Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-2906/2014, 05АП-2907/2014,
на решение от 27.01.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-34590/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Солнечный" (ИНН 2540184123, ОГРН 1122540007391, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.08.2012)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения от 26.08.2013 N 22400/20у,
при участии в заседании:
- от кооператива: представитель М.В. Жданова (паспорт, доверенность от 07.11.2013);
- от администрации: представитель О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 23.12.2013 N 1-3/4601);
- от УГА г. Владивостока: представитель О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4176);
- установил:
Гаражно-строительный кооператив "Солнечный" (далее по тексту - "заявитель", "кооператив") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее по тексту - "администрация") от 26.08.2013 N 22400/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") в месячный срок с момента принятия решения суда обеспечить выбор земельного участка площадью 12 140 кв. м, расположенного в районе ул. Маковского, 32 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения капитальных гаражей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал УГА г. Владивостока в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка площадью 12 140 кв. м в районе ул. Маковского, 32 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения капитальных гаражей.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, администрация и УГА г. Владивостока просят его отменить. Жалоба обоснована тем, что спорный земельный участок, расположенный в границах гостевого маршрута, а также во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, в связи с чем ограничен в обороте и в видах разрешенного использования. Настаивают на том, что строительство гаражей не соответствует правовому режиму второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны.
Представитель кооператива в судебном заседании по доводам апелляционных жалоб возразил, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
15.07.2013 кооператив обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка примерной площадью 12 140 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Маковского, 32, для строительства капитальных гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта. Одновременно с заявлением кооперативом представлен проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявление кооператива с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию.
Письмом от 26.08.2013 N 22400/20у администрация отказала заявителю в выдаче акта выбора земельного участка, сославшись на нахождение земельного участка в границах гостевого маршрута, установленного постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777, а также на наличие на нем зеленых насаждений. Кроме того, администрацией было указано не отсутствие потребности в размещении капитальных гаражей в данном районе.
Посчитав, что отказ администрации не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, кооператив обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, кооператив обратился в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения капитальных гаражей на земельном участке примерной площадью 12 140 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Маковского, 32.
Посчитав заявление кооператива соответствующим требованиям статьи 31 ЗК РФ, департамент направил его в администрацию для выбора земельного участка.
Коллегией установлено, что выбор земельного участка УГА г. Владивостока не производился. Одновременно с заявлением кооперативом был представлен проект схемы расположения земельного участка с конкретным местоположением и границами, а также каталог координат вершин углов поворота границ.
Отказывая заявителю в выборе земельного участка в соответствии с представленным проектом схемы его расположения, УГА г. Владивостока исходило из того, что земельный участок расположен в границах гостевого маршрута, установленного постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777, и на нем имеются зеленые насаждения. Кроме того, в связи с нахождением земельного участка в непосредственной близости от кладбища "Лесного" администрация посчитала, что потребности в размещении капитальных гаражей в данном районе отсутствует.
Оценивая отказ администрации в части, касаемой гостевого маршрута, коллегия исходит из того, что в силу статей 11, 72 ЗК РФ, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.
Согласно пункту 1 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Во исполнение предоставленных действующим законодательством полномочий главой г. Владивостока издано постановление от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", которым в целях туристического осмотра города Владивостока, приема делегаций, посещающих город Владивосток с официальными визитами, утверждены границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящие по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц, в том числе вдоль ул. Маковского (в районе домов N 290-N 1).
Пунктом 2 данного постановления органам местного самоуправления г. Владивостока предписано обеспечить на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут, отсутствие временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в рамках действующего законодательства.
Кроме того пунктом 3 постановления на УГА г. Владивостока возложено обеспечение исполнения полномочий администрации в отношении земельных участков, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут (за исключением участков, которые предоставляются для размещения газетно-журнальных киосков, осуществляющих продажу периодических печатных изданий в порядке, установленном действующим законодательством), с учетом архитектурных решений существующей застройки и назначения гостевого маршрута.
По смыслу указанных норм правовой режим земельных участков, расположенных в границах гостевого маршрута и прилегающей к нему 100-метровой зоне, не предусматривает размещение на них каких-либо объектов, за исключением газетно-журнальных киосков и иных объектов, соответствующих назначению гостевого маршрута.
Доводы заявителя о том, что запрет на размещение объектов в границах гостевого маршрута касается только временных построек и иных сооружений, указанных в пункте 2 постановления от 09.07.2009 N 777, коллегией рассмотрен и отклоняется.
