Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 27 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии:
- стороны извещены, не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Овчинниковой Елены Владимировны
апелляционное производство N 05АП-2123/2011
на решение от 24.02.2011
судьи О.П. Хвалько
по делу N А51-14474/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Овчинниковой Елены Владимировны (ИНН 251108618546, ОГРНИП 308251106700041)
к Администрации Уссурийского городского округа, Управлению имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа
о признании незаконным бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Овчинникова Елена Владимировна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Овчинникова Е.В.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа по вопросу (далее - Управление) предоставления в аренду земельного участка, находящегося по адресу: г. Уссурийск, на углу улиц Агеева-Афанасьева, площадью 45 кв. м и обязать администрацию Уссурийского городского округа соблюсти порядок предоставления испрашиваемого земельного участка (предусмотренный Земельным кодексом РФ) для размещения торгового павильона (с учетом уточнений согласно статье 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Овчинникова Елена Владимировна обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным бездействие управления по вопросу предоставления в аренду земельного участка и обязать администрацию соблюсти порядок предоставления земельного участка для размещения торгового павильона. Предприниматель указывает на незаконное бездействие со стороны управления, а также несоблюдение администрацией порядка предоставления земельного участка, в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, тем самым нарушаются права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишают права использовать испрашиваемый земельный участок для размещения торгового павильона.
В судебное заседание 27.04.2011 стороны не явились, извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Индивидуальному предпринимателю Овчинникову Алексею Анатольевичу Управлением архитектуры и градостроительства администрации Уссурийского городского округа выдано разрешение N 305/6 от 18.05.1999 на размещение нестационарного объекта, расположенного по ул. Афанасьева - Агеева на основании договора временного пользования земельным участком N 305/6 от 18.05.1999, сроком действия до 09.04.2001.
Решением от 28.04.2008 по делу N А51-10493/2007 2-384 Арбитражный суд Приморского края обязал ИП Овчинникова А.А. освободить земельный участок путем сноса временного объекта, поскольку последний по истечении срока действия договора и разрешения самовольного разместил нестационарный объект.
19.11.2007 ИП Овчинниковой Еленой Владимировной в результате договора купли-продажи, заключенного с Овчинниковым Алексеем Анатольевичем приобретен торговый павильон, расположенный в г. Уссурийске на углу улиц Агеева - Афанасьева.
ИП Овчинникова Е.В. 30.11.2009 обратилась в Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа о формировании пакета документов для заключения договора аренды земельного участка под торговый павильон.
Многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг письмом от 23.12.2009 N 2391 сообщил, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется при подаче заявления, в котором в соответствии с п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ должны быть определены цель использования земельного участка, предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
Документы в соответствии с данным письмом были предоставлены предпринимателем 02.04.2010, согласно расписке N 4454.
Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа письмом от 17.06.2010 N 8543 сообщило, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. В письме также указано на то, что порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством РФ, который в настоящее время не утвержден, в связи с чем, возможности принять положительное решение по заявлению предпринимателя не имеется.
ИП Овчинникова Е.В. 29.06.2010 обратилась в Управление торговли и защиты прав потребителя Уссурийского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на размещение торгового павильона.
Управление торговли и защиты прав потребителя Уссурийского городского округа письмом от 29.07.2010 N 14/712 сообщило, что на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разрабатывается новый порядок предоставления земельных участков под размещение мелкорозничной торговой сети.
Администрация Уссурийского городского округа письмом от 12.10.2010 N 0-888 в дополнение к информации, направленной 17.06.2010 также сообщила, что 29.09.2010 принято Постановление Правительства РФ N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строения и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", и в связи с тем, что органом исполнительной власти Приморского края порядок утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов до настоящего времени не определен, Администрация Уссурийского городского округа возможности принять решение о размещении торгового павильона на земельном участке, расположенном в г. Уссурийске, ул. Агеева-Афанасьева, не имеет.
Не согласившись с бездействием Управления имущественных отношений Уссурийского городского округа, а также действиями администрации Уссурийского городского округа, посчитав их не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными должны быть указанны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и бездействие (действием).
Из смысла пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 следует, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие обжалуемых действий закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов общества, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Предприниматель в силу части 1 статьи 198 АПК РФ должна обосновать и документально подтвердить наличие вышеназванных двух условий.
Довод заявителя апелляционной жалобы о бездействии со стороны управления отклоняется, как противоречащий документам, имеющимся в материалах дела, поскольку ответ на обращение предпринимателя управлением дан в письме от 17.06.2010 N 8543.
Из письма Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа от 17.06.2010 N 8543 следует, что ввиду отсутствия по состоянию на июнь 2010 года утвержденного Правительством Российской Федерации порядка включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, возможности принять положительное решение по заявлению предпринимателя не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил довод предпринимателя, что ответ управления, изложенный в указанном выше письме, не содержит решения об отказе либо об удовлетворении требования о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку этот довод противоречит буквальному содержанию письма.
Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 кодекса.
Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", принятым Государственной Думой 18 декабря 2009 года (далее - Закон N 381-ФЗ) установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ также установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
29 сентября 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации от N 772 были утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила), которые определили порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, повышения доступности товаров для населения (пункты 2 и 3 Правил).
Полномочия администрации Уссурийского городского округа определены в статье 31 Устава Уссурийского городского округа, принятого решением Думы Уссурийского городского округа от 26.04.2005 N 189 (далее - Устав Уссурийского городского округа).
В соответствии с п. 13 (2)) ст. 31 Устава Уссурийского городского округа, введенного Решением Думы Уссурийского городского округа от 14.04.2010 N 210-НПА, к компетенции администрации городского округа, в том числе, отнесена разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Письмом Главы Уссурийского городского округа Приморского края от 12.10.2010 N 0-888 предприниматель извещен, что порядок разработки схемы нестационарных торговых объектов органом исполнительной власти до настоящего времени не утвержден, в связи с чем у Администрации Уссурийского городского округа возможность принять решение о размещении торгового павильона на земельном участке, расположенном в г. Уссурийске на углу улиц Агеева - Афанасьева, отсутствует.
Учитывая, что порядок размещения нестационарных торговых объектов определяется в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", которые отсылочных норм к Земельному кодексу РФ не содержат и предоставление земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривают.
Суд апелляционной инстанции считает ссылку предпринимателя на применение к данным правоотношениям положений статьи 34 ЗК РФ необоснованной, поскольку она не основана на нормах действующего законодательства.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 65, 200 АПК РФ доказательств того, что оспариваемое предпринимателем бездействие управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа, а также действие администрации Уссурийского городского округа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, ни суду первой ни апелляционной инстанции не представлены.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обосновано не нашел оснований для признании незаконным бездействия Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа по вопросу о предоставлении в аренду Овчинниковой Елене Владимировне земельного участка, находящегося по адресу: г. Уссурийск, на углу улиц Агеева - Афанасьева, площадью 45 кв. м, а также обязания Администрации Уссурийского городского округа Приморского края соблюсти порядок предоставления земельного участка, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2011 по делу N А51-14474/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2011 N 05АП-2123/2011 ПО ДЕЛУ N А51-14474/2010
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2011 г. N 05АП-2123/2011
Дело N А51-14474/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 27 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии:
- стороны извещены, не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Овчинниковой Елены Владимировны
апелляционное производство N 05АП-2123/2011
на решение от 24.02.2011
судьи О.П. Хвалько
по делу N А51-14474/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Овчинниковой Елены Владимировны (ИНН 251108618546, ОГРНИП 308251106700041)
к Администрации Уссурийского городского округа, Управлению имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа
о признании незаконным бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Овчинникова Елена Владимировна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Овчинникова Е.В.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа по вопросу (далее - Управление) предоставления в аренду земельного участка, находящегося по адресу: г. Уссурийск, на углу улиц Агеева-Афанасьева, площадью 45 кв. м и обязать администрацию Уссурийского городского округа соблюсти порядок предоставления испрашиваемого земельного участка (предусмотренный Земельным кодексом РФ) для размещения торгового павильона (с учетом уточнений согласно статье 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Овчинникова Елена Владимировна обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным бездействие управления по вопросу предоставления в аренду земельного участка и обязать администрацию соблюсти порядок предоставления земельного участка для размещения торгового павильона. Предприниматель указывает на незаконное бездействие со стороны управления, а также несоблюдение администрацией порядка предоставления земельного участка, в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, тем самым нарушаются права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишают права использовать испрашиваемый земельный участок для размещения торгового павильона.
В судебное заседание 27.04.2011 стороны не явились, извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Индивидуальному предпринимателю Овчинникову Алексею Анатольевичу Управлением архитектуры и градостроительства администрации Уссурийского городского округа выдано разрешение N 305/6 от 18.05.1999 на размещение нестационарного объекта, расположенного по ул. Афанасьева - Агеева на основании договора временного пользования земельным участком N 305/6 от 18.05.1999, сроком действия до 09.04.2001.
Решением от 28.04.2008 по делу N А51-10493/2007 2-384 Арбитражный суд Приморского края обязал ИП Овчинникова А.А. освободить земельный участок путем сноса временного объекта, поскольку последний по истечении срока действия договора и разрешения самовольного разместил нестационарный объект.
19.11.2007 ИП Овчинниковой Еленой Владимировной в результате договора купли-продажи, заключенного с Овчинниковым Алексеем Анатольевичем приобретен торговый павильон, расположенный в г. Уссурийске на углу улиц Агеева - Афанасьева.
