Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" Осиповой Т.В. по доверенности от 19.05.2015, от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" Плотникова С.С. по доверенности от 24.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" и Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 мая 2015 года по делу N А05-756/2015 (судья Бабичев О.П.),
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (место нахождения: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет октября, д. 13, ОГРН 1022901415558, ИНН 2918001587, далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колхоз имени Ленина" (место нахождения: 164210, Архангельская обл., Няндомский р-н, пос. Шалакуша, ул. Заводская, д. 12, ОГРН 1022901415350, ИНН 2918001080 далее - Кооператив) о расторжении договора аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145 и об обязании ответчика освободить арендованный по указанному договору земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40.
В ходе рассмотрения настоящего дела в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, далее - Министерство).
Министерством заявлены требования к Кооперативу, Комитету и администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (место нахождения: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087, далее - Администрация) о признании постановления Администрации от 17.09.2014 N 1302 недействительным, признании договора аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, заключенного Комитетом и Кооперативом, недействительным, об обязании Кооператива возвратить Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Решением суда от 25 мая 2015 года в удовлетворении требований Комитета о расторжении заключенного муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" и Кооперативом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 от 17.09.2014 N 145 и об обязании указанного Кооператива освободить земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 отказано.
Постановление Администрации от 17.09.2014 N 1302 признано недействительным. Договор аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, заключенный муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" и Кооперативом, признан недействительным. Суд обязал Кооператив в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения возвратить Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы жалобы сводятся к следующему. Сведений от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о наличии зарегистрированных прав Российской Федерации на указанный участок в адрес Администрации не поступало. В силу прямого указания закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Документов, свидетельствующих о нахождении на спорном земельном участке строений, сооружений, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, а также наличия факта предоставления спорного земельного участка органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления, не имеется. Спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрировано, документально материалами дела не подтверждено, а, следовательно, администрация, являющаяся органом местного самоуправления в силу Устава муниципального образования "Няндомский муниципальный район", имела право на распоряжение спорным земельным участком. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Материалами дела подтверждается тот факт, что кадастровые работы в отношении лесного участка, площадью 66 614,6 га, не проводились. В отношении же спорного земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40, общей площадью 158 692 717 кв. м, кадастровые работы проведены. В силу норм действующего законодательства Российской Федерации, принимая во внимание, что границы лесного участка с условным номером 29:12:000000:0000:600000/90, определены без осуществления кадастровых работ (следовательно, могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства), тогда как в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 проведены кадастровые работы, результаты которых являются точными и действительными, апеллянт считает, что факт нахождения данного земельного участка на лесном участке с условным номером 29:12:000000:0000:600000/90, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, не доказан, правовых оснований для удовлетворения исковых заявленных Министерством требований у суда не имелось. Ходатайство заинтересованного лица о переводе земельных участков из состава земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в материалах дела отсутствуют, сведений об указании спорного участка в данном ходатайстве не имеется. Сведения об осуществлении кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории в материалах дела также не имеется. Акты натурного технического обследования участка лесного фонда, уточняющего материалы лесоустройства, предоставленных Министерством в суд, как при решении вопроса о переводе земель из одной категорию в другую, так и при решении настоящего спора, в материалах дела также отсутствуют. Спорный земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 является ранее учтенным объектом недвижимости, поскольку был поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Данное обстоятельство подтверждается постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 года по делу N А05-1783/2014.
