Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Договор аренды земельного участка является недействительным в связи с нарушением порядка предоставления земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Самусенко О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Власенко И.Г.,
судей: Важениной Н.С., Кунгурцевой И.В.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.К.А. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, К.О.М. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки, признании незаконным бездействия по организации торгов,
по апелляционной жалобе С.К.А. на решение Советского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя С.К.А. по доверенности С.С., представителя К.О.М. по доверенности К.О.В., представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края К.Е., судебная коллегия
установила:
С.К.А. обратился в суд с иском о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент земельных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства. В указанный период в Департаменте находилось на рассмотрении аналогичное заявление К.О.М. о предоставлении этого же земельного участка, ориентир которого указан как расположенный в районе <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N. ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений отказал ему в предоставлении спорного земельного участка в связи с отсутствием кадастрового паспорта. ДД.ММ.ГГГГ он повторно направил заявление о проведении аукциона в связи наличием заявок двух претендентов на земельный участок. Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в удовлетворении заявления в связи с предоставлением земельного участка по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ К.О.М. Полагая отказ незаконным, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в связи с нарушением порядка предоставления земельных участков, просил признать недействительным договор N аренды земельного участка (кадастровый N), заключенный между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и К.О.М. от ДД.ММ.ГГГГ, применить последствия недействительности сделки в виде возврата К.О.М. указанного земельного участка Департаменту земельных отношений по акту приема-передачи.
В последующем дополнил и уточнил исковые требования, в последней редакции просил признать незаконным распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении К.О.М. земельного участка площадью 1800 кв.м для ведения дачного хозяйства (кадастровый N), признать недействительным договор N аренды спорного земельного участка, заключенный между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и К.О.М., применить последствия недействительности сделки в виде возврата К.О.М. спорного земельного участка Департаменту земельных отношений Приморского края, признать незаконным бездействие Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по организации торгов на заключение права аренды спорного земельного участка для ведения дачного хозяйства и обязать организовать проведение торгов (аукциона) на заключение права аренды или продажи земельного участка для ведения дачного хозяйства (кадастровый N).
В судебном заседании представитель истца поддержала указанные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик К.О.М., ее представитель в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований, указали, что предоставление земельных участков в аренду посредством торгов противоречит действующему законодательству, у истца отсутствует материальный интерес в признании договора аренды недействительным.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что порядок проведения процедуры по предоставлению земельного участка Департаментом соблюден.
Представитель третьего лица - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явился.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым не согласился истец С.К.А., им подана апелляционная жалоба об отмене решения как незаконного.
В доводах жалобы указано на неправильное применение норм материального права и определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение ответчиком порядка предоставления земельного участка в аренду, наличие у К.О.М. иных земельных участков на праве аренды, предоставленных ей для ведения дачного хозяйства.
Представитель С.К.А. в суде поддержала апелляционную жалобу об отмене решения суда, как постановленного в противоречии с имеющимися доказательствами при неправильном применении норм материального права, что повлекло нарушение прав истца.
Представитель К.О.М. просил оставить решение без изменения, пояснил, что Департамент земельных отношений до настоящего времени уклоняется от проведения торгов (аукционов) в отношении земельных участков на которые имеются несколько претендентов.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебном заседании просила оставить решение без изменения.
Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы приходит к выводу об отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В развитие указанной нормы на территории Приморского края принят Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" и Положение о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па (далее Положение N 43-па от 16.02.2007).
Согласно пункту 10 Федерального Закона от 25.01.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", частям 1, 2 статьи 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" вышеуказанные нормы закона и нормативные положения распространяются в отношении земельных участков как находящихся в государственной собственности, так и (или) в ведении Приморского края.
По материалам дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ К.О.М., ДД.ММ.ГГГГ С.К.А. обратились в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно установил, что в данных заявлениях указан один и тот же земельный участок, имеется расхождение только в привязке к ориентиру, что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Кадастровое бюро" N от ДД.ММ.ГГГГ. В указанной части выводы суда сторонами не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ согласно сведений кадастрового учета спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет (кадастровый N, площадью 1800 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 60 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>).
Письмом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N С.К.А. отказано в предоставлении земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства связи с отсутствием кадастрового паспорта земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент с заявлением о проведении торгов (аукциона) в связи с наличием 2 претендентов на один и тот же земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ в "Приморской газете" размещено объявление о предоставлении земельного участка К.О.М., в тот же день Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, уклонившись от рассмотрения вышеуказанного заявления истца, согласно распоряжению N от ДД.ММ.ГГГГ и акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ до заключения договора аренды передал К.О.М. земельный участок в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства с кадастровым N, площадью 1800 кв.м и заключил впоследствии с К.О.М. договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ на указанный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд установил, что К.О.М. утверждена схема расположения спорного земельного участка распоряжением администрации г. Владивостока N от ДД.ММ.ГГГГ, и пришел к выводу о наличии у нее права на предоставление земельного участка, как лица ранее обратившегося с указанным заявлением.
