Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2008 ПО ДЕЛУ N А55-7049/2008

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2008 г. по делу N А55-7049/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
- от заявителя - Сынтин А.Е., доверенность от 15 июля 2008 г. N 356;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен;
- от третьего лица - Якимов Д.О., паспорт <...> от 31 мая 2002 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2008 года
по делу N А55-7049/2008 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо:
ИП Якимов Д.О., г. Самара,
о признании незаконными действия, выразившегося в отказе от изготовления и утверждения проекта границ земельного участка и обязании совершить определенные действия,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области (с учетом уточнения требований от 11 июня 2008 г.) с заявлением о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) от 18 февраля 2008 г. о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, напротив дома N 3, площадью 500.00 кв. м под размещение автостоянки без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией; об обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, напротив дома N 3, площадью 500.00 кв. м, либо предоставить в Министерство мотивированное, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его утверждения, с указанием информации, позволяющей применить содержащиеся в нем градостроительные нормы и правила при обосновании невозможности и обеспечения изготовления и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что из оспариваемого заключения не усматривается, почему Департамент отказал Министерству в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, в оспариваемом заключении отсутствует ссылка на правовую норму, в соответствии с которой невозможно изготовить и утвердить проект земельного участка.
Указанная Департаментом в заключении правовая норма СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети" и СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" регулирует иные правоотношения и не имеют положений, разрешающих или запрещающих изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение.
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что доказательств в подтверждение доводов о несоответствии закону или иному правовому акту заключения Департамента заявителем суду не представлено, как и не представлены доказательства нарушения именно этим актом (заявителю направлялось несколько заключений Департамента) гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя; кроме того, суд не установил, что заключение Департамента от 18 февраля 2008 г. N СП-3/-662-0-7 не является ненормативным актом.
Таким образом, в силу п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и производство по делу подлежит прекращению.
В судебное заседание представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Представитель заявителя и индивидуальный предприниматель Якимов Д.О., являющийся третьим лицом, считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Предприниматель Якимов Д.О. 15 марта 2007 г. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Липяговская, напротив дома N 3, площадью 500.00 кв. м, под размещение автостоянки без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией.
13 апреля 2007 г. Министерством было направлено в адрес Департамента обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду Якимовым Д.О., поскольку утверждение проектов границ земельных участков на момент обращения являлось компетенцией Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара.
Указанное обращение поступило в Департамент 18 апреля 2007 г., о чем имеется отметка на экземпляре заявителя (СП-31-662, л.д. 14).
На указанное обращение в адрес Министерства поступил ответ - заключение N СП-3/-662-0-1, в котором говорилось о невозможности утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка (л.д. 21).
После указанного ответа заявитель неоднократно направлял в адрес Департамента обращения о выдаче заявителю законного мотивированного заключения, однако 18 февраля 2008 г. Департамент вынес заключение N СП-3/-662-0-7 о невозможности изготовления проекта границ земельного участка в связи с тем, что указанный земельный участок расположен в охранных зонах существующих инженерных сетей (водовод диаметром 100 мм и 200 мм, теплотрасса диаметром 200 мм, 100 мм и 50 мм), что противоречит требованиям СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети" и СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (л.д. 27).
При принятии решения о признании указанного заключения от 18 февраля 2008 г. незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, с учетом требований ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 данного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка (п. 2.4. Порядка).
В соответствии с п. 2.5 Порядка в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, подготавливает и направляет в Министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.
Таким образом, на момент обращения заявителя в Департамент указанными нормативными правовыми актами была установлена обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по подготовке и направлению в Министерство мотивированного заключения, однако содержание заключения могло быть как о возможности, так и о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждении.
Пунктом 2.7. Порядка было определено, что уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара, в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, в месячный срок с момента поступления обращения, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель, а также в случаях, установленных действующим законодательством, с учетом заключения государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологических условий и соблюдения правил пожарной безопасности, обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Постановлением главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара - по земельным участкам площадью более 100 кв. м, за исключением случаев, установленных пунктом 1.3 настоящего постановления, и по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что из оспариваемого заключения не усматривается, почему Департамент отказал Министерству в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, в оспариваемом заключении отсутствует ссылка на правовую норму, в соответствии с которой невозможно изготовить и утвердить проект земельного участка.
Указанная Департаментом в заключении правовая норма СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети" и СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" регулирует иные правоотношения и не имеют положений, разрешающих или запрещающих изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение.
Согласно ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обоснованности лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт.
С учетом положений указанных норм и изложенного выше суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара не представил в суд доказательств наличия обстоятельств, изложенных в оспариваемом заключении. Поскольку заключение от 18 февраля 2008 г. N СП-3/-662-0-7 является актом уполномоченного органа местного самоуправления и влечет отказ в предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, это заключение следует признать ненормативным правовым актом, затрагивающим права и интересы заявителя и третьего лица.
С учетом этого довод подателя жалобы о том, что поскольку данное заключение не является ненормативным правовым актом и производство по делу подлежит прекращению, следует признать несостоятельным.
Суд правильно указал в решении, что деятельность заявителя по реализации возложенных на него полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, предоставленных постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67, является одним из видов экономической деятельности, соответственно, бездействием государственного органа нарушаются его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ суд правильно признал незаконным оспариваемое заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Ссылка подателя жалобы на нарушение судом п. 5 ст. 201 АПК РФ является неосновательной, т.к. в случае неясности решения Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара имеет право обратиться за его разъяснением.
Доводы, приведенные Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2008 г. по делу N А55-7049/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)