Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истца - Шурыгина В.С., доверенность от 25.02.2014,
заинтересованного лица (администрации муниципального образования "Город Саратов") - Парамоновой Т.Н., доверенность от 22.01.2014 N 01-03/15,
заинтересованного лица (Комитета по управлению имуществом города Саратова) - Парамоновой Т.Н., доверенность от 25.10.2013 N 15-14/27857,
заинтересованного лица (прокуратуры Саратовской области) - Догадина С.В., удостоверение,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленное предприятие "Экселент-ЛТД", прокуратуры Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 (председательствующий судья Топоров А.В., судьи Землянникова В.В., Огнищева Ю.П.)
по делу N А57-6881/2013
установил:
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась в силу части 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Согласно статье 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Заявитель в обоснование нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности ссылается на то, что он является собственником незавершенной строительством автозаправочной станции, инвентарный номер 63:401:001:015604160, расположенной на земельном участке площадью 3235 кв. м с кадастровым номером 64:48:040331:1, расположенному по адресу: г. Саратов, пересечение ул. им. Академика О.К.Антонова и проспекта Строителей. Оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" создает препятствия к получению градостроительного плана земельного участка и завершению строительства автозаправочной станции, поскольку указанным актом земельный участок с кадастровым номером 64:48:040331:1 отнесен к землям общего пользования, что исключает его дальнейшее использование под строительство автозаправочной станции и препятствует его завершению. По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 7, 8, 36, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, постановлением от 10.08.1995 N 416-I Администрации города Саратова торгово-промышленному предприятию "Экселент-ЛТД" в форме общества с ограниченной ответственностью в краткосрочную аренду сроком предоставлен земельный участок площадью 0,2835 га для проектирования автозаправочной станции, платной стоянки автомобилей, торгового павильона по пр. Строителей в Ленинском районе с условием дальнейшего использования его временно, до освоения территории в соответствии с генеральным планом.
Архитектурно-планировочным заданием Рабочего проекта, разработанного Архитектурной студией галерея - А2, обозначено, что земельный участок расположен в красных линиях транспортной магистрали ул. Антонова, в связи с чем объекты должны быть запроектированы во временных конструкциях.
Постановлением мэра города Саратова от 14.05.2001 N 323-110 торгово-промышленному предприятию "Экселент-ЛТД" в форме общества с ограниченной ответственностью в аренду сроком на 25 лет предоставлен земельный участок площадью 0,3235 га, занимаемый платной автостоянкой и автозаправочной станцией на пересечении улиц им. Академика О.К.Антонова и проспекта Строителей в Ленинском районе. В пункте 4 постановление от 10.08.1995 N 416-I Администрации города Саратова было признано утратившим силу.
16.05.2001 между администрацией г. Саратова и ООО "Экселент-ЛТД" подписан договор аренды N 14000 земельного участка сроком на 25 лет, который прошел государственную регистрацию 20.07.2005 в ГУ Федеральной регистрационной службы по Саратовской области.
26.10.2005 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись 64-64-01/293/2005-61 о государственной регистрации права собственности ООО "Экселент-ЛТД" на незавершенную строительством автозаправочную станцию. В качестве документов - оснований государственной регистрации указаны: рабочий проект, согласованный Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Саратова от 01.09.1997; разрешение на выполнение строительно-монтажных работ N 851, выданное администрацией г. Саратова 17.09.1998.
27.08.2012 ООО "ТПП "Экселент-ЛТД" с целью реконструкции комплекса АЗС обратился с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок.
29.12.2012 уведомлением N 14/3819-03-09 в выдаче градостроительного плана отказано со ссылкой на Карту градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" (пункт 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов"), согласно которой земельный участок расположен в красных линиях улицы им. Академика О.К.Антонова, в пределах территории общего пользования.
Признавая оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим статьям 7, 8, 36, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и не нарушающим права и законные интересы заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Решениями Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595, от 11.10.2012 N 18-217 в Правила вносились изменения. В составе Правил утверждена "Карта градостроительного зонирования муниципального образования "Город Саратов" (пункт 37, Приложение N 1), в которой отражены границы территориальных зон, в том числе границы территорий общего пользования.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
Согласно пункту 6 статьи 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 2.1. Правил, они в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в городе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 спорный земельный участок находится в пределах территории общего пользования.
Пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земельных участок, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченным федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления.
Указанный пункт предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено, что использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения: клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; детских игровых площадок; площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; остановочных пунктов общественного транспорта; памятников, мемориалов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм; ярмарок, организуемых органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов"; рекламных конструкций в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов; некапитальных объектов, используемых для спортивных, культурных и иных массовых мероприятий (пункт 1.7 указанного решения).
Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению (пункт 1.4.).
Кроме того, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240 (в редакции решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012), рассматриваемый земельный участок располагается в границах территории общего пользования, фактически на территории, предназначенной для строительства магистрали общегородского регулируемого движения - расширения ул. им. Академика Антонова О.К. со строительством транспортной развязки.
Указанным решением утверждено Положение о территориальном планировании города Саратова, в соответствии с пунктом 2.1. которого, территориальное планирование направлено на определение функционального назначения территорий города Саратова исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях: обеспечения устойчивого развития города Саратова; повышения качества городской среды; сохранения и регенерации исторического и культурного наследия; развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, Саратовской области, муниципального образования "Город Саратов".
Кроме того, как установлено арбитражным судом из постановления от 10.08.1995 N 416-I Администрации города Саратова и Архитектурно-планировочного задания Рабочего проекта, разработанного Архитектурной студией галерея - А2 (1997 года) следует, что земельный участок изначально располагался в красных линиях транспортной магистрали ул. Антонова.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Схожее определение красным линиям дано и в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, согласно которым красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Таким образом, на момент предоставления заявителю земельного участка он располагался в границе улицы городского поселения, то есть на территории общего пользования.
Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доводы общества о нарушении оспариваемым нормативным актом договора аренды земельного участка правомерно отклонены арбитражным судом, поскольку Саратовская городская Дума стороной по данному договору не является и приняла решения в пределах своих полномочий, определенных статьями 43, 44 Устава муниципального образования "Город Саратов".
Указание заявителем на отнесение земельного участка к землям населенных пунктов в кадастровом паспорте земельного участка также не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов являются одной из категорий земель. Органы местного самоуправления реализуют предоставленные полномочия в границах населенных пунктов - муниципальных образований.
Отклоняя доводы заявителя о возможности размещения в территориях общего пользования объектов автосервиса для попутного обслуживания транспорта (автозаправочные станции, мини-мойки) в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.07.2000 N 46-471, суд исходил из того, что предметом проверки является оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а не спор о возможности размещения автозаправочной станции на арендованном заявителем земельном участке.
В соответствии с пунктом 1.6. решения Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые объектами недвижимости, существовавшими на законных основаниях до вступления в силу настоящего Положения, используются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" без права увеличения площади и строительных объемов таких объектов.
Таким образом, до тех пор пока в судебном порядке не будет установлено, что незавершенная строительством автозаправочная станция существует на незаконных основаниях, оспариваемый акт не препятствует заявителю в использовании существующего объект недвижимости, следовательно, не нарушает указанные его права и законные интересы в предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд правомерно не усмотрел и противоречий оспариваемых положений нормативного правового акта правилам, установленным статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Таким образом, указанное положение гражданского законодательства так же предписывает необходимость соблюдения правил использования земельных участков общего пользования в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В данном случае, оспариваемым нормативным правовым актом лишь подтверждены, в том числе и границы территорий общего пользования, имеющие определенный режим использования, который надлежит соблюдать всеми участниками гражданского оборота.
Кроме того, принимая оспариваемый судебный акт, суд исходил из того, что все документы, касающиеся предоставления земельного участка свидетельствовали о необходимости соблюдения заявителем особых условий его использования с учетом расположения участка в красных линиях, в частности, необходимости проектирования во временных конструкциях.
Так, рабочий проект "АЗС, торговый павильон, автостоянка ТПП "Экселент" по ул. Антонова в г. Саратове" (архивный номер 221-97), согласован управлением архитектуры и градостроительства г. Саратова 01.09.1997 с отметкой "Согласовано временно до освоения по генеральному плану".