Судебная коллегия полагает указанные выводы несоответствующими требованиям норм материального права.
При разрешении спора суд первой инстанции не принял во внимание, что указанные обстоятельства, как и ссылка на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ в настоящем споре не имеют существенного значения, поскольку предмет и изложенные в иске основания регулируются иными правовыми нормами.
Пунктом 6 (1) статьи 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" установлено, что процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, устанавливаются органом исполнительной власти Приморского края в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3.1 Положения N 43-па от 16.02.2007 (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений) установлено ограничение, в силу которого земельный участок для целей, не связанных со строительством, предоставляется гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду без проведения торгов только в том случае, если в отношении данного земельного участка подано одно заявление.
Согласно пункту 2.7 Положения N 43-па от 16.02.2007, в редакции постановления Администрации Приморского края от 13.11.2013 N 407-па, в случае поступления в течение трех дней со дня публикации в уполномоченный орган заявлений от заинтересованных граждан, предоставление такого земельного участка заявителям осуществляется в соответствии с разделом 4 настоящего Положения путем продажи с торгов.
Отсутствие на дату спорных правоотношений предусмотренного пунктом 2.7 Положения N 43-па регламента, не освобождало Департамент от обязанности рассмотреть заявки с учетом общих принципов распоряжения земельными участками, закрепленных нормами земельного законодательства, в т.ч. статьи 34 Земельного Кодекса РФ, ввиду отсутствия законодательно закрепленных норм о каких-либо приоритетах, связанных со временем подачи заявлений.
Выводы суда, со ссылкой на положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", о праве К.О.М. на земельный участок в связи с более ранней подачей заявления о предоставлении земельного участка при наличии иных претендентов основаны на неправильном толковании норм материального права.
Предоставление земельных участков в собственность дачникам и их объединениям осуществляется без проведения торгов, однако ему предшествует специально регламентированная процедура получения этих земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, ст. 10 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае").
Сведений о проведении К.О.М. указанной процедуры, в т.ч. подачи заявления о включении в список нуждающихся в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в материалах дела не содержится.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ без проведения торгов предусмотрено предоставление земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям на праве собственности, в то время как спорный земельный участок предоставлен К.О.М. на праве аренды.
Возражения представителя К.О.М. о ее праве на первоочередное предоставление земельного участка в связи с наличием статуса инвалида 3 группы не являются основанием к отказу в удовлетворении требований.
То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ К.О.М., после обращения истца в Департамент в дополнении к ранее поданному заявлению подала заявление о предоставлении спорного земельного участка с приложением справки об инвалидности 3 группы не свидетельствует о ее преимущественном праве, поскольку согласно условий договора аренды N и расчету арендной платы земельный участок предоставлен К.О.М. на общих основаниях (без учета понижающего коэффициента).
Этот факт подтверждается письмом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому
К.О.М. предоставлен земельный участок в соответствии со ст. 34 Земельного Кодекса РФ.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства и садоводства.
Указанная норма не устанавливает порядок и критерии предоставления земельных участков для указанных целей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, согласно которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901).
В целях реализации прав инвалидов 1 и 2 группы п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" предусмотрено право инвалидов 1 и 2 группы на однократную бесплатную передачу в собственность земельных участков для ведения садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства. Иного механизма реализации права указанной категории граждан на территории Приморского края не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ основанием для регистрации и учета заявлений граждан в целях предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства является их нуждаемость в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Указанные основания являются общими для всех категорий граждан, включая граждан, имеющих статус инвалидов.
В целях проверки обоснованности доводов жалобы об отсутствии нуждаемости К.О.М. в спорном земельном участке, судебной коллегией были истребованы дополнительные документы, согласно которым установлено, что К.О.М., обеспеченная по месту жительства, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ земельным участком для дальнейшей эксплуатации жилого дома по <адрес>, неоднократно обращалась с заявлениями о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства, из них отказано в удовлетворении 6 заявлений, 4 заявления удовлетворены, в т.ч.:
ДД.ММ.ГГГГ согласно договору N К.О.М. передан на праве аренды земельный участок площадью 1878 кв.м по адресу <адрес> для ведения дачного хозяйства, право на который согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ К.О.М. передала К.
