Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец полагает, что кадастровая стоимость спорного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушаются права истца как арендатора спорного земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" - Крестьянникова А.С. по дов. от 16.02.2015 N 150216007,
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от третьих лиц - 1) Правительства Москвы - не явился, извещен,
2) Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен,
рассмотрев 11 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 30 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Рыбиным Д.С.,
на постановление от 12 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости
третьи лица: Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
установил:
- общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", общество) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве - о признании кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 914 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, вл. 1, с кадастровым номером 77:02:0023016:94, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация здания автозаправочного комплекса, составляющей 66 253 958 рублей 88 копеек, не соответствующей его рыночной стоимости;
- - об обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 914 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, вл. 1, с кадастровым номером 77:02:0023016:94, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация здания автозаправочного комплекса;
- - об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 914 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, вл. 1, с кадастровым номером 77:02:0023016:94, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация здания автозаправочного комплекса в размере 10 413 000 рублей 00 копеек.
Требования заявлены в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и мотивированы нарушением прав истца как арендатора указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы. Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2014 исковые требования истца удовлетворены в части установления кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости - 10 413 000 руб. и обязании ответчика внести изменения в кадастр. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2014 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель общества просил жалобу отклонить, считая обжалованные судебные акты соответствующими требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
Ответчик и третьи лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия указанных лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023016:94, категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 914 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, вл. 1, на основании договора аренды от 15.12.2002 N М-02-019270 01 с Московским земельным комитетом (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) сроком на 49 лет, разрешенный вид использования - эксплуатация здания автозаправочного комплекса. Договор прошел процедуру государственной регистрации в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены результаты государственной оценки земель города Москвы, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 66 253 958 руб. 88 коп.
Не согласившись с размером кадастровой стоимости, общество провело оценку рыночной стоимости земельного участка. Так, в соответствии с отчетом т ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, которая составляет 10 413 000 руб.
Указанный отчет получил положительное заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 21.05.2014 года N 320/14-14. Выводы экспертов по существу участвующими в деле лицами не опровергнуты.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с представленным истцом отчетом.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В свою очередь у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2014 года по делу А40-113292/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА
Судьи
О.В.ДУДКИНА
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.03.2015 N Ф05-1914/2015 ПО ДЕЛУ N А40-113292/14
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, обязании внести изменения в кадастр.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец полагает, что кадастровая стоимость спорного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушаются права истца как арендатора спорного земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А40-113292/14
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" - Крестьянникова А.С. по дов. от 16.02.2015 N 150216007,
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от третьих лиц - 1) Правительства Москвы - не явился, извещен,
2) Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен,
рассмотрев 11 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 30 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Рыбиным Д.С.,
на постановление от 12 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости
третьи лица: Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
установил:
- общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", общество) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве - о признании кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 914 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, вл. 1, с кадастровым номером 77:02:0023016:94, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация здания автозаправочного комплекса, составляющей 66 253 958 рублей 88 копеек, не соответствующей его рыночной стоимости;
- - об обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 914 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, вл. 1, с кадастровым номером 77:02:0023016:94, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация здания автозаправочного комплекса;
- - об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 914 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, вл. 1, с кадастровым номером 77:02:0023016:94, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация здания автозаправочного комплекса в размере 10 413 000 рублей 00 копеек.
Требования заявлены в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и мотивированы нарушением прав истца как арендатора указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы. Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2014 исковые требования истца удовлетворены в части установления кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости - 10 413 000 руб. и обязании ответчика внести изменения в кадастр. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2014 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель общества просил жалобу отклонить, считая обжалованные судебные акты соответствующими требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
Ответчик и третьи лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия указанных лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023016:94, категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 914 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, вл. 1, на основании договора аренды от 15.12.2002 N М-02-019270 01 с Московским земельным комитетом (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) сроком на 49 лет, разрешенный вид использования - эксплуатация здания автозаправочного комплекса. Договор прошел процедуру государственной регистрации в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены результаты государственной оценки земель города Москвы, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 66 253 958 руб. 88 коп.
Не согласившись с размером кадастровой стоимости, общество провело оценку рыночной стоимости земельного участка. Так, в соответствии с отчетом т ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, которая составляет 10 413 000 руб.
Указанный отчет получил положительное заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 21.05.2014 года N 320/14-14. Выводы экспертов по существу участвующими в деле лицами не опровергнуты.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с представленным истцом отчетом.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В свою очередь у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2014 года по делу А40-113292/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА
Судьи
О.В.ДУДКИНА
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)