Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2014 ПО ДЕЛУ N А33-44/2013

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2014 г. по делу N А33-44/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "18" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" июля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Бабенко А.Н., Петровская О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
при участии:
от Министерства Финансов Российской Федерации - Медяника Е.Ю. - представителя по доверенности от 07.01.2013,
от индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича - Корневой К.О. - представителя по доверенности от 14.02.2013,
от открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" - Гиниборг О.В. - представителя по доверенности N 69/14 от 17.03.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 мая 2014 года по делу N А33-44/2013, принятое судьей Ермаковой И.И.

установил:

индивидуальный предприниматель Марковский Иван Дмитриевич обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Российской Федерации, администрации Кежемского района Красноярского края, открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС", выразившегося в несовершении действий по изъятию земельных участков путем выкупа, обязании издать ненормативный правовой акт (решение) об изъятии у заявителя земельных участков, обязании заключить соглашение с заявителем о выкупе земельных участков по цене, указанной в отчете об оценке по состоянию на 04.08.2012.
Заявление принято к производству суда. Определением от 19.02.2013 возбуждено производство по делу.
Определением арбитражного суда от 20.03.2013 произведена замена ответчиков - администрации Кежемского района Красноярского края и открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" на надлежащего - Правительство Красноярского края. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены государственное казенное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС", администрация Кежемского района Красноярского края.
Удовлетворено ходатайство индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича о замене ненадлежащего ответчика - Правительства Красноярского края на надлежащего ответчика - Министерство Финансов Российской Федерации удовлетворено судом на основании части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом удовлетворено ходатайство индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича об изменении требований, об обязании Министерство Финансов Российской Федерации выплатить индивидуальному предпринимателя Марковскому Ивану Дмитриевичу компенсацию за утраченное имущество и два земельных участка, затопленных в результате ввода в эксплуатацию Богучанской ГЭС в размере 4722390 рублей.
Определением от 23.08.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Красноярского края.
Определением от 23.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономики и регионального развития Красноярского края и Министерство строительства и архитектуры Красноярского края.
Определением от 17.09.2013 удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ОАО "Богучанская ГЭС", в соответствии с частью 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом заявлено об отказе от требований к Правительству Российской Федерации (в письменном ходатайстве от 17.09.2013). Определением от 30.09.2013 производство по настоящему делу в части иска к Правительству Российской Федерации прекращено.
Определением от 11.11.2013 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, просит взыскать с ответчика - ОАО "Богучанская ГЭС" 4124940 руб. убытков, образовавшихся в результате утраты 14 затопленных объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) Марковского И.Д.; взыскать с ответчика - Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации 597450 руб. убытков, образовавшихся в результате утраты двух земельных участков в зоне затопления Богучанской ГЭС.
Определением от 13.11.2013 производство по настоящему делу в части требований истца к Правительству Красноярского края прекращено.
Решением арбитражного суда от 05.05.2014 иск индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича к Министерству финансов Российской Федерации удовлетворен. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича 597450 рублей убытков. В удовлетворении иска индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича к открытому акционерному обществу "Богучанская ГЭС" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение арбитражного суда от 05.05.2014 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 597450 рублей убытков.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон; суд не учел пояснений ответчика относительно отсутствия предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации условий деликтного правонарушения в действиях должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации; судом при рассмотрении дела был сделан вывод о незаконном бездействии Российской Федерации, однако, при этом, не были установлены конкретный государственный орган, на котором лежит обязанность по совершению юридически-значимых действий в отношении истца, должностное лицо данного органа; судом вообще не исследовался вопрос о вине причинителя вреда; ответчик неоднократно заявлял о том, что Министерств финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, и к участию в деле необходимо привлекать главных распорядителей средств федерального и краевого бюджета в соответствии с нормативными актами; ОАО "Богучанская ГЭС", осуществляя действия по закрытию донных отверстий, которые привели к затоплению объектов, принадлежащих на праве собственности истцу, не оценило возможность выполнения указанных работ без нарушения законов, охраняющих право частной собственности, что привело к причинению убытков истцу; правовая позиция, изложенная в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4515/2010, являющейся общеобязательной, согласно которой причинения вреда другим лицам, в том числе и выполнении своих обязательств перед контрагентами, является недопустимым, нарушение при этом права потерпевшего подлежит восстановлению в виде возмещения причиненных этому лицу убытков, поддержана судами трех инстанций в рамках рассмотрения идентичного по предмету требований дела N А33-10063/2012.
От индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича, от открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых отклонены доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От Министерства строительства и архитектуры Красноярского края поступил отзыв, в котором заявило о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 18.07.2014.
Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей иных лиц, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича, открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" поддержали доводы возражений на жалобу.
При этом, представители индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича, открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" пояснили, в связи с тем, что Российской Федерацией не выполнены обязательства по установлению размера и порядка выплаты компенсации в связи с изъятием земельных участков, попадающих под затопление водохранилища Богучанской ГЭС, а земельные участки фактически изъяты в федеральную собственность, что возмещение стоимости изъятых земельных участков и утраченного имущества истца является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 597450 рублей убытков.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Индивидуальному предпринимателю Марковскому Ивану Дмитриевичу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- - земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общая площадь 39500 кв. м адрес объекта местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Кежемский район, с. Кежма, ул. Юбилейная, д. 46а, кадастровый номер 24:20:0200001:485 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.01.2011 серии 24 ЕИ N 786797; выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-359);
- - земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общая площадь 1500 кв. м, адрес объекта местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Кежемский район, с. Кежма, ул. Терешковой, д. 22, кадастровый номер 24:20:0200001:486 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.08.2010 серии 24 ЕИ N 698794; выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-355);
- - нежилое здание общей площадью 105,7 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24-24-17/001/2010-028 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2010 серии 24 ЕИ N 520455, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-364);
- - нежилое здание общей площадью 365 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24-24-17/001/2010-025 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2010 серии 24 ЕИ N 520456, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-357);
- - нежилое здание общей площадью 497,4 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Терешковой, 22, кадастровый номер 24:20:000000:02985 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00861, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-349);
- - сооружение общей площадью 295, 6 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00860, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-356);
- - сооружение общей площадью 969,9 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.10 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00859, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-347);
- - сооружение общей протяженностью 0,57 км по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.9 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00858, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-345);
- - нежилое здание общей площадью 22.00 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.8 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00857, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-352);
- - нежилое здание общей площадью 24.00 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.7 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00856, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-346);
- - нежилое здание общей площадью 11,9 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.6 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00855, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-362);
- - нежилое здание общей площадью 108,9 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.5 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00854, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-348);
- - нежилое здание общей площадью 194,6 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.4 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00853, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-354);
- - нежилое здание общей площадью 8,3 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.3 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00852, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-339);
- - нежилое здание общей площадью 14,4 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.2 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00851, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-344);
- - нежилое здание общей площадью 441,8 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00849, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-353).
Письмом от 09.10.2012 N 01-15-2696 на претензию индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича от 28.09.2012 Администрация Кежемского района Красноярского края сообщала, что Богучанское водохранилище в соответствии со ст. ст. 23, 26 Водного кодекса РФ, распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р относится к объектам федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжения которым относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти (Правительство РФ, Правительство Красноярского края).
Письмом от 12.11.2012 N 04-7632 на претензию индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича от 18.10.2012 ОАО "Богучанская ГЭС" сообщило, что ответственность за изъятие земельных участков, в зоне затопления Богучанского водохранилища возлагается на Российскую федерацию в лице федерального органа исполнительной власти, а причиненные таким изъятием соответствующие убытки компенсируются за счет федерального бюджета.
Письмом от 01.11.2012 N ОГ-Д23-5372 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщало индивидуальному предпринимателю Марковскому И.Д., что Правительство Красноярского края как государственный заказчик мероприятий по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС на территории региона обладает полномочиями по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд.
Главой администрации Кежемского района выдана справка от 08.04.2013 N 138 в том, что крестьянское хозяйство ИП Марковского И.Д. занималось хозяйственной деятельностью на территории Кежемского сельсовета до окончания санитарной зачистки населенных пунктов, подлежащих затоплению при подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС, т.е. до середины 2012 года.
Согласно протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке затопления Богучанской ГЭС N ВГ-05-59п от 29.04.2012, подписанному со стороны Правительства Красноярского края - В.П. Томенко, Министерства культуры РФ - Д.Л. Сергеевым, Министерства регионального развития РФ - В.А. Токарева ложе водохранилища признано готовым к затоплению до уровня 185 м НПУ.