ДД.ММ.ГГГГ согласно аналогичному договору аренды К.О.М. передан земельный участок площадью 1800 кв.м по адресу <адрес> для ведения дачного хозяйства. Согласно письму Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ - в адрес Департамента поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящей передаче прав и обязанностей по указанному договору Б.
Согласно ответу Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ К.О.М. в т.ч. на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 600 кв.м для ведения садоводства в Садоводческом товариществе "Планета-2", участок N (...), который ею продан согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие сведений о нуждаемости К.О.М. в спорном земельном участке, он мог быть ей представлен на общих основаниях.
По изложенному, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение и договор аренды заключены с нарушением процедуры предоставления земельного участка, что, включая неправомерное уклонение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от принятия решения о проведении торгов, нарушило права С.К.А., в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
С учетом общих принципов восстановления нарушенного права, изложенных в Главе 25 ГПК РФ, суд, установив нарушения прав гражданина или наличие препятствий в их осуществлении со стороны органа государственной власти или его должностных лиц, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или препятствий в их осуществлении.
По материалам дела установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, вид разрешенного использования определен, установлена величина арендной платы, оба кандидата не отказались от права на заключение договора аренды на спорный земельный участок, в связи с чем, в силу п. 4.2 Постановления Приморского края N 43-па от 16.02.2007, Департамент, как уполномоченный орган государственной власти обязан выполнить организационные действия в целях проведения торгов, на который выставляется земельный участок или право на заключение договора аренды земельного участка на общих для претендентов основаниях путем принятия соответствующего решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ - отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении К.О.М. земельного участка (кадастровый N).
Признать недействительным договор N аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и К.О.М..
Применить последствия недействительности сделки - обязать К.О.М. передать Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края земельный участок, площадью 1800 кв.м, расположенный <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 60 м от ориентира по направлению на северо-восток).
Признать незаконным бездействие Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по организации торгов (аукциона) в отношении земельного участка (кадастровый N).
Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края совершить организационные действия по проведению торгов (аукциона) на заключение права аренды в отношении земельного участка площадью 1800 кв.м, кадастровый N, расположенного по адресу: <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 60 м от ориентира по направлению на северо-восток).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-10198
Требование: О признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Договор аренды земельного участка является недействительным в связи с нарушением порядка предоставления земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N 33-10198
Судья Самусенко О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Власенко И.Г.,
судей: Важениной Н.С., Кунгурцевой И.В.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.К.А. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, К.О.М. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки, признании незаконным бездействия по организации торгов,
по апелляционной жалобе С.К.А. на решение Советского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя С.К.А. по доверенности С.С., представителя К.О.М. по доверенности К.О.В., представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края К.Е., судебная коллегия
установила:
С.К.А. обратился в суд с иском о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент земельных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства. В указанный период в Департаменте находилось на рассмотрении аналогичное заявление К.О.М. о предоставлении этого же земельного участка, ориентир которого указан как расположенный в районе <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N. ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений отказал ему в предоставлении спорного земельного участка в связи с отсутствием кадастрового паспорта. ДД.ММ.ГГГГ он повторно направил заявление о проведении аукциона в связи наличием заявок двух претендентов на земельный участок. Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в удовлетворении заявления в связи с предоставлением земельного участка по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ К.О.М. Полагая отказ незаконным, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в связи с нарушением порядка предоставления земельных участков, просил признать недействительным договор N аренды земельного участка (кадастровый N), заключенный между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и К.О.М. от ДД.ММ.ГГГГ, применить последствия недействительности сделки в виде возврата К.О.М. указанного земельного участка Департаменту земельных отношений по акту приема-передачи.
В последующем дополнил и уточнил исковые требования, в последней редакции просил признать незаконным распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении К.О.М. земельного участка площадью 1800 кв.м для ведения дачного хозяйства (кадастровый N), признать недействительным договор N аренды спорного земельного участка, заключенный между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и К.О.М., применить последствия недействительности сделки в виде возврата К.О.М. спорного земельного участка Департаменту земельных отношений Приморского края, признать незаконным бездействие Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по организации торгов на заключение права аренды спорного земельного участка для ведения дачного хозяйства и обязать организовать проведение торгов (аукциона) на заключение права аренды или продажи земельного участка для ведения дачного хозяйства (кадастровый N).
В судебном заседании представитель истца поддержала указанные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик К.О.М., ее представитель в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований, указали, что предоставление земельных участков в аренду посредством торгов противоречит действующему законодательству, у истца отсутствует материальный интерес в признании договора аренды недействительным.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что порядок проведения процедуры по предоставлению земельного участка Департаментом соблюден.