Согласно пункту 1 постановления администрации города Саратова от 10.08.1995 N 416-1 "О предоставлении ТПП "Экселент-ЛТД" в краткосрочную аренду земельного участка для проектирования автозаправочной станции, платной стоянки автомобилей, торгового павильона в Ленинском районе", земельный участок предоставлялся с условием дальнейшего его использования, временно, до освоения территории в соответствии с генеральным планом.
Архитектурно-планировочное задание, утвержденное заместителем главного архитектора города 22.01.1996, в части характеристики участка содержало указание на расположение участка в красных линиях транспортной магистрали ул. Антонова (пункт 5 задания) и в отношении объекта предусматривало принципиальные установки и особые условия: "в связи с тем, что АЗС, торговый павильон и автостоянка расположены в красных линиях транспортной магистрали все объекты запроектировать во временных конструкциях" (п. 8 задания).
Графические материалы также отражают нахождение спорного земельного участка фактически на перекрестке двух улиц - ул. Антонова и проспекта Строителей.
Таким образом, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ суд пришел к обоснованному выводу о том, что обществу при предоставлении права на земельный участок были установлены соответствующие ограничения, связанные с нахождением указанного участка в пределах красных линий, размещение объекта недвижимости на нем допускалось до освоения по генеральному плану, а придание статуса территории общего пользования данному участку состоялось до его предоставления и возведения объекта недвижимости. Тогда как оспариваемый нормативный акт закрепил соответствующие положения об отнесении спорной территории к территориям общего пользования ранее установленные и в дальнейшем отраженные в Генеральном плане муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.06.2013 N 136/13, часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и законные интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что принятие указанного нормативного акта осуществлено в пределах предоставленных органами местного самоуправления полномочий, с соблюдением процедуры и учетом ранее принятой градостроительной документации, направленной на развитие территорий муниципального образования "Город Саратов", и отклонил требования заявителя.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 по делу N А57-6881/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.03.2014 ПО ДЕЛУ N А57-6881/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу N А57-6881/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истца - Шурыгина В.С., доверенность от 25.02.2014,
заинтересованного лица (администрации муниципального образования "Город Саратов") - Парамоновой Т.Н., доверенность от 22.01.2014 N 01-03/15,
заинтересованного лица (Комитета по управлению имуществом города Саратова) - Парамоновой Т.Н., доверенность от 25.10.2013 N 15-14/27857,
заинтересованного лица (прокуратуры Саратовской области) - Догадина С.В., удостоверение,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленное предприятие "Экселент-ЛТД", прокуратуры Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 (председательствующий судья Топоров А.В., судьи Землянникова В.В., Огнищева Ю.П.)
по делу N А57-6881/2013
установил:
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась в силу части 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Согласно статье 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Заявитель в обоснование нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности ссылается на то, что он является собственником незавершенной строительством автозаправочной станции, инвентарный номер 63:401:001:015604160, расположенной на земельном участке площадью 3235 кв. м с кадастровым номером 64:48:040331:1, расположенному по адресу: г. Саратов, пересечение ул. им. Академика О.К.Антонова и проспекта Строителей. Оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" создает препятствия к получению градостроительного плана земельного участка и завершению строительства автозаправочной станции, поскольку указанным актом земельный участок с кадастровым номером 64:48:040331:1 отнесен к землям общего пользования, что исключает его дальнейшее использование под строительство автозаправочной станции и препятствует его завершению. По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 7, 8, 36, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, постановлением от 10.08.1995 N 416-I Администрации города Саратова торгово-промышленному предприятию "Экселент-ЛТД" в форме общества с ограниченной ответственностью в краткосрочную аренду сроком предоставлен земельный участок площадью 0,2835 га для проектирования автозаправочной станции, платной стоянки автомобилей, торгового павильона по пр. Строителей в Ленинском районе с условием дальнейшего использования его временно, до освоения территории в соответствии с генеральным планом.
