Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пичуева Сергея Валерьевича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 апреля 2015 года по делу N А78-312/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Пичуева Сергея Валерьевича (местожительства: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, Гагарина, д. 7, кв. 16 (ОГРН 310752416100014, ИНН 752402554934) к Администрации муниципального района "Читинский район" (местонахождение: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 157 (ОГРН 1027500847934, ИНН 7524000811) об оспаривании постановления от 23.10.2014 г N 2881 и результатов торгов по продаже права аренды земельного участка, состоявшихся 02.12.2014 г.
суд первой инстанции, судья Литвинцев А.Б.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Пичуева С.В., личность установлена на основании паспорта;
- от заинтересованного лица: Стамбулова А.Д., представителя по доверенности от 10.02.2015;
- от третьих лиц:
1) Администрация городского поселения "Атамановское" (ОГРН 1057524018837 ИНН 7524012447): Бянкиной К.М., представителя по доверенности от 09.06.2015;
2) Шишмарева Юлия Валерьевна: не было;
Заявитель, индивидуальный предприниматель Пичуев Сергей Валерьевич, обратился с заявлением к администрации муниципального района "Читинский район" о признании недействительным постановления Администрации муниципального района "Читинский район" от 23.10.2014 г. N 2881 "О проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка"; результаты торгов открытого аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, состоявшегося 02.12.2014 г.
Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2015 заявителю отказано в удовлетворении требований полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Поскольку договор аренды спорного земельного участка заключен между администрацией городского поселения "Атамановское" и предпринимателем Пичуевым С.В. 01.10.21010 г., то есть после вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", заключение договора аренды данного земельного участка на новый срок без проведения торгов не допустимо.
Следовательно, по истечении срока действия указанного договора аренды земельного участка предприниматель Пичуев С.В. утратил право владения и пользования спорным земельным участком.
В рассматриваемом периоде организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществлялась на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808.
Материалами дела установлено, что предприниматель Пичуев С.В. администрацией района в сентябре 2013 г. был уведомлен о том, право аренды спорного земельного участка будет предоставлено по результатам аукциона. Информация о проведении аукциона будет размещена, в том числе на сайте в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru).
Извещение о проведении торгов N 241014/0131337/01 с порядком проведения аукциона организатором торгов - администрацией муниципального района "Читинский район" было размещено на сайте www.torgi.gov.ru 24.10.2014 г., с указанием даты окончания приема заявок 27.11.2014 г., то есть в соответствии с требованиями вышеназванных Правил.
Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что указанный земельный участок находится у заявителя в аренде в порядке ст. 621 Гражданского кодекса. На указанном участке находится торговый киоск. Надлежащего опубликования сведений о проведении торгов не было, в связи с чем предприниматель не смог принять участие в торгах.
Представитель Администрации муниципального района "Читинский район" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представитель Администрации городского поселения "Атамановское" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Шишмарева Юлия Валерьевна, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200286753293.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 27.05.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 01.10.2010 г. между администрацией городского поселения "Атамановское" и Пичуевым С.В. был заключен договор N 9 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, между магазинами "Санта-Маркет" и "Фламинго", общей площадью 0,0048 га, из земель поселений, для коммерческих целей - установка торгового киоска остановочного типа.
Срок аренды земельного участка - 11 месяцев, с 01.10.2010 по 01.09.2011 (л.д. 9-10). Основанием для заключения договора явилось постановление Главы администрации городского поселения от 30.07.2010 г. N 344 (т. 1, л.д. 11).
В дальнейшем сторонами договора заключались дополнительные соглашения к договору от 30.08.2011 и от 01.07.2012 по продлении срока действия договора аренды земельного участка N 9 от 01.10.2010 г., соответственно, до 30.07.2012 и 30.06.2013 (т. 1, 12, 13).
17.04.2013 г. предприниматель Пичуев С.В. обратился в администрацию района с заявлением, в котором просил предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, для коммерческой деятельности в аренду сроком на 5 лет (т. 1, л.д. 56).
С аналогичным ходатайством в интересах Пичуева С.В. в администрацию района обратилась и администрация поселения (письмо исх. 422 от 18.03.2013 (т. 1, л.д. 57).