Кооператив с решением суда также не согласился, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе Комитету и Министерству отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 29:12:000000:40, не входит в лесной фонд, а поэтому право федеральной собственности на лесной участок в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 29:12:000000:40 отсутствует и не могло возникнуть на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Индивидуализировать лесной участок с условным номером 29:12:000000:0000:600000/90, на основании свидетельства о праве собственности серии 29 АК 225241 от 19.05.2008, как земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 невозможно, у земельных участков разные кадастровые номера. Ответчик считает, что основания для включения земельного участка сельскохозяйственного назначения в состав лесного фонда не могли возникнуть. Довод Министерства о том, что правоустанавливающим документом по земельному участку с кадастровым номером 29:12:000000:40 для Кооператива являлся договор аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, не основан на фактических обстоятельствах и не соответствуют материалам дела. Как минимум с 31.01.1997 Кооператив имеет право постоянного бессрочного пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 на основании постановления главы муниципального образования "Няндомский район" от 31.01.1997 N 173/2, владеет данным земельным участком, осуществляет на нем сельскохозяйственную дальность, уплачивает земельный налог. Право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 Кооператив переоформил на право аренды - был заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145. Переоформление права постоянного бессрочного пользование на право аренды не прекратило прав Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40. С 31.01.1997 Кооператив являлся землепользователем земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 (владел и пользовался земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования), а с 17.09.2014 стал арендатором данного земельного участка. В 1978 году был оформлен государственный акт на пользование землей, с указанием площадей и границ земельного участка. Согласно указанному документу земельный участок предоставлен Кооперативу для сельскохозяйственного использования. С момента издания данного акта была установлена категория земельного участка - сельскохозяйственного назначения. Постановлением от 31.01.1997 N 173/2, как правоустанавливающим документом Кооператива, и сведениями земельного кадастра установлено, что категорией земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 является сельскохозяйственное назначение. Деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельном участке сельскохозяйственного назначения как с кадастровым N 29:12:000000:40, так и других сельскохозяйственных участках, в силу норм законодательства никогда не входили в государственный лесной фонд, а земли, на которых они расположены, не являлись землями лесного фонда. При рассмотрении дела, на основании статьи 12 ГК РФ суд был обязан не применять материалы лесоустройства 2000 года, выполненного на сельскохозяйственном земельном участке с кадастровым номером 29:12:000000:40, поскольку такое лесоустройство не соответствует статьям 72, 74 и 75 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. При рассмотрении дела, судом первой инстанции нарушены нормы арбитражного процесса. Исковое заявление Комитета принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном и судебном заседании на 02.03.2015 определением от 06.02.2015. В предварительном судебном заседании от 02.03.2015 был объявлен перерыв до 10.03.2015. Далее, определением от 10.03.2015, от 23.03.2015, от 15.04.2015, от 05.05.2015 (с перерывами), судебное заседание откладывалось. В нарушение части 1 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении настоящего дела так и не было вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству. По существу, решение по настоящему делу было принято в предварительном судебном заседании, чем нарушена статья 167 АПК РФ. Администрация была привлечена судом к участию в деле в качестве ответчика по ходатайству Министерства, в нарушение части 3 статьи 44 АПК РФ. Процессуальный статус Администрации по настоящему делу мог быть только "третье лицо без самостоятельных требований" (статья 51 АПК РФ). По существу, по настоящему делу судом первой инстанции удовлетворены требования третьего лица с самостоятельными требованиями (Министерство) за счет третьего лица без самостоятельных требований (Администрация). В нарушение пункта 3 части 3 статьи 170 АПК РФ описательной части обжалуемого решения не указаны законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения о признании договора аренды недействительным. Обжалуемое решение суда не содержит никаких обоснований права Министерства на оспаривание договора аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, тем более что Министерство стороной этого договора не является. Тот факт, что предметом договора 17.09.2014 N 145 является земельный участок, на часть которого якобы, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, никак не может предоставить Министерству процессуальное право на самостоятельные требования по настоящему делу. В результате допущенных процессуальных нарушений, суд первой инстанции по настоящему делу рассмотрел не самостоятельные требования Министерства как третьего лица, а отдельные исковые требования Министерства. Указанные нарушения не позволили Кооперативу должным образом защитить свои права и законные интересы. Так, Кооператив фактически был лишен процессуальной возможности заявить встречный иск к Министерству, поскольку встречный иск заявляется только к ответчику, но не к третьему лицу, даже и самостоятельными требованиями.
В судебном заседании представители апеллянтов поддержали изложенные в жалобах доводы.
