Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя Соловарева М.Ю., действующего на основании доверенности от 17.02.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Розалия"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 по делу N А82-15105/2014, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Розалия" (ОГРН 1147604006659, ИНН 7604260565)
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля,
Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, Мэрии города Ярославля
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Розалия" (далее - заявитель, СНТ "Розалия", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в судебном заседании, к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление, УЗР), Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - Департамент, ДАРТГ), Мэрии города Ярославля о признании незаконным отказа УЗР в предоставлении земельных участков, содержащемся в письме названного органа от 19.09.2014 N 06-05/7446, направленном в ответ на заявления товарищества от 21.07.2014 и от 31.07.2014, и о возложении на обязанности утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, СНТ "Розалия" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Товарищество приводит доводы о том, что процедура государственной регистрации СНТ "Розалия" не нарушена, законность его создания в установленном порядке не установлена; суд не вправе был разрешать одновременно с заявленным требованием вопрос о законности создания товарищества. Заявитель считает, что Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих партнерств, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Мэрия г. Ярославля в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению ответчика, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) общий порядок предоставления земельных участков для строительства не применим к садоводческим товариществам. Направленное ДАРТГ в адрес СНТ "Розалия" письмо от 21.07.2014 N 5023 неверно трактуется товариществом как разрешающее предоставление ему земельного участка в обход установленной законодательством процедуры.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Управление и Департамент отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Мэрия г. Ярославля заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также по тексту - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, СНТ "Розалия" создано по решению 4-х учредителей от 04.04.2014 с целью удовлетворения потребности членов СНТ в продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения досуга и укрепления здоровья на базе совместного освоения земельного участка, предоставленного товариществу и его членам (пункт 2.1 Устава). СНТ "Розалия" земельным участком при его создании не наделялось.
На основании обращений СНТ "Розалия" письмами УЗР от 29.04.2014 N 03 03-07/3175 и Департамента от 21.07.2014 N 5023 заявителю был разъяснен порядок оформления земельного участка для создания садоводческого некоммерческого партнерства.
21.07.2014 СНТ "Розалия", ссылаясь на положения статьи 14 Закона N 66-ФЗ, и Правила землепользования и застройки города Ярославля, утвержденные решением Муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201 (далее - Правила N 201), обратилось в УЗР с заявлением о предоставлении для создания и размещения дачного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу: г. Ярославль, Заволжский район, ул. Старые Кусенки в районе дома 30, а также между СНТ "Сельхозтехника" и СНТ "Проектировщик" 31.07.2014 СНТ "Розалия", ссылаясь на положения статьи 14 Закона N 66-ФЗ и Правила N 201, вновь обратилось в УЗР с заявлением о предоставлении для создания дачного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу: г. Ярославль, Заволжский район, в районе улицы Косая горка и СНТ "Резинотехника-6".
При этом в обоих указанных выше заявлениях от 21.07.2014 и от 31.07.2014 просьбы о предоставлении земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ и о выдаче схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не содержалось. Кроме того, в заявлениях СНТ "Розалия" не указало также сведения о предполагаемом размере земельных участков и испрашиваемом праве на землю.
Письмом от 19.09.2014 N 06-05/7446 УЗР в ответ на указанные выше обращения товарищества сообщило заявителю о том, что Мэрия г. Ярославля не располагает фондом перераспределения земель для их предоставления физическим лицам для размещения садоводческих, огороднических и дачных хозяйств.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме Управления от 19.09.2014 N 06-05/7446 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, СНТ "Розалия" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями статей 4, 198, 201 АПК РФ, статей 33, 80, 81 ЗК РФ, статей 2, 13, 14 Закона N 66-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ЗК РФ земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, Федеральным законом N 66-ФЗ.
Места размещения садоводческих и огороднических некоммерческих организаций определяются путем территориального зонирования.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 12 Закона N 66-ФЗ при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В соответствии со статьей 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В пункте 1 статьи 80 ЗК РФ указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
В силу приведенных выше норм земельные участки садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям могут быть предоставлены из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения с учетом зонирования территории. Вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель.
Как видно из содержания заявлений товарищества от 21.07.2014 и от 31.07.2014 оно обращалось в УЗР с просьбой предоставить земельный участок именно для создания и размещения дачного хозяйства в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 66-ФЗ. Соответственно земельные участки могли быть предоставлены заявителю на основании указанных заявлений из состава земель сельскохозяйственного назначения лишь при соблюдении условий, предусмотренных изложенными выше нормами Закона N 66-ФЗ. Между тем как следует из материалов данного дела, зонирование территории, в границах которой расположены испрашиваемые заявителем земельные участки, не проведено; земельные участки не включены в фонд перераспределения земель; граждане не обращались в органы местного самоуправления по месту проживания с заявлениями о предоставлении им земельных участков, персональный состав членов некоммерческого дачного партнерства не сформирован, список членов не представлен; с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось СНТ "Розалия", а не орган местного самоуправления по месту жительства членов товарищества.