Архитектурно-планировочным заданием Рабочего проекта, разработанного Архитектурной студией галерея - А2, обозначено, что земельный участок расположен в красных линиях транспортной магистрали ул. Антонова, в связи с чем объекты должны быть запроектированы во временных конструкциях.
Постановлением мэра города Саратова от 14.05.2001 N 323-110 торгово-промышленному предприятию "Экселент-ЛТД" в форме общества с ограниченной ответственностью в аренду сроком на 25 лет предоставлен земельный участок площадью 0,3235 га, занимаемый платной автостоянкой и автозаправочной станцией на пересечении улиц им. Академика О.К.Антонова и проспекта Строителей в Ленинском районе. В пункте 4 постановление от 10.08.1995 N 416-I Администрации города Саратова было признано утратившим силу.
16.05.2001 между администрацией г. Саратова и ООО "Экселент-ЛТД" подписан договор аренды N 14000 земельного участка сроком на 25 лет, который прошел государственную регистрацию 20.07.2005 в ГУ Федеральной регистрационной службы по Саратовской области.
26.10.2005 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись 64-64-01/293/2005-61 о государственной регистрации права собственности ООО "Экселент-ЛТД" на незавершенную строительством автозаправочную станцию. В качестве документов - оснований государственной регистрации указаны: рабочий проект, согласованный Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Саратова от 01.09.1997; разрешение на выполнение строительно-монтажных работ N 851, выданное администрацией г. Саратова 17.09.1998.
27.08.2012 ООО "ТПП "Экселент-ЛТД" с целью реконструкции комплекса АЗС обратился с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок.
29.12.2012 уведомлением N 14/3819-03-09 в выдаче градостроительного плана отказано со ссылкой на Карту градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" (пункт 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов"), согласно которой земельный участок расположен в красных линиях улицы им. Академика О.К.Антонова, в пределах территории общего пользования.
Признавая оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим статьям 7, 8, 36, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и не нарушающим права и законные интересы заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Решениями Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595, от 11.10.2012 N 18-217 в Правила вносились изменения. В составе Правил утверждена "Карта градостроительного зонирования муниципального образования "Город Саратов" (пункт 37, Приложение N 1), в которой отражены границы территориальных зон, в том числе границы территорий общего пользования.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
Согласно пункту 6 статьи 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 2.1. Правил, они в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в городе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 спорный земельный участок находится в пределах территории общего пользования.
Пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земельных участок, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченным федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления.
Указанный пункт предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено, что использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения: клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; детских игровых площадок; площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; остановочных пунктов общественного транспорта; памятников, мемориалов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм; ярмарок, организуемых органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов"; рекламных конструкций в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов; некапитальных объектов, используемых для спортивных, культурных и иных массовых мероприятий (пункт 1.7 указанного решения).
Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению (пункт 1.4.).
Кроме того, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240 (в редакции решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012), рассматриваемый земельный участок располагается в границах территории общего пользования, фактически на территории, предназначенной для строительства магистрали общегородского регулируемого движения - расширения ул. им. Академика Антонова О.К. со строительством транспортной развязки.
Указанным решением утверждено Положение о территориальном планировании города Саратова, в соответствии с пунктом 2.1. которого, территориальное планирование направлено на определение функционального назначения территорий города Саратова исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях: обеспечения устойчивого развития города Саратова; повышения качества городской среды; сохранения и регенерации исторического и культурного наследия; развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, Саратовской области, муниципального образования "Город Саратов".
Кроме того, как установлено арбитражным судом из постановления от 10.08.1995 N 416-I Администрации города Саратова и Архитектурно-планировочного задания Рабочего проекта, разработанного Архитектурной студией галерея - А2 (1997 года) следует, что земельный участок изначально располагался в красных линиях транспортной магистрали ул. Антонова.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Схожее определение красным линиям дано и в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, согласно которым красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Таким образом, на момент предоставления заявителю земельного участка он располагался в границе улицы городского поселения, то есть на территории общего пользования.
Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доводы общества о нарушении оспариваемым нормативным актом договора аренды земельного участка правомерно отклонены арбитражным судом, поскольку Саратовская городская Дума стороной по данному договору не является и приняла решения в пределах своих полномочий, определенных статьями 43, 44 Устава муниципального образования "Город Саратов".