Министерство в отзывах на апелляционные жалобы просит решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Комитет в отзыве с доводами жалобы Администрации согласился, считает решение незаконным и подлежащим отмене.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.09.2014 Администрацией издано постановление N 1302 (далее - Постановление N 1302), которым уточнена площадь земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 (далее - спорный земельный участок), которая стала составлять 158 692 717 кв. м; прекращено принадлежавшее Кооперативу право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком; спорный земельный участок предоставлен Кооперативу в аренду для сельскохозяйственного производства; Комитету предписано заключить с Кооперативом договор аренды спорного земельного участка; Кооперативу предписано обеспечить государственную регистрацию права аренды на земельный участок.
Во исполнение Постановления N 1302 Комитетом и Кооперативом 17.09.2014 заключен договор аренды земельного участка N 145, в соответствии с условиями которого истец предоставил ответчику в аренду спорный земельный участок для сельскохозяйственного производства.
Передача указанного земельного участка Кооперативу в аренду оформлена подписанным сторонами актом приема-передачи от 17.09.2014.
Изложенные выше факты подтверждаются представленными в дело доказательствами, и лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Как указал истец в обоснование заявленных требований, на спорном земельном участке ответчик ведет рубку деревьев. Данная деятельность свидетельствует об использовании Кооперативом указанного земельного участка не по целевому назначению и целевому использованию, указанному в договоре N 145, что является основанием для расторжения названного договора.
Министерство, в свою очередь, полагает, что спорный земельный участок, по существу, является участком лесного фонда, следовательно, находится в собственности Российской Федерации. По этой причине Администрация и Комитет, не обладали полномочиями соответственно, по изданию Постановления N 1302 и заключению договора N 145.
Суд первой инстанции, рассмотрев требования Министерства, признал их обоснованными по праву. В удовлетворении исковых требований Комитета судом отказано в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что ГК РФ не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Вопросы разграничения государственной собственности на землю были решены в Федеральном законе от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Согласно статье 3 указанного Федерального закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон N 101-ФЗ утратил силу 30.06.2006.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Как следует из представленных Министерством в материалы дела писем архангельского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" от 11.02.2015, тематической карты границ земельного участка 29:12:000000:40 на материалах лесоустройства 2000 года и схеме пересечения земель лесного фонда Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества (участок Колхоз им. Ленина) с земельным участком 29:12:000000:40, в границах спорного земельного участка частично находятся лесные участки - кварталы 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества.
В свою очередь указанные выше кварталы 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества, согласно выписке N 8 из государственного лесного реестра (план лесного участка) от 25.02.2015 N 204-05-15/1571 включены в государственный лесной реестр как лесные участки общей площадью 15 724 га.
Основанием для включения в государственный лесной реестр кварталов 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества явилось свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные лесные участки и материалы лесоустройства.
Право собственности Российской Федерации на лесные участки в кварталах 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества в составе участков лесного фонда общей площадью 66 614,6 га, условный номер 29:12:000000:0000:600000/90, было зарегистрировано 21.07.2004 на основании статьи 19 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21.07.2004 серии 29 АВ N 238359. Впоследствии, взамен указанного свидетельство о государственной регистрации права было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2008 серии 29 АК N 225241.
Кроме того, участки лесного фонда, расположенные в кварталах 1 - 64 Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества в соответствии с постановлением Администрации Архангельской области от 01.12.1999 N 336 и на основании статей 130 и 36 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года были переданы Колхозу в безвозмездное пользование.
Так, Кооперативом и Няндомским сельским лесхозом был заключен договор безвозмездного пользования указанным участком лесного фонда от 22.12.1999, который впоследствии, в порядке приведения указанного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года, переоформлен на договор аренды лесного участка от 18.12.2007 N 155. В период действия указанного договора аренды Колхоз использовал лесные участки, расположенные в кварталах 1 - 64 Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества, для заготовки древесины.
Распоряжением администрации Архангельской области от 09.06.2007 N 506р (в редакции распоряжения главы администрации Архангельской области от 19.06.2007 N 545р) лесные земли и нелесные земли из категории земель сельскохозяйственного назначения и категории земель запаса в границах территории муниципального образования "Няндомский район" общей площадью 66 614,6 га, ранее находившиеся в ведении Няндомского сельского лесхоза, переведены в категорию земель лесного фонда.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, материалами дела подтверждается факт возникновения у Российской Федерации в силу закона (статьи 19 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года) права собственности на участки лесного общей площадью 66 614,6 га условный номер 29:12:000000:0000:600000/90 как минимум с момента государственной регистрации указанного права, а именно - с 21.07.2004 (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ).