11.09.2013 г. предпринимателем Пичуевым С.В. было получено уведомление от администрации района, оформленное письмом от 29.08.2013 г. N 2-11/376, в котором Управление имущественных и земельным отношений и архитектуры администрации района уведомило его о том, что рассмотрев заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка в аренду, было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, 168-в, согласно Земельному кодексу РФ.
Как указано в уведомлении, Информация о проведении аукциона будет размещена в периодическом издании "Забайкальский рабочий", а также на сайте в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru) (т. 1, л.д. 58).
15.11.2013 г. администрацией муниципального района "Читинский район" принято постановление N 4789 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в" с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (т. 1, л.д. 59, 60).
23.10.2014 г. администрацией муниципального района "Читинский район" принято постановление N 2881 "О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район" (т. 1, л.д. 61).
Названным постановлением предусмотрено, в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", Управлению градостроительства и земельных отношений администрации района провести открытый аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район", для коммерческих целей - установка торговых павильонов. Управлению разместить на сайте www.torgi.gov.ru извещение о проведении аукциона и порядок его проведения согласно приложению. 24.10.2014 г. на указанном сайте было размещено извещение о проведении торгов N 241014/0131337/01.
Согласно лоту 2 предметом аукциона является право заключения договора аренды на земельный участок, расположенный на территории муниципального района "Читинский район", государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 75:22:272901:252, площадью 96 кв. м, находящийся по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, сроком на 5 лет, с условием продления договора аренды земельного участка на новый срок по соглашению сторон.
Согласно протокола N 2 от 02.12.2014 г. победителем аукциона по лоту 2 признана Шишмарева Ю.В. (т. 1, л. 66).
Предприниматель, посчитав, что постановлением администрации муниципального района "Читинский район" N 2881 "О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район" от 23.10.2014 (т. 1, л.д. 61, 19) нарушаются его права и законные интересы как арендатора указанного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему торговый киоск, обратился в суд с требованием о признании данного постановления незаконным.
Предприниматель также, посчитав, что при проведении торгов по продаже права аренды указанного земельного участка были нарушены правила их проведения, поскольку в установленном порядке не была размещена информация об их проведении, что не позволило ему участвовать в указанном аукционе, обратился в суд с требованием об оспаривании итогов аукциона, результаты которого отражены в протоколе N 2 от 02.12.2014.
Рассмотрев требование об оспаривании постановления N 2881 "О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район" от 23.10.2014 суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из данного постановления, им предписано, в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", Управлению градостроительства и земельных отношений администрации района провести открытый аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район", для коммерческих целей - установка торговых павильонов, в том числе согласно приложению N 1 права аренды земельного участка площадью 96 кв. м с кадастровым номером 75:22:272901:252 расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в.
Стороны, данные обстоятельства не оспаривают.
В то же время из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что на земельном участке с кадастровым номером 75:22:272901:252 площадью 96 кв. м расположенным по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в располагается торговый киоск принадлежащий заявителю, а в площадь указанного земельного участка, включена площадь земельного участка (0,0048 га), ранее предоставленного предпринимателю для размещения нестационарного торгового объекта по договору N 9 аренды земельного участка от 01.10.2010, (расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, между магазинами "Санта-Маркет" и "Фламинго", общей площадью 0,0048 га, из земель поселений, для коммерческих целей - установка торгового киоска остановочного типа). В дальнейшем сторонами договора заключались дополнительные соглашения к договору от 30.08.2011 и от 01.07.2012 по продлении срока действия договора аренды земельного участка N 9 от 01.10.2010 г., соответственно, до 30.07.2012 и 30.06.2013 (т. 1, 12, 13).
Статьей 621 Гражданского кодекса установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В материалах дела отсутствуют сведения о возражении арендатора о пользовании предпринимателем земельным участком.
При этом, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку указанный договор не содержит существенных сведений о земельном участке, переданном предпринимателю в аренду, а именно его кадастрового номера, данный договор не может быть признан заключенным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
(Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 7638/11 по делу N А43-20629/2010).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В статье 29 Земельного кодекса установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Поскольку спорный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномоченным органом по распоряжению данным земельным участком является администрация муниципального района "Читинский район".
