Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N А55-32985/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А55-32985/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум" - Сидорова Т.В., по доверенности от 29.04.2013 года N 9,
от Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В., по доверенности от 09.04.2013 года N 3-49/66,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2013 года по делу N А55-32985/2012, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум", г. Самара, (ОГРН 1076319023230),
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными решений,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум", г. Самара обратилось в арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о признании незаконными: решения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары под строительство гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме от 20.07.2012 года N СП-2/4130-0-2 по обращению Министерства строительства Самарской области N 3/4679 от 30.06.2010 года, поданного в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара на основании заявления общества от 25.06.2010 года N 20100376, обязании Департамента в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда Самарской области обеспечить организацию работ по выбору земельного участка и утверждению его схемы расположения на кадастровом плане территории; признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области об отказе в предварительном согласовании места размещения гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме N 3/5570 от 21.08.2012 года, по заявлению общества от 25.06.2010 года N 20100376, обязании Министерства строительства Самарской области после выполнения Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Набережная реки Самара в Железнодорожном районе г. Самары гаражных сооружений с офисами возобновить рассмотрение заявления ООО "СК Премиум" от 25.06.2010 года N 20100376.
Решением суда первой инстанции от 15 апреля 2013 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум" просит решение суда первой инстанции отменить полностью и вынести новое решение, которым: признать незаконным решение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары под строительство гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме от 20.07.2012 г. N СП-2/4130-0-2 Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по обращению Министерства строительства Самарской области N 3/4679 от 30.06.2010 г., поданному в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары на основании заявления ООО "СК Премиум" от 25.06.2010 г. N 20100376; обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда Самарской области обеспечить организацию работ по выбору земельного участка по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары под строительство гаражных сооружений с офисами и утверждению его схемы расположения на кадастровом плане территории; признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе в предварительном согласовании места размещения гаражных сооружений с офисами на земельном участке, расположенном по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары под строительство гаражных сооружений с офисами, выраженное в письме N 3/5570 от 21.08.2012 г. Министерства строительства Самарской области, по заявлению ООО "СК Премиум" от 25.06.2010 года N 20100376; обязать Министерство строительства Самарской области после выполнения Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары гаражных сооружений с офисами возобновить рассмотрение заявления ООО "СК Премиум" от 25.06.2010 года N 20100376, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции вынесено с грубыми нарушениями норм материального и процессуального права.
Отмечает, что в оспариваемом решении от 15.04.2013 года суд первой инстанции ссылается на Постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 года N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" и неправомерно указывает, что испрашиваемый ООО "СК Премиум" участок подлежит предоставлению исключительно на торгах.
Согласно п. 5. данное Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волжская коммуна", N 418 (28346), 13.11.2012 года.
Таким образом, Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 года вступило в силу только с 23.11.2012 г., то есть после подачи заявления ООО "СК Премиум" от 25.06.2010 года N 20100376, его рассмотрения и получения решения Министерства строительства Самарской области об отказе в предварительном согласовании места размещения гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме N 3/5570 от 21.08.2012 года.
Ссылается на то, что суд первой инстанции не учел того, что отказ в предоставлении земельного участка имел место 21.08.2012 г., то есть до того как вступило в законную силу данное Постановление.
В связи с тем, что даже отсутствие правил застройки и землепользования до 31 декабря 2013 года не является препятствием для предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отсутствующие в правилах застройки и землепользования градостроительные регламенты в отношении конкретной территории также не могут являться мотивом для непринятия положительного решения по заявлению ООО "СК "Премиум" и не может расцениваться как законное основание для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель Министерства строительства Самарской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 17.06.2013 года. Указывает, что до определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов по использованию испрашиваемого земельного участка, ни проведение работ по формированию, ни предоставление земельного участка не представляется возможным. Министерство, руководствуясь пунктом 3.20 Регламента, отказало ООО "СК Премиум" в предоставлении испрашиваемого земельного участка под строительство гаражных сооружений с офисами, расположенного по адресу: г. Самара ул. Набережная реки Самара. Кроме того, указывает, что Правительством Самарской области было принято Постановление от 09.11.2012 года N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах". Таким образом, требования заявителя о подготовке и направлении в адрес министерства документов о выборе земельного участка и решения о предварительном месте согласования мест размещения объектов, не основаны на нормах действующего законодательства. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
25 июня 2010 года ООО "СК Премиум" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения гаражных сооружений с офисами, расположенного по улице Набережная реки Самара в Железнодорожном районе города Самары, которое было направлено Министерством в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 51 - 55).
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 20.07.2012 года N СП-2/4130-0-2 отказал в организации работы по выбору земельного участка, мотивировав отсутствием градостроительных регламентов в пределах рассматриваемой территории (л.д. 49).
Письмом от 21.08.2012 года N 3/5570 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении земельного участка, расположенного по улице Набережная реки Самары в Железнодорожном районе города Самары для строительства гаражных сооружений с офисами, сославшись на письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 20.07.2012 года. (л.д. 47 - 48).
ООО "СК Премиум", не согласившись с указанными решениями, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
15 апреля 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В соответствии с положениями Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года, Постановлением Администрации городского округа Самара от 17.12.2010 года N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности", уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий, предусмотренных частями 2, 3, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 3.5 Регламента уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу положений пункта 3.6 Регламента уполномоченный орган информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 3.8 Регламента).
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения определены в статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Как следует из материалов дела Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 20.07.2012 года N СП-2/4130-0-2 отказал в организации работы по выбору земельного участка, мотивировав отсутствием градостроительных регламентов в пределах рассматриваемой территории. В ходе проведения работ по обеспечению выбора земельного участка Департаментом установлено, что согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 года N 61, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории отсутствуют.
Исходя из статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении работ по формированию земельного участка должно быть определено разрешенное использование земельного участка.
В соответствии со статьей 3 Закона Самарской области от 04.03.2011 года N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", сведения о разрешенном использовании земельного участка с указанием его принадлежности к территориальной зоне должны быть указаны в правовом акте об утверждении схемы.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Поскольку на момент рассмотрения заявления ООО "СК Премиум" определить разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не представлялось возможным, департаментом в адрес министерства правомерно была направлена информация о невозможности организации работ по обеспечению процедуры выбора земельного участка для строительства гаражных сооружений с офисами по заявлению ООО "СК Премиум".
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства являются основаниями, исключающими процедуру выбора земельного участка и оформления акта о выборе и предоставление земельного участка.
Кроме того, Правительством Самарской области было принято постановление от 09.11.2012 года N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах".
В соответствии с пунктом 1 данного постановления предоставление испрашиваемого земельного участка будет возможным исключительно на торгах.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в настоящее время обеспечить процедуру предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно в силу прямого запрета.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2013 года по делу N А55-32985/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)