Согласно протоколу совещания по вопросу закрытия донных отверстий Богучанской ГЭС и начала наполнения водохранилища Богучанской ГЭС от 29.04.2012, председательствующий - Заместитель Министра энергетики РФ Шишкин А.Н. и присутствующие: Заместитель Председателя Правления ОАО "РусГидро" Маслов А.В., Помощник заместителя Председателя Правительства РФ Самохвалов А.Ф., Руководитель Енисейского бассейнового водного управления Благов В.К., Первый заместитель генерального директора ОАО "ЦИУС ЕЭС" Тютяев А.А., Директор Департамента проектирования ОК "РУСАЛ" Королев Г.С., Главный инженер МЭС Сибири Балашов Н.Н., Член Правления ОАО "РусГидро" Богуш Б.Б., Первый заместитель Губернатора Красноярского края - председатель Правительства Красноярского края Томенко В.П., Министр экономики и регионального развития Красноярского края Цыкалов А.Г., Заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края Жгун В.Е., Директор ГКУ "Дирекция по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС" Рахимов Р.Ш., Глава Кежемского района Безматерных П.Ф., Глава администрации Кежемского района Шишкин А.И., И.о. генерального директора ОАО "Богучанская ГЭС" Краснов В.А., Главный инженер ОАО "Богучанская ГЭС" Демченко В.В., Заместитель генерального директора ОАО "Богучанская ГЭС" Гольдштейн М.Э., Генеральный директор ЗАО "Организатор строительства Богучанской ГЭС" Упоров В.А., Генеральный директор ЗАО "Заказчик строительства Богучанской ГЭС" Калмыков В.В. рассмотрели вопрос о готовности объектов Богучанской ГЭС и готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к заполнению водохранилища Богучанской ГЭС до отметки 185,0 м. Обменявшись мнениями, отметили: готовность напорного фронта гидротехнических сооружений Богучанской ГЭС обеспечена. Акт готовности напорного фронта Богучанской ГЭС от 23.03.2012 подписан рабочей комиссией; - акт (протокол) готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к наполнению до отметки 185,0 м подписан правительством Красноярского края и Кежемского района 29.04.2012; - Временные правила использования водных ресурсов водохранилища Богучанской ГЭС на период начального наполнения и первого этапа эксплуатации и Временные правила технической эксплуатации и благоустройства Богучанского водохранилища на период начального наполнения и первого этапа эксплуатации утверждены Федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР) 28.04.2012. Решили: начать заполнение ложа водохранилища Богучанской ГЭС 29.04.2012 до отм. 185,0 м, принять к сведению, что предписание Министерства культуры Красноярского края о запрете наполнения водохранилища Богучанской ГЭС N 9/12 от 05.03.2012 будет отозвано Правительством Красноярского края.
В подтверждение реализации Региональной программы за счет средств субсидий из федерального бюджета и строительства (реконструкция) объектов капитального строительства, Правительством Красноярского края представило в материалы дела следующие документы: - копии соглашений от 30.03.2010 N 15, от 18.07.2011 N 65, от 05.05.2012 N 58 о предоставлении в 2010, 2011, 2012 годах, соответственно, субсидий из федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов; - копию письма Правительства Красноярского края от 23.01.2013 N 3-0813; - копию письма Правительства Красноярского края от 20.12.2012 N 3-015000; - копию уведомления N 309-19-800-205 от 29.03.2013 о подтверждении потребности в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году; - копию свидетельства о праве государственной собственности Красноярского края от 16.01.2013 N 24 ЕК 720999 на детский сад-ясли на 140 мест, расположенный по адресу: Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, ул. Усенко, 4; - копию свидетельства о праве государственной собственности Красноярского края от 14.03.2013 N 24 ЕК 721507 на школу на 864 учащихся, расположенной по адресу: Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, ул. Усенко, 18.