Особый правовой режим гостевого маршрута предусматривает использование земельных участков в его границах исключительно в целях, связанных с формированием туристической привлекательности города. Строительство капитальных гаражей не соответствует указанным целям и будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель (статья 11 ЗК РФ).
Следовательно, выводы администрации о невозможности формирования земельного участка заявителю в указанных им границах являются обоснованными.
Что касается наличия на земельном участке зеленых насаждений, указанное обстоятельство само по себе не препятствует выбору и формированию земельного участка для строительства.
Согласно статье 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к зеленому фонду городских поселений относятся территории, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Между тем администрацией не представлены доказательства того, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территории зеленого фонда г. Владивостока, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность.
Указания администрации на отсутствие потребности в размещении капитальных гаражей в районе ул. Маковского, 32 в г. Владивостоке в связи с близостью кладбища "Лесного" коллегией также не принимаются как не подтвержденные документально.
При таких обстоятельствах отказ администрации в выборе земельного участка со ссылкой на нахождение на нем земельных насаждений и отсутствие потребности в капитальных гаражах в указанном заявителем районе нельзя признать обоснованным.
Исследуя вопрос о наличии возможности выбора и формирования земельного участка в указанном кооперативом районе для строительства капитальных гаражей, коллегия принимает во внимание, что испрашиваемый заявителем земельный участок имеет особый правовой режим.
Так, согласно карте зон с особыми условиями использования территории в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа земельный участок в районе ул. Маковского, 32 в г. Владивостоке расположен в границах второй и третьей зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива. Указанный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии со статьей 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ) предусмотрено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
В силу пункта 3 указанной статьи (в действующей редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Аналогичный запрет предусмотрен пунктом 5 статьи 59 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Поскольку гаражи, для строительства которых испрашивается земельный участок, не связаны непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, их размещение в указанном кооперативом месте будет противоречить правовому режиму земель второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны.
Поскольку нахождение спорного земельного участка в границах гостевого маршрута и второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны препятствует размещению на нем капитальных гаражей, коллегия считает, что у администрации имелись основания для отказа в выборе испрашиваемого кооперативом земельного участка и утверждении и выдачи схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном применении норм материального права, что по правилам пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения администрации незаконным, заявленные кооперативом требования удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2014 по делу N А51-34590/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2014 N 05АП-2906/2014 ПО ДЕЛУ N А51-34590/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. N 05АП-2906/2014
Дело N А51-34590/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-2906/2014, 05АП-2907/2014,
на решение от 27.01.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-34590/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Солнечный" (ИНН 2540184123, ОГРН 1122540007391, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.08.2012)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения от 26.08.2013 N 22400/20у,
при участии в заседании:
- от кооператива: представитель М.В. Жданова (паспорт, доверенность от 07.11.2013);
- от администрации: представитель О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 23.12.2013 N 1-3/4601);
- от УГА г. Владивостока: представитель О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4176);
- установил:
Гаражно-строительный кооператив "Солнечный" (далее по тексту - "заявитель", "кооператив") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее по тексту - "администрация") от 26.08.2013 N 22400/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") в месячный срок с момента принятия решения суда обеспечить выбор земельного участка площадью 12 140 кв. м, расположенного в районе ул. Маковского, 32 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения капитальных гаражей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал УГА г. Владивостока в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка площадью 12 140 кв. м в районе ул. Маковского, 32 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения капитальных гаражей.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, администрация и УГА г. Владивостока просят его отменить. Жалоба обоснована тем, что спорный земельный участок, расположенный в границах гостевого маршрута, а также во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, в связи с чем ограничен в обороте и в видах разрешенного использования. Настаивают на том, что строительство гаражей не соответствует правовому режиму второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны.
Представитель кооператива в судебном заседании по доводам апелляционных жалоб возразил, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
15.07.2013 кооператив обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка примерной площадью 12 140 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Маковского, 32, для строительства капитальных гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта. Одновременно с заявлением кооперативом представлен проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявление кооператива с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию.
Письмом от 26.08.2013 N 22400/20у администрация отказала заявителю в выдаче акта выбора земельного участка, сославшись на нахождение земельного участка в границах гостевого маршрута, установленного постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777, а также на наличие на нем зеленых насаждений. Кроме того, администрацией было указано не отсутствие потребности в размещении капитальных гаражей в данном районе.
Посчитав, что отказ администрации не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, кооператив обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, кооператив обратился в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения капитальных гаражей на земельном участке примерной площадью 12 140 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Маковского, 32.
Посчитав заявление кооператива соответствующим требованиям статьи 31 ЗК РФ, департамент направил его в администрацию для выбора земельного участка.
