Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания Масаевым З.Х.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Промсвязьпроект" - Ишанов Р.А., генеральный директор, решение от 29.12.2009 N 1
представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области и третьих лиц: Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ИНН: 5031006040, ОГРН: 1025003917289), Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ИНН: 5031011700, ОГРН: 1035006103527) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757) на решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года по делу N А41-32063/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению закрытого акционерного общества "Промсвязьпроект" о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области; с участием третьих лиц: Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
установил:
Закрытое акционерное общество "Промсвязьпроект" (далее - ЗАО "Промсвязьпроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата) с заявленными требованиями (уточненными в порядке, предусмотренном статьи 49 АПК РФ):
- - о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра", выразившихся в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, площадью 19691 кв. м, с КН 50:16:0302010:261, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское шоссе, д. 29 "А";
- - об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" восстановить кадастровый учет земельного участка, площадью 19691 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское шоссе, д. 29 "А" в указанных границах
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 57 - 60 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация Ногинского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, а также ФГБУ "ФКП Росреестра" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просили указанное решение отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" сослалось на отсутствие оснований для восстановления аннулированных сведений о земельном участке (л.д. 87 - 88 т. 2).
Апелляционная жалоба Администрации Ногинского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области обоснована ссылкой на законность решения ФГБУ "ФКП Росреестра" об аннулировании сведений и снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка в связи с истечение двухгодичного срока (л.д. 74 т. 2).
Представитель ЗАО "Промсвязьпроект" в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, представил суду отзыв, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и третьих лиц Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Выслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Промсвязьпроект" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское ш., д. 29-а:
- - здания хозяйственного склада N 2 общей площадью 778,10 кв. метров;
- - здания склада общей площадью 373 кв. метров;
- - здания материального склада общей площадью 241,60 кв. метров;
- - сооружения подъездной железнодорожный путь протяженностью 555 метров;
- - части здания материального склада общей площадью 6777,80 кв. метров (л.д. 58 - 62 т. 1).
Под указанными объектами был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 19691 кв. метров с кадастровым номером 50:16:0302010:261, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под размещение комбината промышленных предприятий и Дорожно-строительного управления", расположенный по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское ш., д. 29 "А".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.11.2012 года по делу N А41-28844/12 (л.д. 63 т. 1), оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 (л.д. 71 т. 1), удовлетворены требования ЗАО "Промсвязьпроект" о признании незаконным отказа Администрации Ногинского района в заключении договора купли-продажи земельного участка 50:16:0302010:261 по цене 2,5 процентов от его кадастровой стоимости, и администрация обязана заключить договор купли-продажи.
ЗАО "Промсвязьпроект" обратилось 21 марта 2013 года в Администрацию Ногинского района с заявлением о заключении договора купли-продажи на основании решения арбитражного суда.
В ответе от 18.04.2013 N 941/26 администрация сообщила обществу, что договор не может быть подготовлен, поскольку участок не поставлен на кадастровый учет, что исключает возможность его продажи. В настоящее время сведения в ГКН о земельном участке с кадастровым номером 50:16:0302010:261 аннулированы, в связи с чем решение суда является неисполнимым.
Не согласившись со снятием с учета земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая решение об удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не соблюден установленный законодательством о кадастровом учете порядок снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302010:261 был поставлен на кадастровый учет 04 марта 2009 года.
Согласно пояснениям кадастровой палаты, участок сняты с кадастрового учета в 2011 году на основании части 4 статьи 24 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости, поскольку общество обратилось с заявлением о выкупе участка только 25 октября 2011 года, то есть по истечению двух лет с момента его постановки на кадастровый учет (л.д. 84 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пункт 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускает осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу статей 68 и 70 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В соответствии с разъяснениями Управления Росреестра, данными в письме от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер" в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу. Вместе с указанными документами заявителю также направляется копия решения об аннулировании сведений о земельном участке (земельных участках). В случае получения отправленных заявителю документов с отметкой о невозможности вручения такие документы также помещаются в кадастровое дело соответствующего земельного участка.
