Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мингереша С.Ф. на решение Новгородского областного суда от 16 апреля 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Мингереша С.Ф. - Семенова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Мингереш С.Ф является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, город <...>, <...> городское поселение, м. <...>.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 7 февраля 2014 года и составляет <...> рублей <...> копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Мингереш С.Ф. обратился в суд с заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере <...> рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года.
Решением Новгородского областного суда от 16 апреля 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Мингереш С.Ф. просит об отмене указанного решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 1 августа 2013 года N 3 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам Новгородской области и городскому округу (приложение 1) по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 7 февраля 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Отказывая в удовлетворении заявленного Мингерешем С.Ф. требования, суд исходил из того, что определение рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года не отражает его действительную рыночную стоимость на дату определения кадастровой стоимости 7 февраля 2014 года.
Однако судом не учтено, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости на дату внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости предусмотрено в определенных статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ случаях осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости. Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером <...> к таким случаям не относится.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> область, район <...>, городское поселение город <...>, город <...>, м. <...>, с разрешенным видом использования для размещения зданий, строений, сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, под строительство склада хозяйственных и промышленных товаров, площадью <...> кв. м, является ранее образованным земельным участком с кадастровым номером <...>, расположенным по тому же адресу, с тем же разрешенным видом использования и той же площадью, поставленным на государственный кадастровый учет 12 апреля 2011 года, и вошедшим в перечень объектов недвижимости, подлежавших государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2012 года.
В этой связи рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> была определена по состоянию на 1 января 2012 года. Таким образом, по материалам дела установлено, что до постановки сформированного в 2011 году земельного участка на кадастровый учет 7 февраля 2014 года ни его качественные, ни количественные характеристики, которые влекли бы за собой изменение кадастровой стоимости, не изменились. Изменение кадастрового номера земельного участка не является фактором, влияющим на его стоимость. Следовательно, считать, что рыночная стоимость, определенная заявителем по состоянию на 1 января 2012 года, является недостоверной, у суда не имелось оснований.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Мингерешем С.Ф. к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости были приложены отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года N 36-14 от 29 октября 2014 года, выполненный ООО "Аудиторско-консалтинговая группа "Новгородаудит", и положительное экспертное заключение N 42483/2014 от 28 ноября 2014 года, выполненное Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной Мингерешем С.Ф. рыночной стоимости земельных участков лежит на заинтересованных лицах.
Доказательств, которые опровергали бы представленную заявителем рыночную стоимость земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 56 и части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Новгородского областного суда от 16 апреля 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление Мингереша С.Ф. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, город <...>, <...> городское поселение, м. <...>, в размере его рыночной стоимости, равной <...>) рублей и определенной по состоянию на 1 января 2012 года.
Датой подачи заявления считать 5 декабря 2014 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.08.2015 N 84-АПГ15-5
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. N 84-АПГ15-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мингереша С.Ф. на решение Новгородского областного суда от 16 апреля 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Мингереша С.Ф. - Семенова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Мингереш С.Ф является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, город <...>, <...> городское поселение, м. <...>.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 7 февраля 2014 года и составляет <...> рублей <...> копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Мингереш С.Ф. обратился в суд с заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере <...> рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года.
Решением Новгородского областного суда от 16 апреля 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Мингереш С.Ф. просит об отмене указанного решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 1 августа 2013 года N 3 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам Новгородской области и городскому округу (приложение 1) по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 7 февраля 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Отказывая в удовлетворении заявленного Мингерешем С.Ф. требования, суд исходил из того, что определение рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года не отражает его действительную рыночную стоимость на дату определения кадастровой стоимости 7 февраля 2014 года.
Однако судом не учтено, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости на дату внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости предусмотрено в определенных статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ случаях осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости. Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером <...> к таким случаям не относится.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> область, район <...>, городское поселение город <...>, город <...>, м. <...>, с разрешенным видом использования для размещения зданий, строений, сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, под строительство склада хозяйственных и промышленных товаров, площадью <...> кв. м, является ранее образованным земельным участком с кадастровым номером <...>, расположенным по тому же адресу, с тем же разрешенным видом использования и той же площадью, поставленным на государственный кадастровый учет 12 апреля 2011 года, и вошедшим в перечень объектов недвижимости, подлежавших государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2012 года.
В этой связи рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> была определена по состоянию на 1 января 2012 года. Таким образом, по материалам дела установлено, что до постановки сформированного в 2011 году земельного участка на кадастровый учет 7 февраля 2014 года ни его качественные, ни количественные характеристики, которые влекли бы за собой изменение кадастровой стоимости, не изменились. Изменение кадастрового номера земельного участка не является фактором, влияющим на его стоимость. Следовательно, считать, что рыночная стоимость, определенная заявителем по состоянию на 1 января 2012 года, является недостоверной, у суда не имелось оснований.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Мингерешем С.Ф. к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости были приложены отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года N 36-14 от 29 октября 2014 года, выполненный ООО "Аудиторско-консалтинговая группа "Новгородаудит", и положительное экспертное заключение N 42483/2014 от 28 ноября 2014 года, выполненное Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной Мингерешем С.Ф. рыночной стоимости земельных участков лежит на заинтересованных лицах.
Доказательств, которые опровергали бы представленную заявителем рыночную стоимость земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 56 и части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Новгородского областного суда от 16 апреля 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление Мингереша С.Ф. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, город <...>, <...> городское поселение, м. <...>, в размере его рыночной стоимости, равной <...>) рублей и определенной по состоянию на 1 января 2012 года.
Датой подачи заявления считать 5 декабря 2014 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)