Коллегией установлено, что выбор земельного участка УГА г. Владивостока не производился. Одновременно с заявлением кооперативом был представлен проект схемы расположения земельного участка с конкретным местоположением и границами, а также каталог координат вершин углов поворота границ.
Отказывая заявителю в выборе земельного участка в соответствии с представленным проектом схемы его расположения, УГА г. Владивостока исходило из того, что земельный участок расположен в границах гостевого маршрута, установленного постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777, и на нем имеются зеленые насаждения. Кроме того, в связи с нахождением земельного участка в непосредственной близости от кладбища "Лесного" администрация посчитала, что потребности в размещении капитальных гаражей в данном районе отсутствует.
Оценивая отказ администрации в части, касаемой гостевого маршрута, коллегия исходит из того, что в силу статей 11, 72 ЗК РФ, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.
Согласно пункту 1 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Во исполнение предоставленных действующим законодательством полномочий главой г. Владивостока издано постановление от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", которым в целях туристического осмотра города Владивостока, приема делегаций, посещающих город Владивосток с официальными визитами, утверждены границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящие по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц, в том числе вдоль ул. Маковского (в районе домов N 290-N 1).
Пунктом 2 данного постановления органам местного самоуправления г. Владивостока предписано обеспечить на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут, отсутствие временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в рамках действующего законодательства.
Кроме того пунктом 3 постановления на УГА г. Владивостока возложено обеспечение исполнения полномочий администрации в отношении земельных участков, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут (за исключением участков, которые предоставляются для размещения газетно-журнальных киосков, осуществляющих продажу периодических печатных изданий в порядке, установленном действующим законодательством), с учетом архитектурных решений существующей застройки и назначения гостевого маршрута.
По смыслу указанных норм правовой режим земельных участков, расположенных в границах гостевого маршрута и прилегающей к нему 100-метровой зоне, не предусматривает размещение на них каких-либо объектов, за исключением газетно-журнальных киосков и иных объектов, соответствующих назначению гостевого маршрута.
Доводы заявителя о том, что запрет на размещение объектов в границах гостевого маршрута касается только временных построек и иных сооружений, указанных в пункте 2 постановления от 09.07.2009 N 777, коллегией рассмотрен и отклоняется.
Особый правовой режим гостевого маршрута предусматривает использование земельных участков в его границах исключительно в целях, связанных с формированием туристической привлекательности города. Строительство капитальных гаражей не соответствует указанным целям и будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель (статья 11 ЗК РФ).
Следовательно, выводы администрации о невозможности формирования земельного участка заявителю в указанных им границах являются обоснованными.
Что касается наличия на земельном участке зеленых насаждений, указанное обстоятельство само по себе не препятствует выбору и формированию земельного участка для строительства.
Согласно статье 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к зеленому фонду городских поселений относятся территории, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Между тем администрацией не представлены доказательства того, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территории зеленого фонда г. Владивостока, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность.
Указания администрации на отсутствие потребности в размещении капитальных гаражей в районе ул. Маковского, 32 в г. Владивостоке в связи с близостью кладбища "Лесного" коллегией также не принимаются как не подтвержденные документально.
При таких обстоятельствах отказ администрации в выборе земельного участка со ссылкой на нахождение на нем земельных насаждений и отсутствие потребности в капитальных гаражах в указанном заявителем районе нельзя признать обоснованным.
Исследуя вопрос о наличии возможности выбора и формирования земельного участка в указанном кооперативом районе для строительства капитальных гаражей, коллегия принимает во внимание, что испрашиваемый заявителем земельный участок имеет особый правовой режим.
Так, согласно карте зон с особыми условиями использования территории в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа земельный участок в районе ул. Маковского, 32 в г. Владивостоке расположен в границах второй и третьей зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива. Указанный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии со статьей 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ) предусмотрено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
В силу пункта 3 указанной статьи (в действующей редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Аналогичный запрет предусмотрен пунктом 5 статьи 59 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Поскольку гаражи, для строительства которых испрашивается земельный участок, не связаны непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, их размещение в указанном кооперативом месте будет противоречить правовому режиму земель второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны.
Поскольку нахождение спорного земельного участка в границах гостевого маршрута и второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны препятствует размещению на нем капитальных гаражей, коллегия считает, что у администрации имелись основания для отказа в выборе испрашиваемого кооперативом земельного участка и утверждении и выдачи схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном применении норм материального права, что по правилам пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения администрации незаконным, заявленные кооперативом требования удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2014 по делу N А51-34590/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)