Доказательства прекращения права федеральной собственности на указанные выше участки лесного фонда в материалы дела не представлены.
Следовательно, на момент рассмотрения настоящего спора Российской Федерации на праве собственности принадлежат участки лесного фонда общей площадью 66 614,6 га условный номер 29:12:000000:0000:600000/90, а поскольку, как было указано выше, лесные участки в кварталах 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества являются частью участков лесного общей площадью 66 614,6 га условный номер 29:12:000000:0000:600000/90, то и лесные участки в кварталах 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества также находятся в собственности Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, спорный земельный участок в силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям лесного фонда.
При этом, апелляционная коллегия соглашается с судом, что не имеет правового значения то обстоятельство, что по сведениям, содержащимся в государственном кадастре объектов недвижимости, спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
По мнению суда, при оценке довода Министерства о категории спорного земельного участка и его принадлежности к землям лесного фонда следует исходить из фактических обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Поскольку спорный земельный участок является федеральной собственностью, суд арбитражный правомерно согласился с доводом Министерства о том, что у Администрации отсутствовали полномочия по изданию Постановления N 1302, в связи с чем это постановление признано судом недействительным, как нарушающее права Российской Федерации как собственника спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, общим последствием недействительности сделки является двусторонняя реституция (восстановление положения, существовавшего до заключения сделки).
С учетом вышеизложенного и в силу статьи 167 ГК РФ судом первой инстанции обоснованно признан недействительным договор N 145, а также удовлетворены требования Министерства об обязании Кооператива возвратить Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40.
В связи с признанием договора N 145 недействительным, исковые требования Комитета правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 мая 2015 года по делу N А05-756/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" и Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2015 ПО ДЕЛУ N А05-756/2015
По делу о расторжении договора аренды земельного участка и об обязании ответчика освободить арендованный по указанному договору земельный участок.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2015 г. по делу N А05-756/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" Осиповой Т.В. по доверенности от 19.05.2015, от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" Плотникова С.С. по доверенности от 24.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" и Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 мая 2015 года по делу N А05-756/2015 (судья Бабичев О.П.),
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (место нахождения: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет октября, д. 13, ОГРН 1022901415558, ИНН 2918001587, далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колхоз имени Ленина" (место нахождения: 164210, Архангельская обл., Няндомский р-н, пос. Шалакуша, ул. Заводская, д. 12, ОГРН 1022901415350, ИНН 2918001080 далее - Кооператив) о расторжении договора аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145 и об обязании ответчика освободить арендованный по указанному договору земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40.
В ходе рассмотрения настоящего дела в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, далее - Министерство).
Министерством заявлены требования к Кооперативу, Комитету и администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (место нахождения: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087, далее - Администрация) о признании постановления Администрации от 17.09.2014 N 1302 недействительным, признании договора аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, заключенного Комитетом и Кооперативом, недействительным, об обязании Кооператива возвратить Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Решением суда от 25 мая 2015 года в удовлетворении требований Комитета о расторжении заключенного муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" и Кооперативом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 от 17.09.2014 N 145 и об обязании указанного Кооператива освободить земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 отказано.