Из материалов кадастрового дела усматривается, что ни администрации как правообладателю, ни обществу не были направлены ни решение, ни документы об аннулировании указанного земельного участка, что является нарушением законодательства о кадастровом учете.
Отсутствие надлежащего информационного взаимодействия между Кадастровой палатой и Управлением Росреестра не должно влечь негативные последствия для лица, оформившего свои права на основании выданных ему уполномоченным государственным органом документов.
Кроме того, право общества на земельный участок, находящийся под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости, предусмотрено гражданским и земельным законодательством Российской Федерации (статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Решением Арбитражного судом Московской области от 19.11.2012 на администрацию возложено обязание заключить договор купли-продажи земельного участка 50:16:0302010:261 (л.д. 63 т. 1), данное решение вступило в силу 05 марта 2013 года (л.д. 71 т. 1).
Правовые нормы, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не содержат запрета либо ограничения на проведение государственной регистрации права на объект недвижимости по истечении строго одного года (двух лет в отношении земельных участков) после постановки его на государственный кадастровый учет, поскольку такой запрет (либо ограничение) означал бы невозможность осуществления процедуры государственной регистрации права на объект недвижимости, поставленный на государственный кадастровый учет более одного года (двух лет в отношении земельных участков) назад.
Таким образом, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" не сообщило ни Управлению Росреестра, ни обществу об аннулировании спорного земельного участка, а общество обладает законным правом на приобретение земли под принадлежащими ему объектами, решение ФГБУ "ФКП Росреестра" о снятии с учета спорного земельного участка является незаконным.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно возложил на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанность восстановить кадастровый учет земельного участка, площадью 19691 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское шоссе, д. 29 "А" в указанных границах.
Изложенные в апелляционных жалобах довод ФГБУ "ФКП Росреестра" об отсутствии оснований для восстановления аннулированных сведений о земельном участке, а также доводы Администрации Ногинского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области о законности оспариваемых действий ФГБУ "ФКП Росреестра" признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права и опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года по делу N А41-32063/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2014 ПО ДЕЛУ N А41-32063/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу N А41-32063/13
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания Масаевым З.Х.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Промсвязьпроект" - Ишанов Р.А., генеральный директор, решение от 29.12.2009 N 1
представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области и третьих лиц: Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ИНН: 5031006040, ОГРН: 1025003917289), Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ИНН: 5031011700, ОГРН: 1035006103527) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757) на решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года по делу N А41-32063/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению закрытого акционерного общества "Промсвязьпроект" о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области; с участием третьих лиц: Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
установил:
Закрытое акционерное общество "Промсвязьпроект" (далее - ЗАО "Промсвязьпроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата) с заявленными требованиями (уточненными в порядке, предусмотренном статьи 49 АПК РФ):
- - о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра", выразившихся в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, площадью 19691 кв. м, с КН 50:16:0302010:261, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское шоссе, д. 29 "А";
- - об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" восстановить кадастровый учет земельного участка, площадью 19691 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское шоссе, д. 29 "А" в указанных границах
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 57 - 60 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация Ногинского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, а также ФГБУ "ФКП Росреестра" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просили указанное решение отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" сослалось на отсутствие оснований для восстановления аннулированных сведений о земельном участке (л.д. 87 - 88 т. 2).
Апелляционная жалоба Администрации Ногинского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области обоснована ссылкой на законность решения ФГБУ "ФКП Росреестра" об аннулировании сведений и снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка в связи с истечение двухгодичного срока (л.д. 74 т. 2).
Представитель ЗАО "Промсвязьпроект" в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, представил суду отзыв, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и третьих лиц Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Выслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Промсвязьпроект" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское ш., д. 29-а:
- - здания хозяйственного склада N 2 общей площадью 778,10 кв. метров;
- - здания склада общей площадью 373 кв. метров;
- - здания материального склада общей площадью 241,60 кв. метров;
- - сооружения подъездной железнодорожный путь протяженностью 555 метров;
- - части здания материального склада общей площадью 6777,80 кв. метров (л.д. 58 - 62 т. 1).
