Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Татариновой И.А.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Челябинской городской думы (далее - дума) и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2013 по делу N А76-20868/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест" (далее - общество "Джемир-Инвест", заявитель) - Шейхов М.Г. (доверенность от 10.08.2012 N 01/08-2012);
- думы - Андреева Т.Р. (доверенность от 28.11.2013 N ГД1-12-1577);
- управления - Литвина З.И. (доверенность от 30.10.2012 б/н);
- Администрации города Челябинска - Чернякова И.А. (доверенность от 23.10.2013 N 05-1344).
Общество "Джемир-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании решения думы от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" недействующим в части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенного по адресу: ул. Университетская набережная в Калининском районе г. Челябинска, арендуемого обществом "Джемир-Инвест" по договору аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 для строительства торгово-офисного комплекса.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Администрация города Челябинска, управление, общество с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис".
К участию в деле привлечен прокурор Челябинской области.
Решением суда от 25.04.2013 заявление удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.07.2013 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Решением суда от 26.09.2013 (Наконечная О.Г., Бастен Д.А., Мрез И.В.) заявление общества "Джемир-Инвест" удовлетворено.
В кассационной жалобе дума просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления общества "Джемир-Инвест" отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению думы, судом первой инстанции при новом рассмотрении так и дана оценка тем обстоятельствам, что договор аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 009640-К-2008 прекратил свое действие в апреле 2013 г., при этом за время действия данного договора общество "Джемир-Инвест" не приступило к освоению земельного участка. Также дума полагает, что в силу ч. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации общество "Джемир-Инвест" имело возможность использовать спорный земельный участок для строительства торгово-офисного комплекса даже в случае несоответствия вида его разрешенного использования градостроительному регламенту.
Управление в кассационной жалобе просит в удовлетворении заявленных обществом "Джемир-Инвест" требований отказать, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права, а также на неполное исследование судом обстоятельств дела, также ссылаясь на прекращение действия договора аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 009640-К-2008 и не использование заявителем спорного земельного участка по назначению.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Джемир-Инвест" просит решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Прокурор Челябинской области просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств дела.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки - элементом градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что Челябинской городской Думой принято решение от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы". 12.10.2012 указанное решение опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" N 81.
Руководствуясь положениями ст. 8, ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд пришел к правомерному выводу, что оспариваемое в части решение от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" принято в пределах полномочий, предоставленных Челябинской городской Думе и опубликовано в установленном порядке.
Кроме того, судом установлено, что решение думы от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", касается земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, и переданного обществу "Джемир-Инвест" по договору цессии от 07.04.2011 N 19 обществом с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис", при согласовании с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска. В соответствии с оспариваемым решением часть переданного обществу "Джемир-Инвест" земельного участка отнесена к зоне "06 07 20 А.14 - парки, в том числе: специального назначения, скверы, бульвары, набережные", а часть отнесена к зоне "06 07 04 Б1 - общественно-деловая территориальная зона многофункционального назначения".
При исследовании вопроса о принадлежности обществу "Джемир-Инвест" названного земельного участка судом выявлено, что 24.04.2008 распоряжением первого заместителя главы города Челябинска N 1250-д обществу с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис" для строительства торгово-офисного комплекса предоставлен в аренду на два года земельный участок площадью 3,0369 га, из земель населенных пунктов.
В соответствии с краткосрочным договором аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениями города Челябинска обществу с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис" предоставлен земельный участок площадью 30369 кв. м из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона), расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, под размещение торгово-офисного комплекса.
Срок данного договора определен до 04.04.2010.
Дополнительным соглашением от 01.04.2010 N 1 срок действия договора аренды от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 продлен до 24.04.2013.
Дополнительным соглашением от 30.03.2011 N 2 к краткосрочному договору аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 арендодатель (Комитет по управлению имуществом и земельным отношениями города Челябинска) передал арендатору (обществу с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис") земельный участок из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона) площадью 24820 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, для целевого использования - под размещение торгово-офисного комплекса.