Постановление Администрации от 17.09.2014 N 1302 признано недействительным. Договор аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, заключенный муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" и Кооперативом, признан недействительным. Суд обязал Кооператив в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения возвратить Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы жалобы сводятся к следующему. Сведений от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о наличии зарегистрированных прав Российской Федерации на указанный участок в адрес Администрации не поступало. В силу прямого указания закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Документов, свидетельствующих о нахождении на спорном земельном участке строений, сооружений, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, а также наличия факта предоставления спорного земельного участка органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления, не имеется. Спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрировано, документально материалами дела не подтверждено, а, следовательно, администрация, являющаяся органом местного самоуправления в силу Устава муниципального образования "Няндомский муниципальный район", имела право на распоряжение спорным земельным участком. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Материалами дела подтверждается тот факт, что кадастровые работы в отношении лесного участка, площадью 66 614,6 га, не проводились. В отношении же спорного земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40, общей площадью 158 692 717 кв. м, кадастровые работы проведены. В силу норм действующего законодательства Российской Федерации, принимая во внимание, что границы лесного участка с условным номером 29:12:000000:0000:600000/90, определены без осуществления кадастровых работ (следовательно, могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства), тогда как в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 проведены кадастровые работы, результаты которых являются точными и действительными, апеллянт считает, что факт нахождения данного земельного участка на лесном участке с условным номером 29:12:000000:0000:600000/90, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, не доказан, правовых оснований для удовлетворения исковых заявленных Министерством требований у суда не имелось. Ходатайство заинтересованного лица о переводе земельных участков из состава земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в материалах дела отсутствуют, сведений об указании спорного участка в данном ходатайстве не имеется. Сведения об осуществлении кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории в материалах дела также не имеется. Акты натурного технического обследования участка лесного фонда, уточняющего материалы лесоустройства, предоставленных Министерством в суд, как при решении вопроса о переводе земель из одной категорию в другую, так и при решении настоящего спора, в материалах дела также отсутствуют. Спорный земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 является ранее учтенным объектом недвижимости, поскольку был поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Данное обстоятельство подтверждается постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 года по делу N А05-1783/2014.
Кооператив с решением суда также не согласился, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе Комитету и Министерству отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 29:12:000000:40, не входит в лесной фонд, а поэтому право федеральной собственности на лесной участок в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 29:12:000000:40 отсутствует и не могло возникнуть на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Индивидуализировать лесной участок с условным номером 29:12:000000:0000:600000/90, на основании свидетельства о праве собственности серии 29 АК 225241 от 19.05.2008, как земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 невозможно, у земельных участков разные кадастровые номера. Ответчик считает, что основания для включения земельного участка сельскохозяйственного назначения в состав лесного фонда не могли возникнуть. Довод Министерства о том, что правоустанавливающим документом по земельному участку с кадастровым номером 29:12:000000:40 для Кооператива являлся договор аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, не основан на фактических обстоятельствах и не соответствуют материалам дела. Как минимум с 31.01.1997 Кооператив имеет право постоянного бессрочного пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 на основании постановления главы муниципального образования "Няндомский район" от 31.01.1997 N 173/2, владеет данным земельным участком, осуществляет на нем сельскохозяйственную дальность, уплачивает земельный налог. Право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 Кооператив переоформил на право аренды - был заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145. Переоформление права постоянного бессрочного пользование на право аренды не прекратило прав Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40. С 31.01.1997 Кооператив являлся землепользователем земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 (владел и пользовался земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования), а с 17.09.2014 стал арендатором данного земельного участка. В 1978 году был оформлен государственный акт на пользование землей, с указанием площадей и границ земельного участка. Согласно указанному документу земельный участок предоставлен Кооперативу для сельскохозяйственного использования. С момента издания данного акта была установлена категория земельного участка - сельскохозяйственного назначения. Постановлением от 31.01.1997 N 173/2, как правоустанавливающим документом Кооператива, и сведениями земельного кадастра установлено, что категорией земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 является сельскохозяйственное назначение. Деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельном участке сельскохозяйственного назначения как с кадастровым N 29:12:000000:40, так и других сельскохозяйственных участках, в силу норм законодательства никогда не входили в государственный