Представитель третьего лица - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явился.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым не согласился истец С.К.А., им подана апелляционная жалоба об отмене решения как незаконного.
В доводах жалобы указано на неправильное применение норм материального права и определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение ответчиком порядка предоставления земельного участка в аренду, наличие у К.О.М. иных земельных участков на праве аренды, предоставленных ей для ведения дачного хозяйства.
Представитель С.К.А. в суде поддержала апелляционную жалобу об отмене решения суда, как постановленного в противоречии с имеющимися доказательствами при неправильном применении норм материального права, что повлекло нарушение прав истца.
Представитель К.О.М. просил оставить решение без изменения, пояснил, что Департамент земельных отношений до настоящего времени уклоняется от проведения торгов (аукционов) в отношении земельных участков на которые имеются несколько претендентов.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебном заседании просила оставить решение без изменения.
Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы приходит к выводу об отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В развитие указанной нормы на территории Приморского края принят Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" и Положение о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па (далее Положение N 43-па от 16.02.2007).
Согласно пункту 10 Федерального Закона от 25.01.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", частям 1, 2 статьи 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" вышеуказанные нормы закона и нормативные положения распространяются в отношении земельных участков как находящихся в государственной собственности, так и (или) в ведении Приморского края.
По материалам дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ К.О.М., ДД.ММ.ГГГГ С.К.А. обратились в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно установил, что в данных заявлениях указан один и тот же земельный участок, имеется расхождение только в привязке к ориентиру, что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Кадастровое бюро" N от ДД.ММ.ГГГГ. В указанной части выводы суда сторонами не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ согласно сведений кадастрового учета спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет (кадастровый N, площадью 1800 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 60 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>).
Письмом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N С.К.А. отказано в предоставлении земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства связи с отсутствием кадастрового паспорта земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент с заявлением о проведении торгов (аукциона) в связи с наличием 2 претендентов на один и тот же земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ в "Приморской газете" размещено объявление о предоставлении земельного участка К.О.М., в тот же день Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, уклонившись от рассмотрения вышеуказанного заявления истца, согласно распоряжению N от ДД.ММ.ГГГГ и акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ до заключения договора аренды передал К.О.М. земельный участок в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства с кадастровым N, площадью 1800 кв.м и заключил впоследствии с К.О.М. договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ на указанный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд установил, что К.О.М. утверждена схема расположения спорного земельного участка распоряжением администрации г. Владивостока N от ДД.ММ.ГГГГ, и пришел к выводу о наличии у нее права на предоставление земельного участка, как лица ранее обратившегося с указанным заявлением.
Судебная коллегия полагает указанные выводы несоответствующими требованиям норм материального права.
При разрешении спора суд первой инстанции не принял во внимание, что указанные обстоятельства, как и ссылка на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ в настоящем споре не имеют существенного значения, поскольку предмет и изложенные в иске основания регулируются иными правовыми нормами.
Пунктом 6 (1) статьи 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" установлено, что процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, устанавливаются органом исполнительной власти Приморского края в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3.1 Положения N 43-па от 16.02.2007 (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений) установлено ограничение, в силу которого земельный участок для целей, не связанных со строительством, предоставляется гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду без проведения торгов только в том случае, если в отношении данного земельного участка подано одно заявление.
Согласно пункту 2.7 Положения N 43-па от 16.02.2007, в редакции постановления Администрации Приморского края от 13.11.2013 N 407-па, в случае поступления в течение трех дней со дня публикации в уполномоченный орган заявлений от заинтересованных граждан, предоставление такого земельного участка заявителям осуществляется в соответствии с разделом 4 настоящего Положения путем продажи с торгов.
Отсутствие на дату спорных правоотношений предусмотренного пунктом 2.7 Положения N 43-па регламента, не освобождало Департамент от обязанности рассмотреть заявки с учетом общих принципов распоряжения земельными участками, закрепленных нормами земельного законодательства, в т.ч. статьи 34 Земельного Кодекса РФ, ввиду отсутствия законодательно закрепленных норм о каких-либо приоритетах, связанных со временем подачи заявлений.
Выводы суда, со ссылкой на положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", о праве К.О.М. на земельный участок в связи с более ранней подачей заявления о предоставлении земельного участка при наличии иных претендентов основаны на неправильном толковании норм материального права.