Следовательно, в данном случае не соблюден установленный Законом N 66-ФЗ порядок формирования и предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для использования в целях садоводства и огородничества и у УЗР отсутствовали правовые основания для предоставления СНТ "Розалия" на основании его заявлений от 21.07.2014 и 31.07.2014 испрашиваемых земельных участков по правилам, предусмотренным названным законом.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления от 19.09.2014 N 06-05/7446 в предоставлении товариществу земельного участка соответствует положениям статей 13, 14 Закона N 66-ФЗ и не нарушает права и законные интересы товарищества.
Доводы СНТ "Розалия" о том, что испрашиваемые им земельные участки подлежат предоставлению в порядке статьи 34 ЗК РФ, отклоняются на основании следующего.
Нормы ст. 34 ЗК РФ регулируют порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Таким образом, граждане могут приобрести права на земельные участки, в том числе и в целях занятия садоводством и огородничеством по правилам, предусмотренным ст. 34 ЗК РФ. Вместе с тем нормы ст. 34 ЗК РФ предусматривают определенную юридическую процедуру реализации данного права, соблюдение которой обязательно для заявителей. В частности согласно положениям ч.ч. 2 - 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявление в компетентный орган местного самоуправления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В силу ч. 4 ст. 34 ЗК РФ в месячный срок после поступления в уполномоченный орган местного самоуправления указанного заявления данный орган с учетом зонирования территорий утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как следует из содержания заявлений СНТ "Розалия" от 21.07.2014 и от 31.07.2014 товарищество обращалось в УЗР с просьбой о предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 66-ФЗ, а не правилам, предусмотренным ст. 34 ЗК РФ. В данных заявлениях отсутствуют сведения о предполагаемых размерах испрашиваемых земельных участков и указание на право (аренды или собственности) на данные участки. При таких обстоятельствах у УЗР отсутствовали фактические и юридические основания для квалификации указанных заявлений СНТ "Розалия" именно как заявлений, поданных в порядке ст. 34 ЗК РФ, и для рассмотрения их по правилам, предусмотренным нормами ст. 34 ЗК РФ.
Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд отмечает, что заявитель не лишен права на повторное обращение в УЗР с заявлением о предоставлении ему земельных участков для осуществления садоводства и огородничества по правилам ст. 34 ЗК и с соблюдением предусмотренных ею требований.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на СНТ "Розалия". Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета на основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 по делу N А82-15105/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Розалия" - без удовлетворения.
Возвратить садоводческому некоммерческому товариществу "Розалия" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.12.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 02АП-63/2015 ПО ДЕЛУ N А82-15105/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А82-15105/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя Соловарева М.Ю., действующего на основании доверенности от 17.02.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Розалия"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 по делу N А82-15105/2014, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Розалия" (ОГРН 1147604006659, ИНН 7604260565)
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля,
Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, Мэрии города Ярославля
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Розалия" (далее - заявитель, СНТ "Розалия", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в судебном заседании, к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление, УЗР), Департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - Департамент, ДАРТГ), Мэрии города Ярославля о признании незаконным отказа УЗР в предоставлении земельных участков, содержащемся в письме названного органа от 19.09.2014 N 06-05/7446, направленном в ответ на заявления товарищества от 21.07.2014 и от 31.07.2014, и о возложении на обязанности утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, СНТ "Розалия" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Товарищество приводит доводы о том, что процедура государственной регистрации СНТ "Розалия" не нарушена, законность его создания в установленном порядке не установлена; суд не вправе был разрешать одновременно с заявленным требованием вопрос о законности создания товарищества. Заявитель считает, что Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих партнерств, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Мэрия г. Ярославля в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению ответчика, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) общий порядок предоставления земельных участков для строительства не применим к садоводческим товариществам. Направленное ДАРТГ в адрес СНТ "Розалия" письмо от 21.07.2014 N 5023 неверно трактуется товариществом как разрешающее предоставление ему земельного участка в обход установленной законодательством процедуры.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Управление и Департамент отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Мэрия г. Ярославля заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также по тексту - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, СНТ "Розалия" создано по решению 4-х учредителей от 04.04.2014 с целью удовлетворения потребности членов СНТ в продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения досуга и укрепления здоровья на базе совместного освоения земельного участка, предоставленного товариществу и его членам (пункт 2.1 Устава). СНТ "Розалия" земельным участком при его создании не наделялось.
На основании обращений СНТ "Розалия" письмами УЗР от 29.04.2014 N 03 03-07/3175 и Департамента от 21.07.2014 N 5023 заявителю был разъяснен порядок оформления земельного участка для создания садоводческого некоммерческого партнерства.
21.07.2014 СНТ "Розалия", ссылаясь на положения статьи 14 Закона N 66-ФЗ, и Правила землепользования и застройки города Ярославля, утвержденные решением Муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201 (далее - Правила N 201), обратилось в УЗР с заявлением о предоставлении для создания и размещения дачного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу: г. Ярославль, Заволжский район, ул. Старые Кусенки в районе дома 30, а также между СНТ "Сельхозтехника" и СНТ "Проектировщик" 31.07.2014 СНТ "Розалия", ссылаясь на положения статьи 14 Закона N 66-ФЗ и Правила N 201, вновь обратилось в УЗР с заявлением о предоставлении для создания дачного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу: г. Ярославль, Заволжский район, в районе улицы Косая горка и СНТ "Резинотехника-6".