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что администрация муниципального района "Читинский район" на законных основаниях имела право организовать продажу права аренды земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252 площадью 96 кв. м расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в путем проведения соответствующего аукциона.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что постановление Администрации муниципального района "Читинский район" от 23.10.2014 г. N 2881 "О проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка" в части касающейся указанного земельного участка не нарушает права и законных интересов предпринимателя и в полной мере соответствует действующему законодательству.
В удовлетворении требований в данной части заявителю апелляционной жалобы надлежит отказать.
В силу требований, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", введенной в действие с 02.07.2008 г., заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Статьей 38 Земельного кодекса предусмотрено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка (ч. 1).
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация (ч. 2).
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (ч. 3).
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (ч. 4).
Статьей 34 Земельного кодекса установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (ч. 2).
В рассматриваемом периоде организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществлялась на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 (прекратившие действие с 01.03.2015).
Названными Правилами установлено, что торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса (пункт 2).
В пункте 8 названных Правил установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:
а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;
г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
д) наименование организатора торгов;
е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
з) условия конкурса;
и) место, дата, время и порядок определения участников торгов;
к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;
м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности;
н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;
о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Пунктом 7 ст. 37 Устава муниципального района "Читинский район" установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Ингода".
Официальным обнародованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте читинск.забайкальскийкрай.ру.
При официальном опубликовании или обнародовании муниципального правового акта, указывается, что данное опубликование или обнародование является официальным.
При этом, реализация ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обусловлена тем, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, а целями применения в том числе данной нормы, являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
По смыслу приведенного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под собственное использование, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Статьей 448 Гражданского кодекса установлено, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (ч. 2).
Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов (ч. 3).
Оценивая вопрос соблюдения организатором торгов названных положений, суд апелляционной инстанции усматривает следующее.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно ст. 66 АПК РФ, доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что организатор торгов, в нарушение п. 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808, названных норм Земельного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального района "Читинский район", Гражданского кодекса не проинформировал надлежащим образом об условиях предстоящего аукциона.
Так, материалами дела не подтверждается и не оспаривается участниками, что извещение о предстоящем проведении открытого аукциона не было опубликовано ни в печатном издании "Забайкальский рабочий", ни в официальном печатном издании муниципального образования муниципальный район "Читинский район" газете "Ингода", ни в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте читинск.забайкальскийкрай.ру.
Единственным местом опубликования такой информации явился сайт в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru).
Ссылка администрации муниципальный район "Читинский район" на Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в данном случае судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
Как следует из названных выше норм права информация (извещение) о проведении торгов должна быть опубликована организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения. Согласно извещению, имеющемуся в материалах дела, датой проведения аукциона определено 02.12.2014.
Названная редакция не устанавливала обязанности опубликования на сайте www.torgi.gov.ru, используемого в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации, информации о проведении аукционов по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка, за исключением предоставления его для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Принимая во внимание, что заявитель по делу имел экономический интерес на участие в названном аукционе, поскольку на указанном земельном участке располагается, на законных основаниях принадлежащий ему нестационарный торговый объект, и, учитывая, что рассматриваемый аукцион проведен с существенными нарушениями установленных правил его проведения, в данной части требования заявителя подлежат удовлетворению, результаты торгов открытого аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, состоявшегося 02.12.2014 г. признанию недействительными.
В силу указанных обстоятельств, решение суда подлежит изменению, в связи несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (ст. 270 АПК РФ).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "24" апреля 2015 года по делу N А78-312/2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Пичуева Сергея Валерьевича о признании недействительными результатов торгов открытого аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, состоявшегося 02.12.2014 г.
В отмененной части принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными результаты торгов открытого аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, состоявшегося 02.12.2014 г.
