Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица, являющаяся лицом, имеющим право на предоставление льгот, установленных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, и выдачу соответствующего удостоверения, получила отказ в предоставлении льготы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Васильев А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе С. на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 23 декабря 2014 года, которым постановлено:
С. в иске к Управлению социальной защиты населения Панфиловского района города Москвы, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на льготы, возложении обязанностей отказать,
установила:
С. 05.08.2014 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Панфиловского района города Москвы (далее - УСЗН Панфиловского района), в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 45 - 48) просила о признании отказа ответчика в предоставлении льгот, установленных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, незаконным, признании истца лицом, имеющим право на указанные льготы, и выдаче удостоверение установленного образца.
Свое обращение истец мотивирует тем, что с 03.06.1961 по 1994 год она проживала в г. С. Казахской ССР, с 1997 года является гражданином Российской Федерации; по результатам исследования, проведенного в январе 2014 года в ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии", было установлено наличие у истца эффективной дозы облучения ***, с учетом возраста истца; обратившись в УСЗН Панфиловского района с заявлением о признании ее лицом, имеющим право на предоставление льгот, установленных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующего удостоверения, получила отказ, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
08.10.2014 истец уточнила иск, заявив требования к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), в которых просила признать ее подвергнувшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949 - 1963 гг. с получением суммарной радиации свыше 25 сЗв (Бэр), включить ее в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдать удостоверение установленного образца (л.д. 61).
Определением суда от 08.10.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МЧС России (л.д. 82 - 83).
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УСЗН Панфиловского района в судебном заседании против удовлетворения иска возражала; ответчик МЧС России в судебное заседание не явился.
23.12.2014 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец С. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель истца С. по доверенности П. доводы жалобы поддержала; истец С., представители ответчиков УСЗН Панфиловского района, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 159 - 161), МЧС России в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 155 - 158).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, С. родилась *** в г. С., где проживала по декабрь 1991 года; 12.05.1994 Администрацией Ауэзовского района г. С. Республики Казахстан ей выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на основании Закона Республики Казахстан от 18.12.1992.
23.06.2006 С. выдан паспорт гражданина Российской Федерации и с 14.06.2007 истец проживает в г. М.
20.01.2014 С. обследовалась в лаборатории молекулярной биологии и цитогенетики ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии", по заключению которой от *** у истца установлено наличие эффективной дозы облучения ***, рассчитанной с учетом ее возраста.
С. обратилась в УСЗН Панфиловского района с заявлением о выдаче ей удостоверения как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
11.07.2014 УСЗН Панфиловского района ответом N * отказал С. в выдаче удостоверения, указав, что в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р, г. С. не значится, а также справка о дозе облучения выдана неуполномоченным органом (л.д. 38 - 40).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки детям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, является заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием. Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется межведомственными экспертными советами в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается МЧС России.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам.
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 - 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р (в редакции Распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 и 07.08.1962.
Из приведенных норм следует, что федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
При этом в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в Определениях от 11.07.2006 N 404-О и от 04.12.2007 N 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Из вышеизложенного следует, что основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) и проживание в 1949 - 1963 г. в определенных населенных пунктах, что требует соответствующего документального подтверждения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", вступившие в действие с 04.05.2010.
В соответствии с п. 1.1 Методических указаний (МУ) они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно п. 1.2 Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Согласно ответу МЧС России и УСЗН Панфиловского района N * от *** функции по определению суммарных (накопленных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдаче соответствующих заключений возложены на КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-биологических проблем" (г. Барнаул).
Определением суда от 28.10.2014 по указанному гражданскому делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-биологических проблем" (л.д. 98 - 99).
Согласно экспертному заключению N * от *** С., проживая с 03.06.1961 по 31.12.1990 в г. С. Семипалатинской области бывшей Казахской ССР, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более ***, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в С. Семипалатинской области бывшей Казахской ССР в период проживания там истицы, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более ***, при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д. 104 - 107).
Рассматривая заявленные истцом требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку доказательств, подтверждающих в установленном законом порядке факт получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не представлено.
Заключению ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" от *** о наличии у С. эффективной дозы облучения ***, судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, как выданному в нарушение МУ 2.6.1.2574-2010 неуполномоченным органом, который имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, однако не является органом, уполномоченным на выдачу заключений о полученной дозе радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Кроме того, город С. Семипалатинской области не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии у нее справки N *, выданной НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в которой указано о проживании истца с 06.1961 по 12.1990 в г. С. Восточно-Казахстанской области и удостоверения, подтверждающего право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне на основании Закона Республики Казахстан от 18.12.1992, выданного соответствующим органом Республики Казахстан, что подтверждает ее право на льготы на территории Российской Федерации, являются несостоятельными.
