Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2015 N 11АП-3104/2015 ПО ДЕЛУ N А72-16773/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2015 г. по делу N А72-16773/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Медков Н.В., доверенность от 17 ноября 2014 года,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Консалт-Траст" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 января 2015 года по делу N А72-16773/2014 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Консалт-Траст" (ОГРН 1086312004844, ИНН 6312083395), город Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, город Ульяновск,
с участием третьего лица - "Производственное объединение Ульяновский машиностроительный завод", город Ульяновск,
о признании незаконным отказа от 03 октября 2014 года N 03-5484 в разделе земельного участка 73:24:020303:43 и обязании принять решение о разделе земельного участка на три самостоятельных, а также осуществить действия по государственной регистрации раздела земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Консалт-Траст" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - Управление Росимущества), с привлечением в качестве третьего лица ФГУП "Производственное объединение Ульяновский машиностроительный завод" (далее - завод), о признании незаконным отказа от 03 октября 2014 года N 03-5484 в разделе земельного участка 73:24:020303:43, обязании принять решение о разделе земельного участка на три самостоятельных, и осуществить действия по государственной регистрации раздела земельного участка.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Завод, апелляционную жалобу поддержал по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Управление Росимущества, апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в возражениях, приобщенным к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Росимущества и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Консалт-Траст" приобрело у ФГУП "ПО "Ульяновский машиностроительный завод" следующее недвижимое имущество: здание цеха N 16. Здание сушильных камер. Гардеробная цеха 16, назначение нежилое, общая площадь 1 503,60 м 2, литеры П, П1 - П8, п, кадастровый номер: 73:24:020303:43:73:401:002:001718470:1500, расположенное по адресу: Ульяновск, ул. Металлистов, 15/5 (договор купли-продажи N 10/38 от 08.06.2011 г.; указанное имущество передано по акту приема-передачи от 10.10.2011 г.; право собственности зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством 73-АА N 278274 от 03.11.2011 г.); заготовительный участок цеха N 16, общей площадью 492,6 м 2 (литеры И, И1, и), назначение нежилое, кадастровый номер: 73:24:020303:43:73:401:002:001718470:0900, расположенный по адресу: Ульяновск, ул. Металлистов, 15/5 (договор купли-продажи N 10/41 от 08.06.2011 г.; указанное имущество передано по акту приема-передачи от 31.08.2011 г.; право собственности зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством 73-АА N 264490 от 10.10.2011 г.); здание столярной, назначение нежилое, общая площадь 786,4 м 2, кадастровый номер: 73:24:020303:43:73:401:002:001718470:1300, расположенное по адресу: Ульяновск, ул. Металлистов, 15/5 (договор купли-продажи N 10/39 от 08.06.2011 г.; имущество передано по акту приема-передачи от 31.08.2011 г.; право собственности зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством 73-АА N 261791 от 10.10.2011 г.).
Указанное имущество находится на земельном участке с кадастровым номером 73:24:020303:43, принадлежащем РФ и закрепленном на праве пользования землей (акт A-I 535652).
Заявитель с целью оформления прав на землю под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества, предварительно произвел землеустроительные работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:020303:43 на 3 самостоятельных земельных участка, которые поставлены на кадастровый учет (характер сведений государственного кадастра носит временный характер для совершения сделки), а именно: участок N 43:ЗУ1 с кадастровым номером 73:24:020303:1803 площадью 9 865 м 2, расположенным по адресу: Ульяновск, ул. Металлистов (на земельном участке расположен жилой дом (по адресу: ул. Пионерская, 3) и 3 здания; участок N 43:ЗУ2 с кадастровым номером 73:24:020303:1805 площадью 8 773,6 м 2, расположенным по адресу: Ульяновск, ул. Металлистов. На земельном участке расположены здание цеха N 16. Здание сушильных камер. Гардеробная цеха 16, назначение нежилое, общая площадь 1 503,60 м 2, литеры П, П1 - П8, п кадастровый номер: 73:24:020303:43:73:401:002:001718470:1500, расположенные по адресу: Ульяновск, ул. Металлистов, 15/5 (договор купли-продажи N 10/38 от 08.06.2011 г.), принадлежащие заявителю с воротами и забором как принадлежность указанного имущества; участок N 43:ЗУЗ с кадастровым номером 73:24:020303:1804 площадью 5 358 м 2, расположенным по адресу: Ульяновск, ул. Металлистов. На указанном участке расположены перечисленные выше объекты, принадлежащие заявителю.