ОАО "Богучанская ГЭС" в обоснование доводов в материалы представлены также:
- - паспорт инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", реализуемого при государственной поддержке за счет средств инвестиционного фонда РФ", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.11.2006 N 1708-р;
- - инвестиционное соглашение о совместном финансировании инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" за счет средств Инвестиционного фонда РФ и средств коммерческих организаций от 17.04.2007;
- - акт приемки санитарной очистки населенного пункта 2-го этапа приемочной комиссией N 3 от 25.08.2011;
- - письмо ГКУ "ДПВ БоГЭС" от 26.04.2012 N 13-1770 "О готовности ложа водохранилища";
- - протокол рабочего совещания, проведенного министром экономики и регионального развития Красноярского края N 44 от 04.05.2012;
- - письмо ГКУ "ДПВ БоГЭС" от 10.05.2012 N 03-1900 "Об исполнении решений протокола рабочего совещания N 44";
- - справка на 28.05.2012 УВБ 166,85 м "О завершении специальных мероприятий в ложе водохранилища Богучанской ГЭС до отм. НПУ 185 и 208 метров;
- - справка на 01.06.2012 УВБ 167,06 м "О завершении специальных мероприятий в ложе водохранилища Богучанской ГЭС до отм. НПУ 185 и 208 метров;
- - справка на 19.06.2012 УВБ 168,19 м "О завершении специальных мероприятий в ложе водохранилища Богучанской ГЭС до отм. НПУ 185 и 208 метров.
В подтверждение размера убытков истцом при обращении в суд с иском представлен отчет ООО "Центр независимой оценки" N 271/2012 от 08.08.2012 "Об оценке недвижимого имущества (16 наименований), принадлежащие Марковскому Ивану Дмитриевичу", согласно которому, общая рыночная стоимость объектов оценки составила 4 722 390 руб., с учетом НДС, из них: стоимость нежилых зданий составила 4124940 рублей; стоимость земельных участков составила 597450 рублей.
ОАО "Богучанская ГЭС" в материалы дела представлено заключение специалиста Центра независимых судебных экспертиз российского экологического фонда "ТЕХЭКО" Лазаревой П.В. N 5592/Ц "По результатам рецензирования отчета об оценке от 08.08.2012 N 271/2012 "Объект оценки: недвижимое имущество (16 наименований), принадлежащие Марковскому Ивану Дмитриевичу", разработанного ООО "Центр независимой оценки", согласно которому, в ходе проверки соответствия действий эксперта-оценщика при проведении оценки требованиям нормативных актов по оценке установлены замечания, требующие устранения.
Ссылаясь на то, что истцу в результате действий ответчиков по перекрытию донных отверстий и затоплению принадлежащего ему имущества причинены убытки, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском о взыскании с ответчика - ОАО "Богучанская ГЭС" 4124940 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты 14 затопленных объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) Марковского И.Д.; взыскании с ответчика - Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации 597450 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты двух земельных участков в зоне затопления Богучанской ГЭС.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Таким образом, право на возмещение вреда, причиненного государством в лице его органов, является одним из конституционных принципов, реализация которого осуществляется при применении гражданско-правовых норм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, направленных на восстановление имущественных прав потерпевшего лица.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьей 9, 10, 11, пункта 2 статьи 49, статей 55, 57, 63, 66, пункта 3 статьи 112 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 12, 15, 16, статьи 125, пункта 2 статьи 279, статей 280 - 283, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что Богучанское водохранилище относится к объектам федеральной собственности; земельные участки, принадлежащие истцу, утратили целевой назначение - стали землями водного фонда без согласия собственника, поскольку решений об изъятии земельных участков у истца путем выкупа органом федеральной власти не принималось, удовлетворяя требования в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 597450 рублей убытков, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за утрату земельных участков истца в зоне затопления Богучанской ГЭС возлагается законом в данном случае на Российскую Федерацию в лице федерального органа исполнительной власти, а причиненные таким изъятием соответствующие убытки компенсируются за счет федерального бюджета.
Оценив представленные в материалы дела доказательства на основании статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены принятого судом первой инстанции определения по приведенным заявителем доводам.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Лицо, право которого нарушено, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и его последствиями и вина правонарушителя.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из изложенного, а также статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо (потерпевший), защищающее свои гражданские права путем возмещения убытков, причиненных органами государственной власти, должно доказать совершение органом или его должностным лицом противоправного действия (бездействия), возникновение у потерпевшего убытков, их размер, причинно-следственную связь между действием (бездействием) и его последствиями. Деликтная ответственность государства также наступает при наличии состава правонарушения. Истец также должен доказать, что он предпринял все возможные меры для предотвращения возникновения убытков и уменьшения их размера.