Указание заявителем на отнесение земельного участка к землям населенных пунктов в кадастровом паспорте земельного участка также не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов являются одной из категорий земель. Органы местного самоуправления реализуют предоставленные полномочия в границах населенных пунктов - муниципальных образований.
Отклоняя доводы заявителя о возможности размещения в территориях общего пользования объектов автосервиса для попутного обслуживания транспорта (автозаправочные станции, мини-мойки) в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.07.2000 N 46-471, суд исходил из того, что предметом проверки является оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а не спор о возможности размещения автозаправочной станции на арендованном заявителем земельном участке.
В соответствии с пунктом 1.6. решения Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые объектами недвижимости, существовавшими на законных основаниях до вступления в силу настоящего Положения, используются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" без права увеличения площади и строительных объемов таких объектов.
Таким образом, до тех пор пока в судебном порядке не будет установлено, что незавершенная строительством автозаправочная станция существует на незаконных основаниях, оспариваемый акт не препятствует заявителю в использовании существующего объект недвижимости, следовательно, не нарушает указанные его права и законные интересы в предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд правомерно не усмотрел и противоречий оспариваемых положений нормативного правового акта правилам, установленным статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Таким образом, указанное положение гражданского законодательства так же предписывает необходимость соблюдения правил использования земельных участков общего пользования в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В данном случае, оспариваемым нормативным правовым актом лишь подтверждены, в том числе и границы территорий общего пользования, имеющие определенный режим использования, который надлежит соблюдать всеми участниками гражданского оборота.
Кроме того, принимая оспариваемый судебный акт, суд исходил из того, что все документы, касающиеся предоставления земельного участка свидетельствовали о необходимости соблюдения заявителем особых условий его использования с учетом расположения участка в красных линиях, в частности, необходимости проектирования во временных конструкциях.
Так, рабочий проект "АЗС, торговый павильон, автостоянка ТПП "Экселент" по ул. Антонова в г. Саратове" (архивный номер 221-97), согласован управлением архитектуры и градостроительства г. Саратова 01.09.1997 с отметкой "Согласовано временно до освоения по генеральному плану".
Согласно пункту 1 постановления администрации города Саратова от 10.08.1995 N 416-1 "О предоставлении ТПП "Экселент-ЛТД" в краткосрочную аренду земельного участка для проектирования автозаправочной станции, платной стоянки автомобилей, торгового павильона в Ленинском районе", земельный участок предоставлялся с условием дальнейшего его использования, временно, до освоения территории в соответствии с генеральным планом.
Архитектурно-планировочное задание, утвержденное заместителем главного архитектора города 22.01.1996, в части характеристики участка содержало указание на расположение участка в красных линиях транспортной магистрали ул. Антонова (пункт 5 задания) и в отношении объекта предусматривало принципиальные установки и особые условия: "в связи с тем, что АЗС, торговый павильон и автостоянка расположены в красных линиях транспортной магистрали все объекты запроектировать во временных конструкциях" (п. 8 задания).
Графические материалы также отражают нахождение спорного земельного участка фактически на перекрестке двух улиц - ул. Антонова и проспекта Строителей.
Таким образом, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ суд пришел к обоснованному выводу о том, что обществу при предоставлении права на земельный участок были установлены соответствующие ограничения, связанные с нахождением указанного участка в пределах красных линий, размещение объекта недвижимости на нем допускалось до освоения по генеральному плану, а придание статуса территории общего пользования данному участку состоялось до его предоставления и возведения объекта недвижимости. Тогда как оспариваемый нормативный акт закрепил соответствующие положения об отнесении спорной территории к территориям общего пользования ранее установленные и в дальнейшем отраженные в Генеральном плане муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.06.2013 N 136/13, часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и законные интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что принятие указанного нормативного акта осуществлено в пределах предоставленных органами местного самоуправления полномочий, с соблюдением процедуры и учетом ранее принятой градостроительной документации, направленной на развитие территорий муниципального образования "Город Саратов", и отклонил требования заявителя.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 по делу N А57-6881/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)