лесной фонд, а земли, на которых они расположены, не являлись землями лесного фонда. При рассмотрении дела, на основании статьи 12 ГК РФ суд был обязан не применять материалы лесоустройства 2000 года, выполненного на сельскохозяйственном земельном участке с кадастровым номером 29:12:000000:40, поскольку такое лесоустройство не соответствует статьям 72, 74 и 75 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. При рассмотрении дела, судом первой инстанции нарушены нормы арбитражного процесса. Исковое заявление Комитета принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном и судебном заседании на 02.03.2015 определением от 06.02.2015. В предварительном судебном заседании от 02.03.2015 был объявлен перерыв до 10.03.2015. Далее, определением от 10.03.2015, от 23.03.2015, от 15.04.2015, от 05.05.2015 (с перерывами), судебное заседание откладывалось. В нарушение части 1 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении настоящего дела так и не было вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству. По существу, решение по настоящему делу было принято в предварительном судебном заседании, чем нарушена статья 167 АПК РФ. Администрация была привлечена судом к участию в деле в качестве ответчика по ходатайству Министерства, в нарушение части 3 статьи 44 АПК РФ. Процессуальный статус Администрации по настоящему делу мог быть только "третье лицо без самостоятельных требований" (статья 51 АПК РФ). По существу, по настоящему делу судом первой инстанции удовлетворены требования третьего лица с самостоятельными требованиями (Министерство) за счет третьего лица без самостоятельных требований (Администрация). В нарушение пункта 3 части 3 статьи 170 АПК РФ описательной части обжалуемого решения не указаны законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения о признании договора аренды недействительным. Обжалуемое решение суда не содержит никаких обоснований права Министерства на оспаривание договора аренды земельного участка от 17.09.2014 N 145, тем более что Министерство стороной этого договора не является. Тот факт, что предметом договора 17.09.2014 N 145 является земельный участок, на часть которого якобы, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, никак не может предоставить Министерству процессуальное право на самостоятельные требования по настоящему делу. В результате допущенных процессуальных нарушений, суд первой инстанции по настоящему делу рассмотрел не самостоятельные требования Министерства как третьего лица, а отдельные исковые требования Министерства. Указанные нарушения не позволили Кооперативу должным образом защитить свои права и законные интересы. Так, Кооператив фактически был лишен процессуальной возможности заявить встречный иск к Министерству, поскольку встречный иск заявляется только к ответчику, но не к третьему лицу, даже и самостоятельными требованиями.
В судебном заседании представители апеллянтов поддержали изложенные в жалобах доводы.
Министерство в отзывах на апелляционные жалобы просит решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Комитет в отзыве с доводами жалобы Администрации согласился, считает решение незаконным и подлежащим отмене.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.09.2014 Администрацией издано постановление N 1302 (далее - Постановление N 1302), которым уточнена площадь земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 (далее - спорный земельный участок), которая стала составлять 158 692 717 кв. м; прекращено принадлежавшее Кооперативу право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком; спорный земельный участок предоставлен Кооперативу в аренду для сельскохозяйственного производства; Комитету предписано заключить с Кооперативом договор аренды спорного земельного участка; Кооперативу предписано обеспечить государственную регистрацию права аренды на земельный участок.
Во исполнение Постановления N 1302 Комитетом и Кооперативом 17.09.2014 заключен договор аренды земельного участка N 145, в соответствии с условиями которого истец предоставил ответчику в аренду спорный земельный участок для сельскохозяйственного производства.
Передача указанного земельного участка Кооперативу в аренду оформлена подписанным сторонами актом приема-передачи от 17.09.2014.
Изложенные выше факты подтверждаются представленными в дело доказательствами, и лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Как указал истец в обоснование заявленных требований, на спорном земельном участке ответчик ведет рубку деревьев. Данная деятельность свидетельствует об использовании Кооперативом указанного земельного участка не по целевому назначению и целевому использованию, указанному в договоре N 145, что является основанием для расторжения названного договора.
Министерство, в свою очередь, полагает, что спорный земельный участок, по существу, является участком лесного фонда, следовательно, находится в собственности Российской Федерации. По этой причине Администрация и Комитет, не обладали полномочиями соответственно, по изданию Постановления N 1302 и заключению договора N 145.
Суд первой инстанции, рассмотрев требования Министерства, признал их обоснованными по праву. В удовлетворении исковых требований Комитета судом отказано в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что ГК РФ не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Вопросы разграничения государственной собственности на землю были решены в Федеральном законе от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Согласно статье 3 указанного Федерального закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон N 101-ФЗ утратил силу 30.06.2006.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Как следует из представленных Министерством в материалы дела писем архангельского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" от 11.02.2015, тематической карты границ земельного участка 29:12:000000:40 на материалах лесоустройства 2000 года и схеме пересечения земель лесного фонда Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества (участок Колхоз им. Ленина) с земельным участком 29:12:000000:40, в границах спорного земельного участка частично находятся лесные участки - кварталы 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества.