ИП Овчинникова Е.В. 30.11.2009 обратилась в Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа о формировании пакета документов для заключения договора аренды земельного участка под торговый павильон.
Многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг письмом от 23.12.2009 N 2391 сообщил, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется при подаче заявления, в котором в соответствии с п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ должны быть определены цель использования земельного участка, предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
Документы в соответствии с данным письмом были предоставлены предпринимателем 02.04.2010, согласно расписке N 4454.
Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа письмом от 17.06.2010 N 8543 сообщило, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. В письме также указано на то, что порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством РФ, который в настоящее время не утвержден, в связи с чем, возможности принять положительное решение по заявлению предпринимателя не имеется.
ИП Овчинникова Е.В. 29.06.2010 обратилась в Управление торговли и защиты прав потребителя Уссурийского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на размещение торгового павильона.
Управление торговли и защиты прав потребителя Уссурийского городского округа письмом от 29.07.2010 N 14/712 сообщило, что на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разрабатывается новый порядок предоставления земельных участков под размещение мелкорозничной торговой сети.
Администрация Уссурийского городского округа письмом от 12.10.2010 N 0-888 в дополнение к информации, направленной 17.06.2010 также сообщила, что 29.09.2010 принято Постановление Правительства РФ N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строения и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", и в связи с тем, что органом исполнительной власти Приморского края порядок утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов до настоящего времени не определен, Администрация Уссурийского городского округа возможности принять решение о размещении торгового павильона на земельном участке, расположенном в г. Уссурийске, ул. Агеева-Афанасьева, не имеет.
Не согласившись с бездействием Управления имущественных отношений Уссурийского городского округа, а также действиями администрации Уссурийского городского округа, посчитав их не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными должны быть указанны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и бездействие (действием).
Из смысла пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 следует, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие обжалуемых действий закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов общества, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Предприниматель в силу части 1 статьи 198 АПК РФ должна обосновать и документально подтвердить наличие вышеназванных двух условий.
Довод заявителя апелляционной жалобы о бездействии со стороны управления отклоняется, как противоречащий документам, имеющимся в материалах дела, поскольку ответ на обращение предпринимателя управлением дан в письме от 17.06.2010 N 8543.
Из письма Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа от 17.06.2010 N 8543 следует, что ввиду отсутствия по состоянию на июнь 2010 года утвержденного Правительством Российской Федерации порядка включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, возможности принять положительное решение по заявлению предпринимателя не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил довод предпринимателя, что ответ управления, изложенный в указанном выше письме, не содержит решения об отказе либо об удовлетворении требования о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку этот довод противоречит буквальному содержанию письма.
Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 кодекса.
Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", принятым Государственной Думой 18 декабря 2009 года (далее - Закон N 381-ФЗ) установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ также установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
29 сентября 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации от N 772 были утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила), которые определили порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, повышения доступности товаров для населения (пункты 2 и 3 Правил).
Полномочия администрации Уссурийского городского округа определены в статье 31 Устава Уссурийского городского округа, принятого решением Думы Уссурийского городского округа от 26.04.2005 N 189 (далее - Устав Уссурийского городского округа).
В соответствии с п. 13 (2)) ст. 31 Устава Уссурийского городского округа, введенного Решением Думы Уссурийского городского округа от 14.04.2010 N 210-НПА, к компетенции администрации городского округа, в том числе, отнесена разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Письмом Главы Уссурийского городского округа Приморского края от 12.10.2010 N 0-888 предприниматель извещен, что порядок разработки схемы нестационарных торговых объектов органом исполнительной власти до настоящего времени не утвержден, в связи с чем у Администрации Уссурийского городского округа возможность принять решение о размещении торгового павильона на земельном участке, расположенном в г. Уссурийске на углу улиц Агеева - Афанасьева, отсутствует.
Учитывая, что порядок размещения нестационарных торговых объектов определяется в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", которые отсылочных норм к Земельному кодексу РФ не содержат и предоставление земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривают.
Суд апелляционной инстанции считает ссылку предпринимателя на применение к данным правоотношениям положений статьи 34 ЗК РФ необоснованной, поскольку она не основана на нормах действующего законодательства.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 65, 200 АПК РФ доказательств того, что оспариваемое предпринимателем бездействие управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа, а также действие администрации Уссурийского городского округа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, ни суду первой ни апелляционной инстанции не представлены.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обосновано не нашел оснований для признании незаконным бездействия Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа по вопросу о предоставлении в аренду Овчинниковой Елене Владимировне земельного участка, находящегося по адресу: г. Уссурийск, на углу улиц Агеева - Афанасьева, площадью 45 кв. м, а также обязания Администрации Уссурийского городского округа Приморского края соблюсти порядок предоставления земельного участка, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2011 по делу N А51-14474/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)