Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-7998/2015

Требование: О понуждении к определению порядка распоряжения земельными участками.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: Полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления. К моменту проведения прокурорской проверки данный порядок не определен, что является нарушением действующего законодательства РФ и может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц при предоставлении земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. по делу N 33-7998/2015


Судья Раптанова М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Малышевой И.А.
судей Грымзиной Е.В., Матвиенко Н.О.
при секретаре И.
с участием прокурора Дружининой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к определению порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
по апелляционной жалобе администрации Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 12 мая 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Малышевой И.А., объяснения прокурора Дружининой И.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Камышинский городской прокурор Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к определению порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Свои требования мотивировал тем, что с 01 марта 2015 года полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, которые расположены на территории Мичуринского сельского поселения, наделена администрация Мичуринского сельского поселения. К моменту проведения прокурорской проверки такой порядок администрацией не определен, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации и может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц органа местного самоуправления при предоставлении земельных участков, нарушения прав субъектов предпринимательства при реализации соответствующих полномочий органом местного самоуправления.
Просил суд обязать администрацию Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу определить порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Мичуринского сельского поселения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части определения 10-дневного срока для исполнения возложенного обязательства, просит его в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт. В доводах жалобы указывает на предусмотренный действующим законодательством порядок принятия муниципального правового акта, процедура которого не позволяет в установленный судом срок разработать проект нормативного акта, организовать проведение антикоррупционной экспертизы, получить соответствующее заключение, и принять решение об утверждении проекта либо направлении его на доработку.
Представитель администрации Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу пункта 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку Правила землепользования и застройки Мичуринского сельского поселения, утверждены решением Воднобуерачного сельского Совета N 1 от 06 февраля 2014 года, обязанность по определению порядка распоряжения земельными участками должна быть возложена на администрацию сельского поселения. В подтверждение утраты органом местного самоуправления муниципального района полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, суд обоснованно сослался также на решения Камышинского районной думы N 22/82, 22/83 от 24 марта 2015 года об отмене решений Камышинского районной думы N 32/174 от 11 ноября 2011 года "Об утверждении новой редакции Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Камышинского муниципального района" и N 5/64 от 28 декабря 2005 года "Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности Камышинского муниципального района, и земель, государственная собственность на которые не разграничена".
Постановленное судом решение обжалуется стороной ответчика в части установления срока определения порядка распоряжения земельными участками, полагая его недостаточным для соблюдения процедуры принятия муниципального правового акта.
Судебная коллегия с данными суждениями ответчика согласиться не может и находит их неубедительными.
Как усматривается из материалов дела, в ходе судебного разбирательства представитель администрации Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области исковые требования прокурора признавал в полном объеме, о неразумности срока, в течение которого надлежало принять порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не заявлял, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать заявленный прокурором срок недостаточным для своевременного и надлежащего исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении заявленных требований судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованным судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 12 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)