В остальной части решение Арбитражного суда Забайкальского края от "24" апреля 2015 года по делу N А78-312/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2015 N 04АП-977/2015 ПО ДЕЛУ N А78-312/2015
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. по делу N А78-312/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пичуева Сергея Валерьевича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 апреля 2015 года по делу N А78-312/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Пичуева Сергея Валерьевича (местожительства: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, Гагарина, д. 7, кв. 16 (ОГРН 310752416100014, ИНН 752402554934) к Администрации муниципального района "Читинский район" (местонахождение: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 157 (ОГРН 1027500847934, ИНН 7524000811) об оспаривании постановления от 23.10.2014 г N 2881 и результатов торгов по продаже права аренды земельного участка, состоявшихся 02.12.2014 г.
суд первой инстанции, судья Литвинцев А.Б.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Пичуева С.В., личность установлена на основании паспорта;
- от заинтересованного лица: Стамбулова А.Д., представителя по доверенности от 10.02.2015;
- от третьих лиц:
1) Администрация городского поселения "Атамановское" (ОГРН 1057524018837 ИНН 7524012447): Бянкиной К.М., представителя по доверенности от 09.06.2015;
2) Шишмарева Юлия Валерьевна: не было;
установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Пичуев Сергей Валерьевич, обратился с заявлением к администрации муниципального района "Читинский район" о признании недействительным постановления Администрации муниципального района "Читинский район" от 23.10.2014 г. N 2881 "О проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка"; результаты торгов открытого аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, состоявшегося 02.12.2014 г.
Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2015 заявителю отказано в удовлетворении требований полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Поскольку договор аренды спорного земельного участка заключен между администрацией городского поселения "Атамановское" и предпринимателем Пичуевым С.В. 01.10.21010 г., то есть после вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", заключение договора аренды данного земельного участка на новый срок без проведения торгов не допустимо.
Следовательно, по истечении срока действия указанного договора аренды земельного участка предприниматель Пичуев С.В. утратил право владения и пользования спорным земельным участком.
В рассматриваемом периоде организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществлялась на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808.
Материалами дела установлено, что предприниматель Пичуев С.В. администрацией района в сентябре 2013 г. был уведомлен о том, право аренды спорного земельного участка будет предоставлено по результатам аукциона. Информация о проведении аукциона будет размещена, в том числе на сайте в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru).
Извещение о проведении торгов N 241014/0131337/01 с порядком проведения аукциона организатором торгов - администрацией муниципального района "Читинский район" было размещено на сайте www.torgi.gov.ru 24.10.2014 г., с указанием даты окончания приема заявок 27.11.2014 г., то есть в соответствии с требованиями вышеназванных Правил.
Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что указанный земельный участок находится у заявителя в аренде в порядке ст. 621 Гражданского кодекса. На указанном участке находится торговый киоск. Надлежащего опубликования сведений о проведении торгов не было, в связи с чем предприниматель не смог принять участие в торгах.
Представитель Администрации муниципального района "Читинский район" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представитель Администрации городского поселения "Атамановское" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Шишмарева Юлия Валерьевна, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200286753293.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 27.05.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 01.10.2010 г. между администрацией городского поселения "Атамановское" и Пичуевым С.В. был заключен договор N 9 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, между магазинами "Санта-Маркет" и "Фламинго", общей площадью 0,0048 га, из земель поселений, для коммерческих целей - установка торгового киоска остановочного типа.
Срок аренды земельного участка - 11 месяцев, с 01.10.2010 по 01.09.2011 (л.д. 9-10). Основанием для заключения договора явилось постановление Главы администрации городского поселения от 30.07.2010 г. N 344 (т. 1, л.д. 11).
В дальнейшем сторонами договора заключались дополнительные соглашения к договору от 30.08.2011 и от 01.07.2012 по продлении срока действия договора аренды земельного участка N 9 от 01.10.2010 г., соответственно, до 30.07.2012 и 30.06.2013 (т. 1, 12, 13).
17.04.2013 г. предприниматель Пичуев С.В. обратился в администрацию района с заявлением, в котором просил предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, для коммерческой деятельности в аренду сроком на 5 лет (т. 1, л.д. 56).
С аналогичным ходатайством в интересах Пичуева С.В. в администрацию района обратилась и администрация поселения (письмо исх. 422 от 18.03.2013 (т. 1, л.д. 57).
