямкинское Московской области" З., представителя Администрации Ногинского муниципального района Московской области К.А., Ш., его представителя Л.,
Ш. обратился в суд с заявлением к Администрация муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" Ногинского района Московской области о признании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 15.03.2013 г. незаконным, указав, что он является собственником земельного участка площадью 1045 кв. м, кадастровый номер 50:16:0102024:29, разрешенный вид использования - для индивидуального жилищного строительства, зарегистрированного 18.10.2012 г., расположенного по адресу: <данные изъяты>.
По мнению заявителя, отказ в выдаче разрешения на строительство незаконный, противоречит положениям ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ и нарушающим права собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом согласно требованиям ст. ст. 209, 263 ГК РФ. Ш. просил признать незаконным отказ Администрации муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 15.03.2013 г. и обязанность администрацию выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома, а также взыскать с Администрации муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" расходы на услуги представителя в сумме 35000 руб.
Представитель администрации муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель администрации Ногинского муниципального района Московской области полагал заявление Ш. необоснованным, просил в удовлетворении требований отказать.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2013 года заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах администрация муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" и администрация Ногинского муниципального района Московской области просят решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что Ш. является собственником земельного участка площадью 1045 кв. м, кадастровый номер 50:16:0102024:29, разрешенный вид использования - для индивидуального жилищного строительства, зарегистрированного 18.10.2012 г., расположенного по адресу: <данные изъяты>. Земельный участок был приобретен заявителем по договору купли-продажи N 09-11 от 21.09.2012 г. у К.В., который ранее являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102024:002 общей площадью 77000 кв. м, расположенным по адресу: <данные изъяты> категория земель - земли промышленности и иного специального назначения, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, из которого впоследствии было выделено 63 земельных участка общей площадью 66680 кв. м.
В целях осуществления строительства индивидуального жилого дома на данном земельном участке, Ш. 26.02.2013 г. обратился с заявлением в Администрацию муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, представив с заявлением правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права, градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка.
Письмом за N 433\\1 от 15.03.2013 г. администрация муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" отказала выдать разрешение по тем основаниям, что земельный участок находится за границами населенного пункта, расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: в зоне авиационного шума от аэродрома Чкаловский, в шумовой зоне от автомобильного транспорта планируемой к реконструкции автомобильной дороги федерального значения А-103 "Щелковское шоссе", частично в зоне планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта и в придорожной полосе указанной автомобильной дороги, в зоне влияния объекта культурного наследия регионального значения - Часовня-столб, а в схеме территориального планирования Ногинского муниципального района в дер. Громково не предусмотрены объекты здравоохранения, образования, социального и коммунально-бытового назначения, которые будут необходимы в связи с увеличением численности населения в указанной деревне.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из положения ч. 9 ст. 51 Гражданского Кодекса РФ следует, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Требовать иные документы для получения разрешения на строительство не допускается.
Удовлетворяя заявление, суд указал, что отказ заявителю Ш. в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке нарушает его права собственника, приводит к конфликту частного и публичного интереса, при разрешении которого следует исходить из того, что органом местного самоуправления не представлены доказательства наличия каких-либо ограничений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения заявителя с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, невозможности сочетания строительства индивидуального жилого дома с разрешенным видом использования земельного участка, существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ порядке разрешения на строительства. По мнению суда, вышеуказанные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке заявителя носят формальный характер, не предусмотрены ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с законностью постановленного судом решения, поскольку судом неверно применен материальный закон. В силу положений ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 указанного выше Кодекса).
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Землями промышленности в соответствии с пунктом 1 статьи 88 настоящего Кодекса признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом предусмотрено, что разрешенное использование определяется в результате зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены виды территориальных зон определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят жилые зоны.
В состав жилых зон в силу части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.
Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.
По своему целевому назначению земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения не предполагают возможность осуществления на них индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованным отказ администрации сельского поселения Ямкинское в выдаче Ш. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на землях имеющих специальное назначение.