На основании акта приема-передачи в аренду земельного участка, в соответствии с распоряжением первого заместителя главы города Челябинска от 12.02.2010 N 1039-д "О внесении изменений в распоряжение первого заместителя главы города Челябинска от 24.04.2008 N 1250-д" и кадастровым паспортом от 22.02.2011 N 7436/204/11-1501 произведена передача земельного участка площадью 24820 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, для целевого использования - под размещение торгово-офисного комплекса.
В соответствии с договором цессии от 07.04.2011 N 19, подписанным между обществом с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис" (цедент) и обществом с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест" (цессионарий) все права и обязанности по договору аренды от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008, дополнительным соглашениям от 01.04.2010 N 1 и от 30.03.2011 N 2 к краткосрочному договору аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 перешли к обществу с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест".
Установив, что оспариваемым решением переданный обществу "Джемир-Инвест" земельный участок разделен на территориальные зоны, суд пришел к выводу о несоответствии решения в оспариваемой части Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Вывод суда о том, что отнесение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20 к территориальной зоне А.1.4 произведено с нарушением требований, содержащихся в п. 4 ст. 30, в подп. 1, 4 ч. 4 и подп. 3 ч. 2 ст. 34, ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, является правильным.
При направлении дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции предложил суду первой инстанции исследовать факт истечения срока действия договора аренды применительно к предмету рассмотрения настоящего спора и оценить довод думы о не совершении обществом "Джемир-Инвест" каких-либо действий по строительству объекта.
При новом рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что доказательства прекращения договора аренды от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 (соглашение о расторжении, акт возврата спорного земельного участка арендодателю) в материалы настоящего дела не представлены. Учитывая изложенное и руководствуясь нормами п. 2 ст. 610 и п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что общество "Джемир-Инвест" по прежнему обладает правами арендатора в отношении спорного земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции рассмотрел и отклонил довод думы о не совершении обществом "Джемир-Инвест" каких-либо действий по строительству объекта как по состоянию на момент вынесения оспариваемого решения, так и на момент рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, после исследования имеющихся в материалах дела документов: подписанного между обществом "Джемир-Инвест" и закрытым акционерным обществом "Доринда" (далее - общество "Доринда") договора об инвестиционной деятельности от 22.06.2011 N ИД-198; ряда договоров в целях проектирования и строительства торгово-офисного комплекса, одной из сторон которых является общество "Доринда", выполняющее функции инвестора и заказчика согласно условиям договора об инвестиционной деятельности от 22.06.2011 N ИД-198; платежных документов с указанием дат списания средств со счета плательщика, подтверждающих исполнение обществом "Доринда" финансовых обязательств по указанным договорам, расценив, что перечисленные документы свидетельствуют о том, что общество "Джемир-Инвест" воспользовалось правом освоения спорного земельного участка.
При этом суд принял во внимание представленный в материалы настоящего дела градостроительный план земельного участка с кадастровым номером: 74:36:0616002:20 по ул. Университетская Набережная в Калининском районе г. Челябинска, утвержденный распоряжением администрации города Челябинска от 10.07.2013 N 3999 во исполнение вступившего в законную силу 31.01.2013 решения Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2012 по делу А76-17100/2012, отметив, что наличие вступившего в законную силу 31.01.2013 решения Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2012 по делу А76-17100/2012 свидетельствует о том, что органы местного самоуправления города Челябинска (являющиеся лицами, участвующими в деле А76-20868/2012), в частности, администрация города Челябинска, активно препятствуют освоению обществом "Джемир-Инвест" спорного земельного участка, тогда как общество "Джемир-Инвест" преодолевает дополнительные трудности - неправомерное сопротивление органов, осуществляющих публичные полномочия, при реализации заявителем своих законных прав и обязанностей как застройщика спорного земельного участка.
Указанные обстоятельства позволили суду признать обоснованным довод общества "Джемир-Инвест" о нарушении оспариваемой частью решения Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 прав и законных интересов общества "Джемир-Инвест".