Предоставление земельных участков в собственность дачникам и их объединениям осуществляется без проведения торгов, однако ему предшествует специально регламентированная процедура получения этих земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, ст. 10 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае").
Сведений о проведении К.О.М. указанной процедуры, в т.ч. подачи заявления о включении в список нуждающихся в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в материалах дела не содержится.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ без проведения торгов предусмотрено предоставление земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям на праве собственности, в то время как спорный земельный участок предоставлен К.О.М. на праве аренды.
Возражения представителя К.О.М. о ее праве на первоочередное предоставление земельного участка в связи с наличием статуса инвалида 3 группы не являются основанием к отказу в удовлетворении требований.
То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ К.О.М., после обращения истца в Департамент в дополнении к ранее поданному заявлению подала заявление о предоставлении спорного земельного участка с приложением справки об инвалидности 3 группы не свидетельствует о ее преимущественном праве, поскольку согласно условий договора аренды N и расчету арендной платы земельный участок предоставлен К.О.М. на общих основаниях (без учета понижающего коэффициента).
Этот факт подтверждается письмом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому
К.О.М. предоставлен земельный участок в соответствии со ст. 34 Земельного Кодекса РФ.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства и садоводства.
Указанная норма не устанавливает порядок и критерии предоставления земельных участков для указанных целей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, согласно которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901).
В целях реализации прав инвалидов 1 и 2 группы п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" предусмотрено право инвалидов 1 и 2 группы на однократную бесплатную передачу в собственность земельных участков для ведения садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства. Иного механизма реализации права указанной категории граждан на территории Приморского края не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ основанием для регистрации и учета заявлений граждан в целях предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства является их нуждаемость в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Указанные основания являются общими для всех категорий граждан, включая граждан, имеющих статус инвалидов.
В целях проверки обоснованности доводов жалобы об отсутствии нуждаемости К.О.М. в спорном земельном участке, судебной коллегией были истребованы дополнительные документы, согласно которым установлено, что К.О.М., обеспеченная по месту жительства, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ земельным участком для дальнейшей эксплуатации жилого дома по <адрес>, неоднократно обращалась с заявлениями о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства, из них отказано в удовлетворении 6 заявлений, 4 заявления удовлетворены, в т.ч.:
ДД.ММ.ГГГГ согласно договору N К.О.М. передан на праве аренды земельный участок площадью 1878 кв.м по адресу <адрес> для ведения дачного хозяйства, право на который согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ К.О.М. передала К.
ДД.ММ.ГГГГ согласно аналогичному договору аренды К.О.М. передан земельный участок площадью 1800 кв.м по адресу <адрес> для ведения дачного хозяйства. Согласно письму Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ - в адрес Департамента поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящей передаче прав и обязанностей по указанному договору Б.
Согласно ответу Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ К.О.М. в т.ч. на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 600 кв.м для ведения садоводства в Садоводческом товариществе "Планета-2", участок N (...), который ею продан согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие сведений о нуждаемости К.О.М. в спорном земельном участке, он мог быть ей представлен на общих основаниях.
По изложенному, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение и договор аренды заключены с нарушением процедуры предоставления земельного участка, что, включая неправомерное уклонение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от принятия решения о проведении торгов, нарушило права С.К.А., в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
С учетом общих принципов восстановления нарушенного права, изложенных в Главе 25 ГПК РФ, суд, установив нарушения прав гражданина или наличие препятствий в их осуществлении со стороны органа государственной власти или его должностных лиц, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или препятствий в их осуществлении.
По материалам дела установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, вид разрешенного использования определен, установлена величина арендной платы, оба кандидата не отказались от права на заключение договора аренды на спорный земельный участок, в связи с чем, в силу п. 4.2 Постановления Приморского края N 43-па от 16.02.2007, Департамент, как уполномоченный орган государственной власти обязан выполнить организационные действия в целях проведения торгов, на который выставляется земельный участок или право на заключение договора аренды земельного участка на общих для претендентов основаниях путем принятия соответствующего решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ - отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении К.О.М. земельного участка (кадастровый N).
Признать недействительным договор N аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и К.О.М..
Применить последствия недействительности сделки - обязать К.О.М. передать Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края земельный участок, площадью 1800 кв.м, расположенный <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 60 м от ориентира по направлению на северо-восток).
Признать незаконным бездействие Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по организации торгов (аукциона) в отношении земельного участка (кадастровый N).
Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края совершить организационные действия по проведению торгов (аукциона) на заключение права аренды в отношении земельного участка площадью 1800 кв.м, кадастровый N, расположенного по адресу: <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 60 м от ориентира по направлению на северо-восток).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)