При этом в обоих указанных выше заявлениях от 21.07.2014 и от 31.07.2014 просьбы о предоставлении земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ и о выдаче схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не содержалось. Кроме того, в заявлениях СНТ "Розалия" не указало также сведения о предполагаемом размере земельных участков и испрашиваемом праве на землю.
Письмом от 19.09.2014 N 06-05/7446 УЗР в ответ на указанные выше обращения товарищества сообщило заявителю о том, что Мэрия г. Ярославля не располагает фондом перераспределения земель для их предоставления физическим лицам для размещения садоводческих, огороднических и дачных хозяйств.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме Управления от 19.09.2014 N 06-05/7446 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, СНТ "Розалия" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями статей 4, 198, 201 АПК РФ, статей 33, 80, 81 ЗК РФ, статей 2, 13, 14 Закона N 66-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ЗК РФ земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, Федеральным законом N 66-ФЗ.
Места размещения садоводческих и огороднических некоммерческих организаций определяются путем территориального зонирования.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 12 Закона N 66-ФЗ при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В соответствии со статьей 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В пункте 1 статьи 80 ЗК РФ указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
В силу приведенных выше норм земельные участки садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям могут быть предоставлены из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения с учетом зонирования территории. Вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель.
Как видно из содержания заявлений товарищества от 21.07.2014 и от 31.07.2014 оно обращалось в УЗР с просьбой предоставить земельный участок именно для создания и размещения дачного хозяйства в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 66-ФЗ. Соответственно земельные участки могли быть предоставлены заявителю на основании указанных заявлений из состава земель сельскохозяйственного назначения лишь при соблюдении условий, предусмотренных изложенными выше нормами Закона N 66-ФЗ. Между тем как следует из материалов данного дела, зонирование территории, в границах которой расположены испрашиваемые заявителем земельные участки, не проведено; земельные участки не включены в фонд перераспределения земель; граждане не обращались в органы местного самоуправления по месту проживания с заявлениями о предоставлении им земельных участков, персональный состав членов некоммерческого дачного партнерства не сформирован, список членов не представлен; с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось СНТ "Розалия", а не орган местного самоуправления по месту жительства членов товарищества.
Следовательно, в данном случае не соблюден установленный Законом N 66-ФЗ порядок формирования и предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для использования в целях садоводства и огородничества и у УЗР отсутствовали правовые основания для предоставления СНТ "Розалия" на основании его заявлений от 21.07.2014 и 31.07.2014 испрашиваемых земельных участков по правилам, предусмотренным названным законом.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления от 19.09.2014 N 06-05/7446 в предоставлении товариществу земельного участка соответствует положениям статей 13, 14 Закона N 66-ФЗ и не нарушает права и законные интересы товарищества.
Доводы СНТ "Розалия" о том, что испрашиваемые им земельные участки подлежат предоставлению в порядке статьи 34 ЗК РФ, отклоняются на основании следующего.
Нормы ст. 34 ЗК РФ регулируют порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Таким образом, граждане могут приобрести права на земельные участки, в том числе и в целях занятия садоводством и огородничеством по правилам, предусмотренным ст. 34 ЗК РФ. Вместе с тем нормы ст. 34 ЗК РФ предусматривают определенную юридическую процедуру реализации данного права, соблюдение которой обязательно для заявителей. В частности согласно положениям ч.ч. 2 - 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявление в компетентный орган местного самоуправления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В силу ч. 4 ст. 34 ЗК РФ в месячный срок после поступления в уполномоченный орган местного самоуправления указанного заявления данный орган с учетом зонирования территорий утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как следует из содержания заявлений СНТ "Розалия" от 21.07.2014 и от 31.07.2014 товарищество обращалось в УЗР с просьбой о предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 66-ФЗ, а не правилам, предусмотренным ст. 34 ЗК РФ. В данных заявлениях отсутствуют сведения о предполагаемых размерах испрашиваемых земельных участков и указание на право (аренды или собственности) на данные участки. При таких обстоятельствах у УЗР отсутствовали фактические и юридические основания для квалификации указанных заявлений СНТ "Розалия" именно как заявлений, поданных в порядке ст. 34 ЗК РФ, и для рассмотрения их по правилам, предусмотренным нормами ст. 34 ЗК РФ.
Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд отмечает, что заявитель не лишен права на повторное обращение в УЗР с заявлением о предоставлении ему земельных участков для осуществления садоводства и огородничества по правилам ст. 34 ЗК и с соблюдением предусмотренных ею требований.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на СНТ "Розалия". Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета на основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2014 по делу N А82-15105/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Розалия" - без удовлетворения.
Возвратить садоводческому некоммерческому товариществу "Розалия" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.12.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)