Вместе с тем, общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области с заявлением от 04.09.2014 г. о разделе земельного участка 73:24:020303:43 на три самостоятельных согласно схеме раздела, а письмом от 03.10.2014 г. N 03-5484 Управление Росимущества отказало в разделе земельного участка 73:24:020303:43 на три самостоятельных согласно схеме раздела, поскольку отсутствие у общества правоподтверждающих документов на объекты недвижимости (погреб, строение каменное 2-х этажное, асфальтовое покрытие и дороги), расположенных на земельном участке площадью 23 996,6 кв. м с кадастровым номером 73:24:020303:43 подтверждает факт наличия на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, а, следовательно, предложенный раздел земельного участка не учитывает интересы всех собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 73:24:020303:43, и возможно приведет к нарушению законных интересов данных собственников указанных объектов.
Считая отказ незаконным, общество обратилось с данным заявлением в суд.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 г. N 278 Управление Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, то есть оно наделено полномочиями и обязано рассмотреть заявление общества о приобретении в собственность принадлежащих РФ земельных участков и принять соответствующее решение, а также совершить иные действия, направленные на реализацию требования заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом первой инстанции верно указано, что для полноценной реализации прав Российской Федерации как собственника вышеуказанных нежилых строений, с учетом положений ст. 35 Земельного кодекса РФ и ст. 552 ГК РФ, необходимо формирование земельных участков под этими строениями (в данном случае - под защитным сооружением N 3 гражданской обороны).
Как установлено ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
В данном случае на земельном участке, принадлежащем на праве собственности РФ, находится недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности РФ и заявителю, а последний имеет намерение выделить свою долю в праве на указанный земельный участок.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ "Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6 настоящей статьи.
Согласно п. 6 этой же статьи образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Следовательно, заявитель вправе произвести постановку на временный кадастровый учет вновь образованных земельных участков, однако в данном случае согласия собственника земельного участка, интересы которого представляет Управление Росимущества, на раздел находящегося в федеральной собственности земельного участка заявителем получено не было.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о государственном кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Судом правильно указано, что предусмотренное ч. 3 ст. 20 Закона о государственном кадастре право заявителя по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, полученных при разделе земельного участка, находящегося в федеральной собственности, не означает наличия у заявителя права на односторонний раздел такого участка, и что Управление Росимущества не обязано давать согласие на раздел находящегося в федеральной собственности земельного участка в тех границах, которые были определены без его согласия, а при недостижении согласия между заявителем и Управлением Росимущества раздел земельного участка, как это предусмотрено п. 6 ст. 11.2, может быть осуществлен на основании решения суда.
Но так как заявитель обратился в суд не с требованием о разделе (выделе) земельного участка, а с требованием о признании незаконным отказа Управления Росимущества в передаче в собственность заявителя земельного участка, сформированного заявителем без участия собственника путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка, в предмет рассматриваемого спора не входит вопрос о разделе (выделе) земельного участка.
На основании вышеизложенного и учитывая, что имеющийся между обществом и Управлением Росимущества спор о разделе земельного участка (выделе доли в праве на земельный участок) в силу принципов, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", не может быть разрешен в рамках дела, возникшего из публичных правоотношений, по правилам главы 24 АПК РФ, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, в связи с чем суд обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 20.01.2014 г. по делу N А72-520/2013.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание, что определением суда от 05 марта 2015 г. ООО "Консалт-Траст" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то с учетом положений ст. 110 АПК РФ, главы 25.3 НК РФ с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 января 2015 года по делу N А72-16773/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Консалт-Траст" (ОГРН 1086312004844, ИНН 6312083395), город Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
П.В.БАЖАН

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)