При таких обстоятельствах следует признать, что заявленные требования общества "Джемир-Инвест" о признании незаконным оспариваемого нормативного акта удовлетворены обоснованно.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителей кассационных жалоб не подтверждают неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Всем конкретным обстоятельствам дела судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2013 по делу N А76-20868/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Челябинской городской Думы и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
А.В.КАНГИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 09.12.2013 N Ф09-6371/13 ПО ДЕЛУ N А76-20868/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2013 г. N Ф09-6371/13
Дело N А76-20868/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Татариновой И.А.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Челябинской городской думы (далее - дума) и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2013 по делу N А76-20868/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест" (далее - общество "Джемир-Инвест", заявитель) - Шейхов М.Г. (доверенность от 10.08.2012 N 01/08-2012);
- думы - Андреева Т.Р. (доверенность от 28.11.2013 N ГД1-12-1577);
- управления - Литвина З.И. (доверенность от 30.10.2012 б/н);
- Администрации города Челябинска - Чернякова И.А. (доверенность от 23.10.2013 N 05-1344).
Общество "Джемир-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании решения думы от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" недействующим в части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенного по адресу: ул. Университетская набережная в Калининском районе г. Челябинска, арендуемого обществом "Джемир-Инвест" по договору аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 для строительства торгово-офисного комплекса.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Администрация города Челябинска, управление, общество с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис".
К участию в деле привлечен прокурор Челябинской области.
Решением суда от 25.04.2013 заявление удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.07.2013 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Решением суда от 26.09.2013 (Наконечная О.Г., Бастен Д.А., Мрез И.В.) заявление общества "Джемир-Инвест" удовлетворено.
В кассационной жалобе дума просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления общества "Джемир-Инвест" отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению думы, судом первой инстанции при новом рассмотрении так и дана оценка тем обстоятельствам, что договор аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 009640-К-2008 прекратил свое действие в апреле 2013 г., при этом за время действия данного договора общество "Джемир-Инвест" не приступило к освоению земельного участка. Также дума полагает, что в силу ч. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации общество "Джемир-Инвест" имело возможность использовать спорный земельный участок для строительства торгово-офисного комплекса даже в случае несоответствия вида его разрешенного использования градостроительному регламенту.
Управление в кассационной жалобе просит в удовлетворении заявленных обществом "Джемир-Инвест" требований отказать, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права, а также на неполное исследование судом обстоятельств дела, также ссылаясь на прекращение действия договора аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 009640-К-2008 и не использование заявителем спорного земельного участка по назначению.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Джемир-Инвест" просит решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Прокурор Челябинской области просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств дела.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки - элементом градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что Челябинской городской Думой принято решение от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы". 12.10.2012 указанное решение опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" N 81.
Руководствуясь положениями ст. 8, ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд пришел к правомерному выводу, что оспариваемое в части решение от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" принято в пределах полномочий, предоставленных Челябинской городской Думе и опубликовано в установленном порядке.
Кроме того, судом установлено, что решение думы от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", касается земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, и переданного обществу "Джемир-Инвест" по договору цессии от 07.04.2011 N 19 обществом с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис", при согласовании с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска. В соответствии с оспариваемым решением часть переданного обществу "Джемир-Инвест" земельного участка отнесена к зоне "06 07 20 А.14 - парки, в том числе: специального назначения, скверы, бульвары, набережные", а часть отнесена к зоне "06 07 04 Б1 - общественно-деловая территориальная зона многофункционального назначения".
При исследовании вопроса о принадлежности обществу "Джемир-Инвест" названного земельного участка судом выявлено, что 24.04.2008 распоряжением первого заместителя главы города Челябинска N 1250-д обществу с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис" для строительства торгово-офисного комплекса предоставлен в аренду на два года земельный участок площадью 3,0369 га, из земель населенных пунктов.
В соответствии с краткосрочным договором аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениями города Челябинска обществу с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис" предоставлен земельный участок площадью 30369 кв. м из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона), расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, под размещение торгово-офисного комплекса.
Срок данного договора определен до 04.04.2010.
Дополнительным соглашением от 01.04.2010 N 1 срок действия договора аренды от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 продлен до 24.04.2013.
Дополнительным соглашением от 30.03.2011 N 2 к краткосрочному договору аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 арендодатель (Комитет по управлению имуществом и земельным отношениями города Челябинска) передал арендатору (обществу с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис") земельный участок из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона) площадью 24820 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, для целевого использования - под размещение торгово-офисного комплекса.