11.09.2013 г. предпринимателем Пичуевым С.В. было получено уведомление от администрации района, оформленное письмом от 29.08.2013 г. N 2-11/376, в котором Управление имущественных и земельным отношений и архитектуры администрации района уведомило его о том, что рассмотрев заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка в аренду, было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, 168-в, согласно Земельному кодексу РФ.
Как указано в уведомлении, Информация о проведении аукциона будет размещена в периодическом издании "Забайкальский рабочий", а также на сайте в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru) (т. 1, л.д. 58).
15.11.2013 г. администрацией муниципального района "Читинский район" принято постановление N 4789 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в" с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (т. 1, л.д. 59, 60).
23.10.2014 г. администрацией муниципального района "Читинский район" принято постановление N 2881 "О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район" (т. 1, л.д. 61).
Названным постановлением предусмотрено, в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", Управлению градостроительства и земельных отношений администрации района провести открытый аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район", для коммерческих целей - установка торговых павильонов. Управлению разместить на сайте www.torgi.gov.ru извещение о проведении аукциона и порядок его проведения согласно приложению. 24.10.2014 г. на указанном сайте было размещено извещение о проведении торгов N 241014/0131337/01.
Согласно лоту 2 предметом аукциона является право заключения договора аренды на земельный участок, расположенный на территории муниципального района "Читинский район", государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 75:22:272901:252, площадью 96 кв. м, находящийся по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, сроком на 5 лет, с условием продления договора аренды земельного участка на новый срок по соглашению сторон.
Согласно протокола N 2 от 02.12.2014 г. победителем аукциона по лоту 2 признана Шишмарева Ю.В. (т. 1, л. 66).
Предприниматель, посчитав, что постановлением администрации муниципального района "Читинский район" N 2881 "О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район" от 23.10.2014 (т. 1, л.д. 61, 19) нарушаются его права и законные интересы как арендатора указанного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему торговый киоск, обратился в суд с требованием о признании данного постановления незаконным.
Предприниматель также, посчитав, что при проведении торгов по продаже права аренды указанного земельного участка были нарушены правила их проведения, поскольку в установленном порядке не была размещена информация об их проведении, что не позволило ему участвовать в указанном аукционе, обратился в суд с требованием об оспаривании итогов аукциона, результаты которого отражены в протоколе N 2 от 02.12.2014.
Рассмотрев требование об оспаривании постановления N 2881 "О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район" от 23.10.2014 суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из данного постановления, им предписано, в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", Управлению градостроительства и земельных отношений администрации района провести открытый аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района "Читинский район", для коммерческих целей - установка торговых павильонов, в том числе согласно приложению N 1 права аренды земельного участка площадью 96 кв. м с кадастровым номером 75:22:272901:252 расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в.
Стороны, данные обстоятельства не оспаривают.
В то же время из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что на земельном участке с кадастровым номером 75:22:272901:252 площадью 96 кв. м расположенным по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в располагается торговый киоск принадлежащий заявителю, а в площадь указанного земельного участка, включена площадь земельного участка (0,0048 га), ранее предоставленного предпринимателю для размещения нестационарного торгового объекта по договору N 9 аренды земельного участка от 01.10.2010, (расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, между магазинами "Санта-Маркет" и "Фламинго", общей площадью 0,0048 га, из земель поселений, для коммерческих целей - установка торгового киоска остановочного типа). В дальнейшем сторонами договора заключались дополнительные соглашения к договору от 30.08.2011 и от 01.07.2012 по продлении срока действия договора аренды земельного участка N 9 от 01.10.2010 г., соответственно, до 30.07.2012 и 30.06.2013 (т. 1, 12, 13).
Статьей 621 Гражданского кодекса установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В материалах дела отсутствуют сведения о возражении арендатора о пользовании предпринимателем земельным участком.