Из содержания указанных норм следует, что требование о возмещении убытков может быть удовлетворено при наличии в совокупности доказательств, подтверждающих условия наступления гражданско-правовой ответственности. При этом неправомерность действий, размер ущерба и причинная связь доказываются истцом, а отсутствие вины - ответчиком.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при установлении в совокупности всех указанных элементов ответственности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец просит взыскать с ответчика Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации 597450 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты двух земельных участков в зоне затопления Богучанской ГЭС
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского). Полномочия по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано нормами Гражданского (ст. ст. 279 - 283) и Земельного (ст. ст. 49, 55, 57, 63) кодексов Российской Федерации.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением объектов федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что издание уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка является первым этапом в процессе изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водохранилище представляет собой самостоятельный водный объект (поверхностный водоем).
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенный в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р утвержден перечень водоемов, которые расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в число которых вошло Богучанское водохранилище
Учитывая изложенное суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Богучанское водохранилище относится к объектам федеральной собственности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р), полномочия по управлению и распоряжению которым относятся к компетенции федерального органа исполнительной власти, а значит, в соответствии пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской, решение об изъятии земельного участка у собственника путем выкупа для создания Богучанской ГЭС принимает федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации пата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статьей 283 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание указанные положения норм права, суд первой инстанции правомерно указал, что передача в собственность Российской Федерации спорного земельного участка возможна либо путем выкупа после достижения согласия с собственником о выкупной цене, либо путем выкупа по решению суда в соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд закреплены в статье 63 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности пункт 2 названной статьи предусматривает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
В пунктах 1, 4, 5 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262, установлено, что убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством. Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них. Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
Согласно правил, предусмотренным статьями 280 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 63 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение о предоставлении взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другого земельного участка с зачетом его стоимости в выкупную цену, а также возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемом земельном участке; возмещении в соответствии со статьей 62 Земельного кодекса Российской Федерации в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды, заключается собственником земельного участка с лицом, принявшим решение об изъятии земельного участка, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка.
Судом первой инстанции установлено, а также следует из материалов дела, объяснений ответчика, федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке решение об изъятии у индивидуального предпринимателя Марковского И.Д. земельных участков с кадастровым номером 24:20:0200001:485 и с кадастровым номером 24:20:0200001:486 не принимал, в установленном порядке Марковского И.Д. об изъятии земельного участка не уведомлял.
Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств наличия в ЕГРП сведений о государственной регистрации решения уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации об изъятии земельных участков.
В силу статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в том числе резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации.
Согласно статье 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.
Казна Российской Федерации входит в структуру Министерства финансов Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом изъятия земель, определенным в Земельном кодексе Российской Федерации лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Министерство экономики и регионального развития Красноярского края в соответствии со своим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 27.08.2009 N 55-п, не уполномочено принимать решения об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации и принимать решения о компенсации причиненных этим убытков.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание положения указанных норм законодательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответственность за изъятие земельных участков, в зоне затопления Богучанской ГЭС возлагается законом в данном случае на Российскую Федерацию в лице федерального органа исполнительной власти, а причиненные таким изъятием соответствующие убытки компенсируются за счет федерального бюджета.
Как разъяснено в пункте 12 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Поскольку причинение истцу расходов связано с бездействием Российской Федерации в лице Минфина России, выразившемся в невыделении денежных средств на возмещение расходов по изъятию, выкупу земельных участков в зоне Богучанского водохранилища, являющегося объектом федеральной собственности, следовательно, ответчиком является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, является несостоятельным.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец неоднократно обращался за решением вопросов о возмещении ему стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков в различные органы государственной и муниципальной власти, участвующие в принятии решений о начале затопления и составлении списков собственников в зоне затопления Богучанской ГЭС, по которым не приняты решения об изъятии земельных участков, решений о санитарной зачистке зоны затопления.
В подтверждение переписки в материалы дела представлено следующее.