Под указанными объектами был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 19691 кв. метров с кадастровым номером 50:16:0302010:261, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под размещение комбината промышленных предприятий и Дорожно-строительного управления", расположенный по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское ш., д. 29 "А".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.11.2012 года по делу N А41-28844/12 (л.д. 63 т. 1), оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 (л.д. 71 т. 1), удовлетворены требования ЗАО "Промсвязьпроект" о признании незаконным отказа Администрации Ногинского района в заключении договора купли-продажи земельного участка 50:16:0302010:261 по цене 2,5 процентов от его кадастровой стоимости, и администрация обязана заключить договор купли-продажи.
ЗАО "Промсвязьпроект" обратилось 21 марта 2013 года в Администрацию Ногинского района с заявлением о заключении договора купли-продажи на основании решения арбитражного суда.
В ответе от 18.04.2013 N 941/26 администрация сообщила обществу, что договор не может быть подготовлен, поскольку участок не поставлен на кадастровый учет, что исключает возможность его продажи. В настоящее время сведения в ГКН о земельном участке с кадастровым номером 50:16:0302010:261 аннулированы, в связи с чем решение суда является неисполнимым.
Не согласившись со снятием с учета земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая решение об удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не соблюден установленный законодательством о кадастровом учете порядок снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302010:261 был поставлен на кадастровый учет 04 марта 2009 года.
Согласно пояснениям кадастровой палаты, участок сняты с кадастрового учета в 2011 году на основании части 4 статьи 24 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости, поскольку общество обратилось с заявлением о выкупе участка только 25 октября 2011 года, то есть по истечению двух лет с момента его постановки на кадастровый учет (л.д. 84 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пункт 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускает осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу статей 68 и 70 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В соответствии с разъяснениями Управления Росреестра, данными в письме от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер" в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу. Вместе с указанными документами заявителю также направляется копия решения об аннулировании сведений о земельном участке (земельных участках). В случае получения отправленных заявителю документов с отметкой о невозможности вручения такие документы также помещаются в кадастровое дело соответствующего земельного участка.
Из материалов кадастрового дела усматривается, что ни администрации как правообладателю, ни обществу не были направлены ни решение, ни документы об аннулировании указанного земельного участка, что является нарушением законодательства о кадастровом учете.
Отсутствие надлежащего информационного взаимодействия между Кадастровой палатой и Управлением Росреестра не должно влечь негативные последствия для лица, оформившего свои права на основании выданных ему уполномоченным государственным органом документов.
Кроме того, право общества на земельный участок, находящийся под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости, предусмотрено гражданским и земельным законодательством Российской Федерации (статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Решением Арбитражного судом Московской области от 19.11.2012 на администрацию возложено обязание заключить договор купли-продажи земельного участка 50:16:0302010:261 (л.д. 63 т. 1), данное решение вступило в силу 05 марта 2013 года (л.д. 71 т. 1).
Правовые нормы, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не содержат запрета либо ограничения на проведение государственной регистрации права на объект недвижимости по истечении строго одного года (двух лет в отношении земельных участков) после постановки его на государственный кадастровый учет, поскольку такой запрет (либо ограничение) означал бы невозможность осуществления процедуры государственной регистрации права на объект недвижимости, поставленный на государственный кадастровый учет более одного года (двух лет в отношении земельных участков) назад.
Таким образом, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" не сообщило ни Управлению Росреестра, ни обществу об аннулировании спорного земельного участка, а общество обладает законным правом на приобретение земли под принадлежащими ему объектами, решение ФГБУ "ФКП Росреестра" о снятии с учета спорного земельного участка является незаконным.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно возложил на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанность восстановить кадастровый учет земельного участка, площадью 19691 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, Электростальское шоссе, д. 29 "А" в указанных границах.
Изложенные в апелляционных жалобах довод ФГБУ "ФКП Росреестра" об отсутствии оснований для восстановления аннулированных сведений о земельном участке, а также доводы Администрации Ногинского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области о законности оспариваемых действий ФГБУ "ФКП Росреестра" признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права и опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года по делу N А41-32063/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)