При этом, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку указанный договор не содержит существенных сведений о земельном участке, переданном предпринимателю в аренду, а именно его кадастрового номера, данный договор не может быть признан заключенным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
(Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 7638/11 по делу N А43-20629/2010).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В статье 29 Земельного кодекса установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Поскольку спорный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномоченным органом по распоряжению данным земельным участком является администрация муниципального района "Читинский район".
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что администрация муниципального района "Читинский район" на законных основаниях имела право организовать продажу права аренды земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252 площадью 96 кв. м расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в путем проведения соответствующего аукциона.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что постановление Администрации муниципального района "Читинский район" от 23.10.2014 г. N 2881 "О проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка" в части касающейся указанного земельного участка не нарушает права и законных интересов предпринимателя и в полной мере соответствует действующему законодательству.
В удовлетворении требований в данной части заявителю апелляционной жалобы надлежит отказать.
В силу требований, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", введенной в действие с 02.07.2008 г., заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Статьей 38 Земельного кодекса предусмотрено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка (ч. 1).
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация (ч. 2).
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (ч. 3).
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (ч. 4).
Статьей 34 Земельного кодекса установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (ч. 2).
В рассматриваемом периоде организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществлялась на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 (прекратившие действие с 01.03.2015).
Названными Правилами установлено, что торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса (пункт 2).
В пункте 8 названных Правил установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:
а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;
г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
д) наименование организатора торгов;
е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
з) условия конкурса;
и) место, дата, время и порядок определения участников торгов;
к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;
м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности;
н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;
о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Пунктом 7 ст. 37 Устава муниципального района "Читинский район" установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Ингода".
Официальным обнародованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте читинск.забайкальскийкрай.ру.
При официальном опубликовании или обнародовании муниципального правового акта, указывается, что данное опубликование или обнародование является официальным.
При этом, реализация ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обусловлена тем, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, а целями применения в том числе данной нормы, являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
По смыслу приведенного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под собственное использование, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Статьей 448 Гражданского кодекса установлено, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (ч. 2).
Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов (ч. 3).
Оценивая вопрос соблюдения организатором торгов названных положений, суд апелляционной инстанции усматривает следующее.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно ст. 66 АПК РФ, доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что организатор торгов, в нарушение п. 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808, названных норм Земельного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального района "Читинский район", Гражданского кодекса не проинформировал надлежащим образом об условиях предстоящего аукциона.
Так, материалами дела не подтверждается и не оспаривается участниками, что извещение о предстоящем проведении открытого аукциона не было опубликовано ни в печатном издании "Забайкальский рабочий", ни в официальном печатном издании муниципального образования муниципальный район "Читинский район" газете "Ингода", ни в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте читинск.забайкальскийкрай.ру.
Единственным местом опубликования такой информации явился сайт в сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru).
Ссылка администрации муниципальный район "Читинский район" на Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в данном случае судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
Как следует из названных выше норм права информация (извещение) о проведении торгов должна быть опубликована организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения. Согласно извещению, имеющемуся в материалах дела, датой проведения аукциона определено 02.12.2014.
Названная редакция не устанавливала обязанности опубликования на сайте www.torgi.gov.ru, используемого в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации, информации о проведении аукционов по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка, за исключением предоставления его для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Принимая во внимание, что заявитель по делу имел экономический интерес на участие в названном аукционе, поскольку на указанном земельном участке располагается, на законных основаниях принадлежащий ему нестационарный торговый объект, и, учитывая, что рассматриваемый аукцион проведен с существенными нарушениями установленных правил его проведения, в данной части требования заявителя подлежат удовлетворению, результаты торгов открытого аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, состоявшегося 02.12.2014 г. признанию недействительными.
В силу указанных обстоятельств, решение суда подлежит изменению, в связи несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (ст. 270 АПК РФ).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "24" апреля 2015 года по делу N А78-312/2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Пичуева Сергея Валерьевича о признании недействительными результатов торгов открытого аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, состоявшегося 02.12.2014 г.
В отмененной части принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными результаты торгов открытого аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 75:22:272901:252, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 168-в, состоявшегося 02.12.2014 г.
В остальной части решение Арбитражного суда Забайкальского края от "24" апреля 2015 года по делу N А78-312/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)