Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 16.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Гриднева А.Н.
судей Солодовой Л.В., Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
- общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" не явился, извещен надлежаще;
- от ответчиков:
- ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области не явился, извещен надлежаще;
- ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не явился, извещен надлежаще;
- от третьих лиц:
- ТУ Росимущества по Курской области не явился, извещен надлежаще;
- Администрации Курской области не явился, извещен надлежаще;
- Комитета по управлению имуществом Курской области не явился, извещен надлежаще;
- Управления Росреестра по Курской области не явился, извещен надлежаще;
- ИП Зырин А.Н. не явился, извещен надлежаще;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, г. Курск, на решение арбитражного суда Курской области от 03.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А35-6108/2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" (далее - ООО "Комбинат строительных материалов и работ", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик,) в лице филиала по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 846 кв. м, кадастровый номер 46:29:103148:0039, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, равной его рыночной стоимости в размере 2 148 321 руб. 00 коп. по состоянию на 01.01.2011.
В ходе рассмотрения спора истец уточнил заявленные требования и просил: установить (признать) кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2 846 кв. м, кадастровый номер 46:29:103148:0039, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, равной его рыночной стоимости в размере 1 528 302 руб. 00 коп., установленной по состоянию на 01.01.2011 и обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 2 846 кв. м с кадастровым номером 46:29:103148:0039, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, установленной по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 1 528 302 руб. 00 коп. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области, Администрация Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А35-6108/2013 (судьи Ушакова И.В., Мокроусова Л.М.,
Поротиков А.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит вышеназванные судебные акты отменить, направив дело на новое рассмотрение.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда Центрального округа, стороны в суд не явились. Кассационная инстанция считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, разрешившими спор, ООО "Комбинат строительных материалов и работ" является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.07.2009 серия 46 АД 170351.
03.10.2007 заключен договор N 841-07ю, по условиям которого Комитет по управлению имуществом Курской области предоставил ООО "Комбинат строительных материалов и работ" в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:103148:0039 площадью 2846 кв. м, расположенный по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10 для производственно-хозяйственной деятельности сроком с 02.10.2007 до 02.10.2022. Земельный участок передан истцу по акту приема-передачи от 03.10.2007. Договор исполнен и зарегистрирован надлежащим образом.
В государственном кадастре недвижимости по состоянию на 03.09.2013 содержатся следующие сведения о спорном земельном участке: статус - ранее учтенный, дата постановки - 06.06.2006, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 2 846 кв. м, месторасположение: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, вид разрешенного использовании - для производственно-хозяйственной деятельности, удельный показатель кадастровой стоимости - 1936,87 руб. / кв. м, кадастровая стоимость - 5 512 332 руб. 02 коп. в соответствии с результатами кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", изданным на основании отчета от 27.12.2011 N ГК6/10.11-01 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курской области.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка ООО "Комбинат строительных материалов и работ" был получен отчет N 05/06-13 ИП Требесовой Н.Д. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103148:0039, площадью 2846 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 2 148 321 руб. 00 коп.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как арендатора земельного участка и плательщика арендной платы, ООО "Комбинат строительных материалов и работ" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя исковые требования, обоснованно указали и руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Согласно материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области".
Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103148:0039 составил 1936,87 руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 5 512 332 руб. 02 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно экспертному заключению N 8/14, полученному в результате проведения судебной экспертизы, назначенной по ходатайству истца в ходе рассмотрения настоящего дела, экспертом сделан вывод о несоответствии отчета N 05/06-13 об определении рыночной стоимости земельного участка законодательству об оценочной деятельности и определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 в размере 1 528 302 руб. 00 коп., в связи с чем истец уточнил исковые требования.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что отчет индивидуального предпринимателя Зырина А.Н., которому было поручено проведение экспертизы, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Указанное экспертное заключение не оспорено, доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, ответчиком и третьими лицами, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено, ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы в суде апелляционной инстанции не было заявлено, методика оценки не оспаривалась.
Рыночная стоимость земельного участка, определенная в заключении судебной экспертизы, не сопоставима с кадастровой стоимостью, оспариваемой истцом.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь положениями статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 029-Э, суды правомерно признали заключение эксперта N 8/14 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 1 528 302 руб. 00 коп., установленной по состоянию на 01.01.2011.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов и основаны на ошибочной трактовке законодательства. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение арбитражного суда Курской области от 03.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А35-6108/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий
А.Н.ГРИДНЕВ
Судьи
Л.В.СОЛОДОВА
Л.В.ЛЕОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 23.09.2014 ПО ДЕЛУ N А35-6108/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. по делу N А35-6108/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 16.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Гриднева А.Н.