В свою очередь указанные выше кварталы 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества, согласно выписке N 8 из государственного лесного реестра (план лесного участка) от 25.02.2015 N 204-05-15/1571 включены в государственный лесной реестр как лесные участки общей площадью 15 724 га.
Основанием для включения в государственный лесной реестр кварталов 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества явилось свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные лесные участки и материалы лесоустройства.
Право собственности Российской Федерации на лесные участки в кварталах 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества в составе участков лесного фонда общей площадью 66 614,6 га, условный номер 29:12:000000:0000:600000/90, было зарегистрировано 21.07.2004 на основании статьи 19 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21.07.2004 серии 29 АВ N 238359. Впоследствии, взамен указанного свидетельство о государственной регистрации права было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2008 серии 29 АК N 225241.
Кроме того, участки лесного фонда, расположенные в кварталах 1 - 64 Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества в соответствии с постановлением Администрации Архангельской области от 01.12.1999 N 336 и на основании статей 130 и 36 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года были переданы Колхозу в безвозмездное пользование.
Так, Кооперативом и Няндомским сельским лесхозом был заключен договор безвозмездного пользования указанным участком лесного фонда от 22.12.1999, который впоследствии, в порядке приведения указанного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года, переоформлен на договор аренды лесного участка от 18.12.2007 N 155. В период действия указанного договора аренды Колхоз использовал лесные участки, расположенные в кварталах 1 - 64 Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества, для заготовки древесины.
Распоряжением администрации Архангельской области от 09.06.2007 N 506р (в редакции распоряжения главы администрации Архангельской области от 19.06.2007 N 545р) лесные земли и нелесные земли из категории земель сельскохозяйственного назначения и категории земель запаса в границах территории муниципального образования "Няндомский район" общей площадью 66 614,6 га, ранее находившиеся в ведении Няндомского сельского лесхоза, переведены в категорию земель лесного фонда.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, материалами дела подтверждается факт возникновения у Российской Федерации в силу закона (статьи 19 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года) права собственности на участки лесного общей площадью 66 614,6 га условный номер 29:12:000000:0000:600000/90 как минимум с момента государственной регистрации указанного права, а именно - с 21.07.2004 (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ).
Доказательства прекращения права федеральной собственности на указанные выше участки лесного фонда в материалы дела не представлены.
Следовательно, на момент рассмотрения настоящего спора Российской Федерации на праве собственности принадлежат участки лесного фонда общей площадью 66 614,6 га условный номер 29:12:000000:0000:600000/90, а поскольку, как было указано выше, лесные участки в кварталах 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества являются частью участков лесного общей площадью 66 614,6 га условный номер 29:12:000000:0000:600000/90, то и лесные участки в кварталах 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества также находятся в собственности Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, спорный земельный участок в силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям лесного фонда.
При этом, апелляционная коллегия соглашается с судом, что не имеет правового значения то обстоятельство, что по сведениям, содержащимся в государственном кадастре объектов недвижимости, спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
По мнению суда, при оценке довода Министерства о категории спорного земельного участка и его принадлежности к землям лесного фонда следует исходить из фактических обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Поскольку спорный земельный участок является федеральной собственностью, суд арбитражный правомерно согласился с доводом Министерства о том, что у Администрации отсутствовали полномочия по изданию Постановления N 1302, в связи с чем это постановление признано судом недействительным, как нарушающее права Российской Федерации как собственника спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, общим последствием недействительности сделки является двусторонняя реституция (восстановление положения, существовавшего до заключения сделки).
С учетом вышеизложенного и в силу статьи 167 ГК РФ судом первой инстанции обоснованно признан недействительным договор N 145, а также удовлетворены требования Министерства об обязании Кооператива возвратить Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40.
В связи с признанием договора N 145 недействительным, исковые требования Комитета правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 мая 2015 года по делу N А05-756/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" и Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)