Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2014 N 08АП-1065/2014 ПО ДЕЛУ N А70-9814/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. N 08АП-1065/2014

Дело N А70-9814/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1065/2014) общества с ограниченной ответственностью "ТД Скиф" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.12.2013 по делу N А70-9814/2013 (судья Минеев О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТД Скиф" (ОГРН 1137232009331, ИНН 7202243129)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
3-и лица: Управа Центрального административного округа города Тюмени
о признании недействительным отказа в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенного в письме N 130719047/10-2 от 19.07.2013 и незаконным бездействия по осуществлению названных процедур
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель не явился;
- от заинтересованного лица: представитель не явился;
- от 3-го лица: представитель не явился;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТД Скиф" (далее - ООО "ТД Скиф", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (заинтересованное лица, Департамент) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенного в письме N 130719047/10-2 от 19.07.2013; о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области при отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенном в письме N 130719047/10-2 от 19.07.2013; об обязании в качестве меры, по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, завершить процедуру рассмотрения заявления ООО "ТД Скиф" от 28.05.2013 N 235 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Арбитражный суд Тюменской области 11.12.2013 по делу N А70-9814/2013 отказал в удовлетворении требования ООО "ТД Скиф" в полном объеме.
В обоснование решения суд указал на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок фактически полностью совпадает с уже сформированным и поставленным на учет земельным участком с кадастровым номером 72:23:0216004:60, что исключает возможность осуществления выбора земельного участка, а лишь предоставление земельного участка по процедуре проведения торгов.
В апелляционной жалобе ООО "ТД Скиф" указывает на то, что предоставление земельного участка на торгах в конкретной ситуации не может быть применено, поскольку земельный участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование Управе Центрального административного округа Администрации города Тюмени; решение о предварительном согласовании места размещения земельного участка не нарушает прав землепользователя, поскольку не влечет изъятия у него спорного участка; оспариваемое решение не содержит информации о предстоящем проведении торгов, что нарушает права заявителя на получение земельного участка в аренду под строительство; статья 30 пункт 11 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании места выбора; принятие решение об отказе в размещении объекта возможно лишь после проведения процедур выбора земельного участка, которые Департамент необоснованно отказался проводить.
Надлежащим образом уведомленные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в процесс не обеспечили, Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и заинтересованного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил, что 28.05.2013 Общество обратилось к Департаменту с заявлением о выборе земельного участка площадью 726 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, 46, и предварительном согласовании места размещения торгового объекта, для которого не требуется установление санитарно-защитной зоны.
Письмом от 19.07.2013 N 130719047/10-2 Департамент сообщил заявителю о том, что 16.07.2013 совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам принято решение об отказе в размещения объекта туристской индустрии, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы сформированного земельного участка с разрешенным использованием "размещение автостоянки легкового автотранспорта", кроме того, испрашиваемый земельный участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование третьему лицу.
Считая полученный отказ по заявлению о предварительном выборе земельного участка под строительство вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований было отказано. Указанное решение суда обжаловано заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов (торги);
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
В отличие от вышеназванной процедуры пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
При этом предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает процедуру осуществления выбора. Так, в силу пункта 1 статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, из смысла названных норм права следует, что выбор земельного участка предполагается исключительно в том случае, если в отношении желаемого участка (как части земли на местности) еще не проведены кадастровые работы и не осуществлен кадастровый учет.
При этом, как указано в пункте 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется на торгах.
Порядок рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также порядок принятия Департаментом решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта регламентируется разделом 8 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 02.02.2007 N 144-п.
На основании пункта 8.13 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается Департаментом в следующих случаях:
- - строительство объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории;
- - предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.
Испрашиваемый ООО "ТД Скиф" земельный участок не содержит свободных земель, которые позволили бы осуществить выбор и формирование земельного участка под строительство. По указанному в заявлении адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, 46а располагается сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:60. Размеры земельного участка, поставленного на кадастровый учет и земельного участка, испрашиваемого заявителем, соответственно 730,1 кв. м и 726 кв. м, т.е. отличаются незначительно.
Следовательно, испрашиваемый заявителем земельный участок, согласно приложенной к заявлению о выборе земельного участка схеме, полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216004:60, что подтверждается, в том числе доводами заявителя, изложенными в письме (исх.N 235 от 28.05.2013), адресованном директору Департамента имущественных отношений Тюменской области.
Как было выше указано, в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом, т.е. предоставление земельного участка осуществляется по процедуре проведения торгов.
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:60 поставлен на государственный кадастровый учет 30.12.2002, площадью 730,1 кв. м, с разрешенным использованием "для размещения автостоянки Администрации города Тюмени".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, сформированный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:60 не может быть предоставлен для целей строительства по процедуре выбора и предварительного согласования места размещения объекта.
Следовательно, у Департамента, как уполномоченного органа, отсутствовала обязанность проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта в порядке, регламентированном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 8 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 02.02.2007 N 144-п, в силу чего заявленные требования удовлетворению не подлежали.
В апелляционной жалобе ООО "ТД Скиф" указывает на то, что в силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка на торгах в конкретной ситуации не может быть применено, поскольку земельный участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование Управе Центрального административного округа Администрации города Тюмени.
Действительно, названный пункт статьи содержит указание на то, что участок предоставляется на торгах "в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом". Однако, указанная оговорка означает лишь то, что не любой земельный участок может иметь правообладателя и на торгах выставляются лишь участки, правообладателей не имеющие.
Земельные же участки, имеющие правообладателей, вообще не могут быть предоставлены иным лицам до истечения прав на эти земельные участки.
То есть наличие не прекращенных прав на земельный участок Управы Центрального административного округа Администрации города Тюмени препятствует не только в выборе земельного участка, но и проведении торгов данного участка.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что решение о предварительном согласовании места размещения земельного участка не нарушает прав землепользователя, поскольку не влечет изъятия у него спорного участка, судом также отклоняется, так как предоставление земельного участка под строительство не только препятствует оговоренной в кадастровом паспорте деятельности (осуществление автомобильной стоянки), но и, по сути дела, ведет к смене вида разрешенного использования земельного участка.
То обстоятельство, что оспариваемое решение не содержит информации о предстоящем проведении торгов, что нарушает, по его мнению, права заявителя на получение земельного участка в аренду под строительство не свидетельствует о признании решения незаконным, поскольку желание кого-либо на предоставление сформированного земельного участка не порождает в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации обязательность проведения торгов муниципальным или государственным органом кроме случаев, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что статья 30 пункт 11 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании места выбора судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный. Указанный пункт названной статьи вообще не содержит оснований для отказа в предварительном согласовании места выбора земельного участка, а лишь содержит перечни случает, когда отсутствует необходимость в проведении предварительном согласовании места выбора.
Необоснованным суд апелляционной инстанции считает также утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что принятие решение об отказе в размещении объекта возможно лишь после проведения процедур выбора земельного участка, которые Департамент необоснованно отказался проводить.
Пункт 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают исключительно две формы возможных решений: решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Такой формы решения как решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта кодекс не содержит.
Таким образом, отказ в размещении объекта вовсе не означает необходимость проведения каких-то предварительных процедур выбора, в случае, если их проведение является объективно невозможными или противоречащими закону.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и делает вывод о законности решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, выраженном в письме Департамента от 19.07.2013 N 130719047/10-2.
По результатам рассмотрения дела в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит судебные расходы в виде уплаченной ООО "ТД Скиф" государственной пошлины на данное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД "Скиф" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.12.2013 по делу N А70-9814/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)