судей Солодовой Л.В., Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
- общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" не явился, извещен надлежаще;
- от ответчиков:
- ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области не явился, извещен надлежаще;
- ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не явился, извещен надлежаще;
- от третьих лиц:
- ТУ Росимущества по Курской области не явился, извещен надлежаще;
- Администрации Курской области не явился, извещен надлежаще;
- Комитета по управлению имуществом Курской области не явился, извещен надлежаще;
- Управления Росреестра по Курской области не явился, извещен надлежаще;
- ИП Зырин А.Н. не явился, извещен надлежаще;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, г. Курск, на решение арбитражного суда Курской области от 03.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А35-6108/2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" (далее - ООО "Комбинат строительных материалов и работ", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик,) в лице филиала по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 846 кв. м, кадастровый номер 46:29:103148:0039, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, равной его рыночной стоимости в размере 2 148 321 руб. 00 коп. по состоянию на 01.01.2011.
В ходе рассмотрения спора истец уточнил заявленные требования и просил: установить (признать) кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2 846 кв. м, кадастровый номер 46:29:103148:0039, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, равной его рыночной стоимости в размере 1 528 302 руб. 00 коп., установленной по состоянию на 01.01.2011 и обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 2 846 кв. м с кадастровым номером 46:29:103148:0039, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, установленной по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 1 528 302 руб. 00 коп. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области, Администрация Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А35-6108/2013 (судьи Ушакова И.В., Мокроусова Л.М.,
Поротиков А.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит вышеназванные судебные акты отменить, направив дело на новое рассмотрение.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда Центрального округа, стороны в суд не явились. Кассационная инстанция считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, разрешившими спор, ООО "Комбинат строительных материалов и работ" является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.07.2009 серия 46 АД 170351.
03.10.2007 заключен договор N 841-07ю, по условиям которого Комитет по управлению имуществом Курской области предоставил ООО "Комбинат строительных материалов и работ" в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:103148:0039 площадью 2846 кв. м, расположенный по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10 для производственно-хозяйственной деятельности сроком с 02.10.2007 до 02.10.2022. Земельный участок передан истцу по акту приема-передачи от 03.10.2007. Договор исполнен и зарегистрирован надлежащим образом.
В государственном кадастре недвижимости по состоянию на 03.09.2013 содержатся следующие сведения о спорном земельном участке: статус - ранее учтенный, дата постановки - 06.06.2006, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 2 846 кв. м, месторасположение: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, вид разрешенного использовании - для производственно-хозяйственной деятельности, удельный показатель кадастровой стоимости - 1936,87 руб. / кв. м, кадастровая стоимость - 5 512 332 руб. 02 коп. в соответствии с результатами кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", изданным на основании отчета от 27.12.2011 N ГК6/10.11-01 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курской области.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка ООО "Комбинат строительных материалов и работ" был получен отчет N 05/06-13 ИП Требесовой Н.Д. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103148:0039, площадью 2846 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, д. 10, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 2 148 321 руб. 00 коп.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как арендатора земельного участка и плательщика арендной платы, ООО "Комбинат строительных материалов и работ" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя исковые требования, обоснованно указали и руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Согласно материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области".
Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103148:0039 составил 1936,87 руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 5 512 332 руб. 02 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно экспертному заключению N 8/14, полученному в результате проведения судебной экспертизы, назначенной по ходатайству истца в ходе рассмотрения настоящего дела, экспертом сделан вывод о несоответствии отчета N 05/06-13 об определении рыночной стоимости земельного участка законодательству об оценочной деятельности и определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 в размере 1 528 302 руб. 00 коп., в связи с чем истец уточнил исковые требования.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что отчет индивидуального предпринимателя Зырина А.Н., которому было поручено проведение экспертизы, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Указанное экспертное заключение не оспорено, доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, ответчиком и третьими лицами, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено, ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы в суде апелляционной инстанции не было заявлено, методика оценки не оспаривалась.
Рыночная стоимость земельного участка, определенная в заключении судебной экспертизы, не сопоставима с кадастровой стоимостью, оспариваемой истцом.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь положениями статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 029-Э, суды правомерно признали заключение эксперта N 8/14 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 1 528 302 руб. 00 коп., установленной по состоянию на 01.01.2011.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов и основаны на ошибочной трактовке законодательства. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение арбитражного суда Курской области от 03.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А35-6108/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий
А.Н.ГРИДНЕВ
Судьи
Л.В.СОЛОДОВА
Л.В.ЛЕОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)