На основании вышеизложенного, решение суда как постановленное с нарушением материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене по основаниям п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2013 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Ш. об оспаривании решения органа местного самоуправления и взыскании судебных расходов отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-487/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N 33-487/2014
Судья Тверитина Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Бакулина А.А.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2014 года апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Сельского поселения Ямкинское Московской области" Администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2013 года по делу по заявлению Ш. об оспаривании решения органа местного самоуправления и взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,
объяснения представителя администрации муниципального образования "Сельского поселения Ямкинское Московской области" З., представителя Администрации Ногинского муниципального района Московской области К.А., Ш., его представителя Л.,
установила:
Ш. обратился в суд с заявлением к Администрация муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" Ногинского района Московской области о признании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 15.03.2013 г. незаконным, указав, что он является собственником земельного участка площадью 1045 кв. м, кадастровый номер 50:16:0102024:29, разрешенный вид использования - для индивидуального жилищного строительства, зарегистрированного 18.10.2012 г., расположенного по адресу: <данные изъяты>.
По мнению заявителя, отказ в выдаче разрешения на строительство незаконный, противоречит положениям ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ и нарушающим права собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом согласно требованиям ст. ст. 209, 263 ГК РФ. Ш. просил признать незаконным отказ Администрации муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 15.03.2013 г. и обязанность администрацию выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома, а также взыскать с Администрации муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" расходы на услуги представителя в сумме 35000 руб.
Представитель администрации муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель администрации Ногинского муниципального района Московской области полагал заявление Ш. необоснованным, просил в удовлетворении требований отказать.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2013 года заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах администрация муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" и администрация Ногинского муниципального района Московской области просят решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что Ш. является собственником земельного участка площадью 1045 кв. м, кадастровый номер 50:16:0102024:29, разрешенный вид использования - для индивидуального жилищного строительства, зарегистрированного 18.10.2012 г., расположенного по адресу: <данные изъяты>. Земельный участок был приобретен заявителем по договору купли-продажи N 09-11 от 21.09.2012 г. у К.В., который ранее являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102024:002 общей площадью 77000 кв. м, расположенным по адресу: <данные изъяты> категория земель - земли промышленности и иного специального назначения, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, из которого впоследствии было выделено 63 земельных участка общей площадью 66680 кв. м.
В целях осуществления строительства индивидуального жилого дома на данном земельном участке, Ш. 26.02.2013 г. обратился с заявлением в Администрацию муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, представив с заявлением правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права, градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка.
Письмом за N 433\\1 от 15.03.2013 г. администрация муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское Московской области" отказала выдать разрешение по тем основаниям, что земельный участок находится за границами населенного пункта, расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: в зоне авиационного шума от аэродрома Чкаловский, в шумовой зоне от автомобильного транспорта планируемой к реконструкции автомобильной дороги федерального значения А-103 "Щелковское шоссе", частично в зоне планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта и в придорожной полосе указанной автомобильной дороги, в зоне влияния объекта культурного наследия регионального значения - Часовня-столб, а в схеме территориального планирования Ногинского муниципального района в дер. Громково не предусмотрены объекты здравоохранения, образования, социального и коммунально-бытового назначения, которые будут необходимы в связи с увеличением численности населения в указанной деревне.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из положения ч. 9 ст. 51 Гражданского Кодекса РФ следует, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Требовать иные документы для получения разрешения на строительство не допускается.
Удовлетворяя заявление, суд указал, что отказ заявителю Ш. в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке нарушает его права собственника, приводит к конфликту частного и публичного интереса, при разрешении которого следует исходить из того, что органом местного самоуправления не представлены доказательства наличия каких-либо ограничений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения заявителя с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, невозможности сочетания строительства индивидуального жилого дома с разрешенным видом использования земельного участка, существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ порядке разрешения на строительства. По мнению суда, вышеуказанные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке заявителя носят формальный характер, не предусмотрены ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с законностью постановленного судом решения, поскольку судом неверно применен материальный закон. В силу положений ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 указанного выше Кодекса).
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Землями промышленности в соответствии с пунктом 1 статьи 88 настоящего Кодекса признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом предусмотрено, что разрешенное использование определяется в результате зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены виды территориальных зон определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят жилые зоны.
В состав жилых зон в силу части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.
Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.
По своему целевому назначению земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения не предполагают возможность осуществления на них индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованным отказ администрации сельского поселения Ямкинское в выдаче Ш. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на землях имеющих специальное назначение.
На основании вышеизложенного, решение суда как постановленное с нарушением материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене по основаниям п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2013 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Ш. об оспаривании решения органа местного самоуправления и взыскании судебных расходов отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)