Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-38197

Требование: О признании незаконными действий должностных лиц по выдаче разрешения на строительство.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец считает, что ответчик в нарушение закона выдал разрешение на строительство объектов капитального строительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N 33-38197


Судья: Цывкина М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Дорохиной Е.М., Гончаровой О.С.,
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Журавлевой Т.Г.
дело по апелляционному представлению прокурора Клепиковского района Рязанской области на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2014 г., которым постановлено:
иск прокурора Клепиковского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконными действий должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по выдаче ООО "Лебяжье" разрешения на строительство 4 домов по индивидуальным проектам и здания контрольно-пропускного пункта от 28.11.2012 года N *** в отсутствие положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы такой документации и признании недействительным с момента принятия разрешения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на строительство 4 домов по индивидуальным проектам и здания контрольно-пропускного пункта от 28.11.2012 года N *** - оставить без удовлетворения.

установила:

Прокурор Клепиковского района Рязанской области обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконными действий должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по выдаче ООО "Лебяжье" разрешения на строительство 4 домов по индивидуальным проектам и здания контрольно-пропускного пункта от 28.11.2012 года N *** на земельном участке с кадастровым номером *** в селе Селезнево Клепиковского района Рязанской области при отсутствии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы такой документации.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ООО "Лебяжье" в нарушение ст. ст. 49, 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", в отсутствие положительных заключений государственной и экологической экспертиз проектной документации на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенным в с. Селезнево Клепиковского района Рязанской области, а именно в границах национального парка "Мещерский", осуществляется строительство четырех объектов: 1-й объект расположен в 15 м от ограждения данного земельного участка на юго-западе; 2-й объект расположен в 19 м от ограждения земельного участка на юго-западе; 3-й объект расположен в 22 м от ограждения земельного участка на юго-востоке; 4-й объект расположен в 13 м от ограждения земельного участка на северо-востоке и в 75 м от ограждения земельного участка на северо-востоке и в 75 м от ограждения земельного участка на северо-западе.
В судебном заседании представитель истца по доверенности - помощник Пресненского межрайонного прокурора Никитина А.В. явилась, заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Минприроды России по доверенности Б. с иском не согласилась.
Представитель 3-го лица ООО "Лебяжье" по доверенности Ш. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представители 3-х лиц ФГУ "Национальный парк "Мещерский", ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области в суд не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит по доводам апелляционного представления прокурора Клепиковского района Рязанской области.
Стороны, будучи извещенными о времени месте судебного заседания, в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждено материалами дела, что земли национального парка "Мещерский", созданного Постановлением Правительства РФ от 09 апреля 1992 N 235, отнесены к объектам федеральной собственности и находятся в ведении Федеральных органов власти. Национальный парк владеет данными землями на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с картой-схемой национального парка "Мещерский" на территории парка располагаются земли различных категорий, в том числе земли особо охраняемых территорий, на которые распространяется Положение "О ФГУ "Национальный парк "Мещерский", утвержденного Приказом МПР России от 23.04.2008 года N 103.
Согласно п. 30 разд. 6 Положения, на территории парка установлен дифференцированный режим охраны с учетом природных, историко-культурных, хозяйственных и иных особенностей. В национальном парке выделены следующие зоны: заповедная, особо охраняемая, рекреационная, хозяйственного назначения и специального режима.
В соответствии с пп. 30.3 п. 30 разд. 6 Положения рекреационная зона предназначена для организации отдыха в природных условиях. На территории рекреационной зоны допускается, в том числе, размещение объектов инфраструктуры - мест ночлега и иного сервисного обслуживания.
Земельный участок общей площадью 5,1 га с кадастровым номером *** (предыдущий номер ***), расположенный в с. Селезнево, Клепиковского района Рязанской области, находится в собственности Российской Федерации и передан в постоянное бессрочное пользование ФГУ "Национальный парк "Мещерский".
Данный земельный участок расположен на участке 8 рекреационной зоны ФГУ "Национальный парк "Мещерский" и относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли специального назначения. Разрешенное использование земельного участка, согласно выписки из государственного кадастра недвижимости - для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 6 ч. 5 указанной статьи разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:
объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
В соответствии с п. п. 8, 10 ч. 1. ст. 1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
- В силу ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Согласно ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Для каждой категории и вида, определенной ст. 2 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" имеются свои особенности режима использования и охраны земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков.
Ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" допускает выделение на территории национального парка различных функциональных зон, в том числе рекреационной, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, размещения объектов туристической индустрии, музеев, информационных центров. При этом земли национального парка независимо от функциональной зоны используются с учетом установленных ограничений.
П. 2 указанной статьи указывает, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
На земельном участке с кадастровым номером 62:05:0011010:0001 ООО "Лебяжье" ведется строительство домов периодического проживания, т.е. домов для отдыха.
Из экспликации зданий и сооружений - домов периодического проживания "База отдыха "Лебяжье" по адресу: с. Селезнево, Клепиковский район, Рязанская область, следует, что на земельном участке общей площадью 5,1 га, находящемся в аренде у ООО "Лебяжье" расположено 9 объектов капитального незавершенного строительства, в том числе 4 объекта, на строительство которых ответчиком выдано оспариваемое разрешение: 1-й объект расположен в 15 м от ограждения данного земельного участка на юго-западе; 2-й объект расположен в 19 м от ограждения земельного участка на юго-западе; 3-й объект расположен в 22 м от ограждения земельного участка на юго-востоке; 4-й объект расположен в 13 м от ограждения земельного участка на северо-востоке и в 75 м от ограждения земельного участка на северо-востоке и в 75 м от ограждения земельного участка на северо-западе.
28 ноября 2012 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ выдало ООО "Лебяжье" разрешение на строительство N *** объектов капитального строительства "Дома периодического проживания".
Согласно п. 3.4. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит государственной экспертизе.
Объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство которых планируется осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Разрешая спор, суд исследовал представленные по делу доказательства и, с учетом системного анализа правовых норм, регулирующих возникшие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом было установлено, что правовой режим, установленный Положением "О ФГУ "Национальный парк "Мещерский", разрешает строительство капитальных сооружений на спорном земельном участке, отнесенным к категории земель, где выдачи разрешения на строительство на которых, в соответствии ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, не требуется проведения экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о признании незаконными действий должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по выдаче ООО "Лебяжье" разрешения на строительство 4 домов по индивидуальным проектам и здания контрольно-пропускного пункта от 28.11.2012 года N *** в отсутствие положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы такой документации и признании недействительным с момента принятия разрешения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на строительство 4 домов по индивидуальным проектам и здания контрольно-пропускного пункта от 28.11.2012 года N *** удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ и постановил законное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены правильного по существу решения суда не содержат, сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств и неправильному толкованию норм материального права, и потому не могут быть приняты судебной коллегией.
Не находя оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,

определила:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Клепиковского района Рязанской области Сысоев А.Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)