На основании акта приема-передачи в аренду земельного участка, в соответствии с распоряжением первого заместителя главы города Челябинска от 12.02.2010 N 1039-д "О внесении изменений в распоряжение первого заместителя главы города Челябинска от 24.04.2008 N 1250-д" и кадастровым паспортом от 22.02.2011 N 7436/204/11-1501 произведена передача земельного участка площадью 24820 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, для целевого использования - под размещение торгово-офисного комплекса.
В соответствии с договором цессии от 07.04.2011 N 19, подписанным между обществом с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис" (цедент) и обществом с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест" (цессионарий) все права и обязанности по договору аренды от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008, дополнительным соглашениям от 01.04.2010 N 1 и от 30.03.2011 N 2 к краткосрочному договору аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 перешли к обществу с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест".
Установив, что оспариваемым решением переданный обществу "Джемир-Инвест" земельный участок разделен на территориальные зоны, суд пришел к выводу о несоответствии решения в оспариваемой части Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Вывод суда о том, что отнесение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20 к территориальной зоне А.1.4 произведено с нарушением требований, содержащихся в п. 4 ст. 30, в подп. 1, 4 ч. 4 и подп. 3 ч. 2 ст. 34, ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, является правильным.
При направлении дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции предложил суду первой инстанции исследовать факт истечения срока действия договора аренды применительно к предмету рассмотрения настоящего спора и оценить довод думы о не совершении обществом "Джемир-Инвест" каких-либо действий по строительству объекта.
При новом рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что доказательства прекращения договора аренды от 23.05.2008 УЗ N 008640-К-2008 (соглашение о расторжении, акт возврата спорного земельного участка арендодателю) в материалы настоящего дела не представлены. Учитывая изложенное и руководствуясь нормами п. 2 ст. 610 и п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что общество "Джемир-Инвест" по прежнему обладает правами арендатора в отношении спорного земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции рассмотрел и отклонил довод думы о не совершении обществом "Джемир-Инвест" каких-либо действий по строительству объекта как по состоянию на момент вынесения оспариваемого решения, так и на момент рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, после исследования имеющихся в материалах дела документов: подписанного между обществом "Джемир-Инвест" и закрытым акционерным обществом "Доринда" (далее - общество "Доринда") договора об инвестиционной деятельности от 22.06.2011 N ИД-198; ряда договоров в целях проектирования и строительства торгово-офисного комплекса, одной из сторон которых является общество "Доринда", выполняющее функции инвестора и заказчика согласно условиям договора об инвестиционной деятельности от 22.06.2011 N ИД-198; платежных документов с указанием дат списания средств со счета плательщика, подтверждающих исполнение обществом "Доринда" финансовых обязательств по указанным договорам, расценив, что перечисленные документы свидетельствуют о том, что общество "Джемир-Инвест" воспользовалось правом освоения спорного земельного участка.
При этом суд принял во внимание представленный в материалы настоящего дела градостроительный план земельного участка с кадастровым номером: 74:36:0616002:20 по ул. Университетская Набережная в Калининском районе г. Челябинска, утвержденный распоряжением администрации города Челябинска от 10.07.2013 N 3999 во исполнение вступившего в законную силу 31.01.2013 решения Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2012 по делу А76-17100/2012, отметив, что наличие вступившего в законную силу 31.01.2013 решения Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2012 по делу А76-17100/2012 свидетельствует о том, что органы местного самоуправления города Челябинска (являющиеся лицами, участвующими в деле А76-20868/2012), в частности, администрация города Челябинска, активно препятствуют освоению обществом "Джемир-Инвест" спорного земельного участка, тогда как общество "Джемир-Инвест" преодолевает дополнительные трудности - неправомерное сопротивление органов, осуществляющих публичные полномочия, при реализации заявителем своих законных прав и обязанностей как застройщика спорного земельного участка.
Указанные обстоятельства позволили суду признать обоснованным довод общества "Джемир-Инвест" о нарушении оспариваемой частью решения Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 прав и законных интересов общества "Джемир-Инвест".
При таких обстоятельствах следует признать, что заявленные требования общества "Джемир-Инвест" о признании незаконным оспариваемого нормативного акта удовлетворены обоснованно.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителей кассационных жалоб не подтверждают неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Всем конкретным обстоятельствам дела судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2013 по делу N А76-20868/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Челябинской городской Думы и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
А.В.КАНГИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)