Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2014 N Ф03-75/2014 ПО ДЕЛУ N А51-18890/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. N Ф03-75/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел кассационную жалобу администрации города Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на решение от 15.08.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013
по делу N А51-18890/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева,
в суде апелляционной инстанции судьи А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеева
по заявлению индивидуального предпринимателя Гудимова Павла
Александровича
к администрации города Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
о признании незаконным решения
Индивидуальный предприниматель Гудимов Павел Александрович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (далее - администрация), оформленного письмом от 03.06.2013 N 7859/20У, и обязании управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УГиА администрации города Владивостока, управление) утвердить и выдать предпринимателю Гудимову Павлу Александровичу схему расположении земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории в районе ул. Семирадского, 52, в г. Владивостоке площадью 1 315 кв. м для целей, не связанных со строительством: для размещения павильона бытового обслуживания (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 15.08.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013, заявленные требования удовлетворены; суд обязал управление в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать предпринимателю Гудимову Павлу Александровичу схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории в районе ул. Семирадского, 52 в г. Владивостоке площадью 1 315 кв. м для целей, не связанных со строительством: для размещения павильона бытового обслуживания.
В кассационной жалобе администрация и управление просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты как не соответствующие нормам права. Заявители указывают, что в границах спорного земельного участка находятся зеленые насаждения, которые подлежат вырубке при установке павильона для бытового обслуживания. Кроме того, в границах участка расположены: высоковольтная линия, принадлежащая ОАО "Оборонэнерго"; водопровод, принадлежащий КГУП "Приморский водоканал". Считают, что суды не учли того, что высоковольтные линии введены в эксплуатацию до принятия Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160). Этими же правилами установлена возможность внесения соответствующих сведений до 01.01.2015.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, предприниматель Гудимов П.А. обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1315 кв. м, расположенного в районе ул. Семирадского, 52, для целей, не связанных со строительством: для размещения объектов бытового обслуживания.
Департамент, действуя в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), направил указанное заявление общества в администрацию г. Владивостока для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Администрация письмом от 03.06.2013 N 7859/20У, направленным, в том числе, в адрес предпринимателя, указала на отсутствие оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, мотивировав нахождением в границах испрашиваемого земельного участка деревьев, наложением земельного участка на охранную зону инженерных коммуникаций, а также сослалось на необоснованно завышенную площадь земельного участка.
Предприниматель Гудимов П.А., расценив данное письмо как отказ в утверждении схемы земельного участка и полагая его не соответствующим положениям статьи 34 ЗК РФ, нарушающим права и законные интересы предпринимателя, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просил обязать УГиА администрации города Владивостока утвердить и выдать предпринимателю соответствующую схему земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как установлено судом, на территории г. Владивостока полномочиями, в том числе по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, наделено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на основании пунктов 1.1, 1.3, 4 - 18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного решением думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Порядок утверждения и выдачи схемы земельного участка урегулирован регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 (далее по тексту - Регламент).
В силу пункта 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является: 1) издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 2) отказ в предоставлении услуги.
Пунктом 2.8 Регламента установлены основания для отказа в предоставлении услуги: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, испрашиваемый земельный участок находится на свободной территории, в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3). Данное следует из фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока. Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, допускается размещение объектов бытового обслуживания в качестве основного вида разрешенного использования (статья 25 Правил землепользования и застройки).
Кроме того, установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка проходит водопровод, принадлежащий КГУП "Приморский водоканал", а также ЛЭП 6 кВ., принадлежащая ОАО "Оборонэнерго", что подтверждается письмом УГиА администрации г. Владивостока от 11.07.2013 N 27/2-11-2109, выкопировкой карты города с нанесенными линиями инженерных сетей.
При разрешении спора суды, установив, что заявление предпринимателя по содержанию соответствует требованиям п. 3 ст. 34 ЗК РФ, а приведенные в обоснование отказа в утверждении схемы земельного участка мотивы о расположении земельного участка в границах технической зоны инженерных коммуникаций (водопровод) не препятствуют формированию земельного участка, и, принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих, что земельный участок находится в охранной зоне электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (1 кВ), удовлетворили требования предпринимателя. При этом суды учли, что согласно п. 6 Правил N 160 охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Кроме того суды указали, что факт наличия охранных зон в пределах испрашиваемого земельного участка будет иметь значение в рамках рассмотрения вопроса непосредственно о предоставлении земельного участка, и не может быть рассмотрен в качестве основания для отказа в утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории. Суд принял во внимание, что при утверждении схемы размещения земельного участка, во-первых, уполномоченный орган сам имеет возможность скорректировать размещение земельного участка, испрашиваемого ориентировочной площадью, а, во-вторых, сам заявитель с учетом существующих ограничений вправе корректировать площадь и местоположение испрашиваемого земельного участка.
Между тем данные выводы сделаны без учета следующего.
Как указано выше предоставление земельного участка для целей не связанных со строительством регулируется нормами статьи 34 ЗК РФ, а также правовыми актами обеспечивающие соответствующее предоставление. В частности, утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории осуществляется органом местного самоуправления, обладающим всей информацией по землям, находящимся, в том числе в границах муниципального образования согласно утвержденной в установленном порядке градостроительной документации.
Установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка расположены объекты электросетевого хозяйства: ЛЭП 6 кВ.
Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил от 24.02.2009 N 160 в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Таким образом, при фактическом наличии объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт установление охранной зоны и соблюдение особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, обязательно.
По настоящему спору суды вопрос о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах охранной зоны ЛЭП 6 кВ не рассматривали; не устанавливали площадь соответствующего наложения испрашиваемого земельного участка на охранную зону ЛЭП (полностью либо частично); не выясняли возможность использования земельного участка по назначению.
Вместе с тем такое выяснение в силу вышеприведенных норм права на стадии утверждения схемы земельного участка обязательно, поскольку при установлении законных ограничений по использованию земельного участка проведение последующих процедур по оформлению земельного участка (выполнение за счет заявителя кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет); по решению вопроса о предоставлении земельного участка (вопрос о предоставлении земельного участка решается в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ)) не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, и повлечет необоснованные расходы заявителя.
В этой связи также нецелесообразна корректировка площади уже сформированного земельного участка в целях установления существующей охранной зоны ЛЭП.
Поскольку судами в должной мере не рассмотрены все основания, препятствующие утверждению схемы земельного участка, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить решение, постановление как принятые по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значения для настоящего спора, и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 15.08.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 по делу N А51-18890/2013 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Ю.ЛЕСНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)