Так, выданное истцу в соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" удостоверение пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне не влечет предоставления соответствующих льгот на территории Российской Федерации, поскольку предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки и удостоверения мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами; в удостоверении указано, что оно действительно на территории Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, ратифицированной Российской Федерацией и Республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательной силой.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и междугородных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах", ч. 2 ст. 7 ГК РФ) (п. 3).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации, не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 23 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11592
Требование: О признании права на льготы, возложении обязанностей.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица, являющаяся лицом, имеющим право на предоставление льгот, установленных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, и выдачу соответствующего удостоверения, получила отказ в предоставлении льготы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2015 г. по делу N 33-11592
Судья Васильев А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе С. на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 23 декабря 2014 года, которым постановлено:
С. в иске к Управлению социальной защиты населения Панфиловского района города Москвы, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на льготы, возложении обязанностей отказать,
установила:
С. 05.08.2014 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Панфиловского района города Москвы (далее - УСЗН Панфиловского района), в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 45 - 48) просила о признании отказа ответчика в предоставлении льгот, установленных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, незаконным, признании истца лицом, имеющим право на указанные льготы, и выдаче удостоверение установленного образца.
Свое обращение истец мотивирует тем, что с 03.06.1961 по 1994 год она проживала в г. С. Казахской ССР, с 1997 года является гражданином Российской Федерации; по результатам исследования, проведенного в январе 2014 года в ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии", было установлено наличие у истца эффективной дозы облучения ***, с учетом возраста истца; обратившись в УСЗН Панфиловского района с заявлением о признании ее лицом, имеющим право на предоставление льгот, установленных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующего удостоверения, получила отказ, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
08.10.2014 истец уточнила иск, заявив требования к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), в которых просила признать ее подвергнувшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949 - 1963 гг. с получением суммарной радиации свыше 25 сЗв (Бэр), включить ее в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдать удостоверение установленного образца (л.д. 61).
Определением суда от 08.10.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МЧС России (л.д. 82 - 83).
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УСЗН Панфиловского района в судебном заседании против удовлетворения иска возражала; ответчик МЧС России в судебное заседание не явился.
23.12.2014 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец С. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель истца С. по доверенности П. доводы жалобы поддержала; истец С., представители ответчиков УСЗН Панфиловского района, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 159 - 161), МЧС России в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 155 - 158).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, С. родилась *** в г. С., где проживала по декабрь 1991 года; 12.05.1994 Администрацией Ауэзовского района г. С. Республики Казахстан ей выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на основании Закона Республики Казахстан от 18.12.1992.
23.06.2006 С. выдан паспорт гражданина Российской Федерации и с 14.06.2007 истец проживает в г. М.
20.01.2014 С. обследовалась в лаборатории молекулярной биологии и цитогенетики ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии", по заключению которой от *** у истца установлено наличие эффективной дозы облучения ***, рассчитанной с учетом ее возраста.
С. обратилась в УСЗН Панфиловского района с заявлением о выдаче ей удостоверения как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
11.07.2014 УСЗН Панфиловского района ответом N * отказал С. в выдаче удостоверения, указав, что в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р, г. С. не значится, а также справка о дозе облучения выдана неуполномоченным органом (л.д. 38 - 40).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки детям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, является заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием. Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется межведомственными экспертными советами в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается МЧС России.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам.
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 - 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р (в редакции Распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 и 07.08.1962.
Из приведенных норм следует, что федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
При этом в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в Определениях от 11.07.2006 N 404-О и от 04.12.2007 N 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Из вышеизложенного следует, что основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) и проживание в 1949 - 1963 г. в определенных населенных пунктах, что требует соответствующего документального подтверждения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", вступившие в действие с 04.05.2010.
В соответствии с п. 1.1 Методических указаний (МУ) они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно п. 1.2 Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Согласно ответу МЧС России и УСЗН Панфиловского района N * от *** функции по определению суммарных (накопленных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдаче соответствующих заключений возложены на КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-биологических проблем" (г. Барнаул).
Определением суда от 28.10.2014 по указанному гражданскому делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-биологических проблем" (л.д. 98 - 99).
Согласно экспертному заключению N * от *** С., проживая с 03.06.1961 по 31.12.1990 в г. С. Семипалатинской области бывшей Казахской ССР, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более ***, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в С. Семипалатинской области бывшей Казахской ССР в период проживания там истицы, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более ***, при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д. 104 - 107).
Рассматривая заявленные истцом требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку доказательств, подтверждающих в установленном законом порядке факт получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не представлено.
Заключению ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" от *** о наличии у С. эффективной дозы облучения ***, судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, как выданному в нарушение МУ 2.6.1.2574-2010 неуполномоченным органом, который имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, однако не является органом, уполномоченным на выдачу заключений о полученной дозе радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Кроме того, город С. Семипалатинской области не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии у нее справки N *, выданной НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в которой указано о проживании истца с 06.1961 по 12.1990 в г. С. Восточно-Казахстанской области и удостоверения, подтверждающего право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне на основании Закона Республики Казахстан от 18.12.1992, выданного соответствующим органом Республики Казахстан, что подтверждает ее право на льготы на территории Российской Федерации, являются несостоятельными.
Так, выданное истцу в соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" удостоверение пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне не влечет предоставления соответствующих льгот на территории Российской Федерации, поскольку предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки и удостоверения мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами; в удостоверении указано, что оно действительно на территории Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, ратифицированной Российской Федерацией и Республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательной силой.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и междугородных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах", ч. 2 ст. 7 ГК РФ) (п. 3).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации, не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 23 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)