Письмом от 09.10.2012 N 01-15-2696 на претензию индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича от 28.09.2012 Администрация Кежемского района Красноярского края сообщала, что Богучанское водохранилище в соответствии со ст. ст. 23, 26 Водного кодекса РФ, распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р относится к объектам федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжения которым относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти (Правительство РФ, Правительство Красноярского края).
Письмом от 12.11.2012 N 04-7632 на претензию индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича от 18.10.2012 ОАО "Богучанская ГЭС" сообщило, что ответственность за изъятие земельных участков, в зоне затопления Богучанского водохранилища возлагается на Российскую федерацию в лице федерального органа исполнительной власти, а причиненные таким изъятием соответствующие убытки компенсируются за счет федерального бюджета.
Письмом от 01.11.2012 N ОГ-Д23-5372 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщало индивидуальному предпринимателю Марковскому И.Д., что Правительство Красноярского края как государственный заказчик мероприятий по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС на территории региона обладает полномочиями по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд. Отвод земель под водохранилище Богучанской ГЭС был произведен в 1986 году (распоряжение Совета Министров РСФСР от 17.03.1986 года N 332-р).
Главой администрации Кежемского района выдана справка от 08.04.2013 N 138 в том, что крестьянское хозяйство ИП Марковского И.Д. занималось хозяйственной деятельностью на территории Кежемского сельсовета до окончания санитарной зачистки населенных пунктов, подлежащих затоплению при подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС, т.е. до середины 2012 года.
Согласно протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке затопления Богучанской ГЭС N ВГ-05-59п от 29.04.2012, подписанному со стороны Правительства Красноярского края - В.П. Томенко, Министерства культуры РФ - Д.Л. Сергеевым, Министерства регионального развития РФ - В.А. Токарева ложе водохранилища признано готовым к затоплению до уровня 185 м НПУ.
Согласно протоколу совещания по вопросу закрытия донных отверстий Богучанской ГЭС и начала наполнения водохранилища Богучанской ГЭС от 29.04.2012, председательствующий - заместитель Министра энергетики Российской Федерации Шишкин А.Н. и присутствующие: заместитель Председателя Правления ОАО "РусГидро" Маслов А.В., помощник заместителя Председателя Правительства РФ Самохвалов А.Ф., Руководитель Енисейского бассейнового водного управления Благов В.К., первый заместитель генерального директора ОАО "ЦИУС ЕЭС" Тютяев А.А., директор Департамента проектирования ОК "РУСАЛ" Королев Г.С., главный инженер МЭС Сибири Балашов Н.Н., член Правления ОАО "РусГидро" Богуш Б.Б., первый заместитель Губернатора Красноярского края - председатель Правительства Красноярского края Томенко В.П., Министр экономики и регионального развития Красноярского края Цыкалов А.Г., заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края Жгун В.Е., директор ГКУ "Дирекция по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС" Рахимов Р.Ш., Глава Кежемского района Безматерных П.Ф., Глава администрации Кежемского района Шишкин А.И., И.о. генерального директора ОАО "Богучанская ГЭС" Краснов В.А., главный инженер ОАО "Богучанская ГЭС" Демченко В.В., заместитель генерального директора ОАО "Богучанская ГЭС" Гольдштейн М.Э., генеральный директор ЗАО "Организатор строительства Богучанской ГЭС" Упоров В.А., генеральный директор ЗАО "Заказчик строительства Богучанской ГЭС" Калмыков В.В. рассмотрели вопрос о готовности объектов Богучанской ГЭС и готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к заполнению водохранилища Богучанской ГЭС до отметки 185,0 м. Обменявшись мнениями, отметили: готовность напорного фронта гидротехнических сооружений Богучанской ГЭС обеспечена. Акт готовности напорного фронта Богучанской ГЭС от 23.03.2012 подписан рабочей комиссией; -акт (протокол) готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к наполнению до отметки 185,0 м подписан правительством Красноярского края и Кежемского района 29.04.2012; - Временные правила использования водных ресурсов водохранилища Богучанской ГЭС на период начального наполнения и первого этапа эксплуатации и Временные правила технической эксплуатации и благоустройства Богучанского водохранилища на период начального наполнения и первого этапа эксплуатации утверждены Федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР) 28.04.2012. Решили: начать заполнение ложа водохранилища Богучанской ГЭС 29.04.2012 до отм. 185,0 м, принять к сведению, что предписание Министерства культуры Красноярского края о запрете наполнения водохранилища Богучанской ГЭС N 9/12 от 05.03.2012 будет отозвано Правительством Красноярского края.
Судом первой инстанции установлено, что документами, представленными в материалы дела подтвержден и не оспаривается лицами, участвующими в деле, факт затопления водохранилищем Богучанской ГЭС недвижимого имущества, в том числе земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Марковскому И.Д. Доказательства какой-либо компенсации затопленного имущества суду также не представлены.
Истцом в подтверждение размера убытков при обращении в суд с иском представлен отчет ООО "Центр независимой оценки" N 271/2012 от 08.08.2012 "Об оценке недвижимого имущества (16 наименований), принадлежащие Марковскому Ивану Дмитриевичу", согласно которому, общая рыночная стоимость объектов оценки составила 4722390 рублей, с учетом НДС, из них: стоимость нежилых зданий составила 4124940 рублей; стоимость земельных участков составила 597450 рублей.
При этом, судом первой инстанции установлено, что заключение специалиста N 5592/Ц от 11.03.2014 по результатам рецензирования отчета об оценке от 08.08.2012 N 271/2012, представленное ОАО "Богучанская ГЭС" не является надлежащим доказательством по делу в части определения размера убытков, так как носит информативный характер и не опровергает стоимостную оценку имущества истца, представленную в отчете об оценке от 08.08.2012 N 271/2012. Какие либо иные доказательства недостоверности рыночной стоимости недвижимого имущества в материалы дела не представлены. Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности истцом совокупности условий, при которых убытки в размере 597450 рублей стоимости земельных участков подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы Министерства финансов Российской Федерации о том, что к затоплению объектов истца привели действия ОАО "Богучанская ГЭС" по закрытию донных отверстий, не оценившего возможность выполнения указанных работ без нарушения законов, охраняющих право частной собственности, судом первой инстанции правомерно не были приняты во внимание, поскольку резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации относится согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации. Наделение федерального органа полномочиями по распоряжению Богучанским водохранилищем, а также создание учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета для реализации мероприятий по охране Богучанского водохранилища подтверждает право собственности Российской Федерации на указанный объект. Российской Федерацией не были своевременно приняты решения об изъятии объектов недвижимого имущества истца, в связи с чем на Российскую Федерацию должна быть возложена ответственность за незаконное бездействие соответствующих ее органов по изъятию и выкупу земельных участков и других объектов недвижимого имущества.
Следовательно, доводы заявителя жалобы о том, что суд не учел пояснений ответчика относительно отсутствия предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации условий деликтного правонарушения в действиях должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации; судом вообще не исследовался вопрос о вине причинителя вреда, а также ссылки заявителя жалобы на то, что судом при рассмотрении дела был сделан вывод о незаконном бездействии Российской Федерации, однако, при этом, не были установлены конкретный государственный орган, на котором лежит обязанность по совершению юридически-значимых действий в отношении истца, должностное лицо данного органа, не принимаются судом апелляционной инстанции как несостоятельный. Кроме того, как указано выше Богучанское водохранилище относится к объектам федеральной собственности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р), полномочия по управлению и распоряжению которым относятся к компетенции федерального органа исполнительной власти, а значит, в соответствии пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской, решение об изъятии земельного участка у собственника путем выкупа для создания Богучанской ГЭС принимает федеральный орган исполнительной власти.
Учитывая, что требование истца о взыскании с ответчика - ОАО "Богучанская ГЭС" 4124940 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты в связи с затоплением 14 объектов недвижимого имущества, принадлежащих Марковскому И.Д. на праве собственности, заявлены к ненадлежащему ответчику, суд сделал правомерный вывод о необоснованности требований по вышеизложенным причинам и отказал в указанной части в удовлетворении иска.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения указанных норм права, а также статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя жалобы о том, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон, являются несостоятельными.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда первой инстанции на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4515/2010, а также на дело N А33-10063/2012 не может быть признана обоснованной, поскольку указанное постановление N 4515/2010, а также решение по делу N А33-10063/2012 приняты по делу с иными фактическими обстоятельствами.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Красноярского края.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда Красноярского края.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 мая 2014 года по делу N А33-44/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ

Судьи
А.Н.БАБЕНКО
О.В.ПЕТРОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)