Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2014 ПО ДЕЛУ N А10-4323/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. по делу N А10-4323/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 февраля 2014 года по делу N А10-4323/2013 (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.С.),

установил:

индивидуальный предприниматель Арефьева Галина Анатольевна ((ИНН 032617624890, ОГРНИП 306032602600076, далее - ИП Арефьева Г.А.) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - комитет) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 7 июня 2013 года N О-858 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", от 31 июля 2013 года N СР-822 "Об отмене решения от 1 апреля 2013 года N СР-419 "Об утверждении схемы расположения земельного участка", обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем составления акта о выборе земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в установленный законом срок.
Определением суда от 21 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ИНН 0323339344, ОГРН 1080326002778, далее - Комитет по архитектуре).
Определением суда от 07 октября 2013 года Комитет по архитектуре исключен из числа третьих лиц и привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 февраля 2014 года по делу N А10-4323/2013 заявленные требования удовлетворены.
Решение Комитета по управлению имуществом г. Улан-Удэ от 7 июня 2013 года N О-858 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", от 31 июля 2013 года N СР-822 "Об отмене решения от 1 апреля 2013 года N СР-419 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного и прекращении производства по делу.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе Комитета, не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.03.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Довод апеллянта о неподведомственности арбитражному суду рассматриваемого спора подлежит отклонению в силу части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
Кроме того, в материалы вместе с заявлением предпринимателем представлены доказательства того, что на момент обращения с заявлением в суд (23.11.2013) Арефьева Г.А. обладала статусом индивидуального предпринимателя - свидетельство от 20.09.201, выписка из ЕГРИП по состоянию на 27.09.2013 (л.д. 28, 42-44).
По существу рассматриваемого спора апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 20 сентября 2013 года индивидуальный предприниматель Арефьева Галина Анатольевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующим свидетельством серии 03 N 001619993 (л.д. 28).
7 сентября 2012 года Предприниматель обратился в Комитет с заявлением о выборе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, для строительства, в котором просило определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 13000 кв. м сроком на три года для строительства объекта социальной сферы (магазин, парикмахерская, аптека, детское кафе, ресторан), предполагаемое место размещения объекта: вблизи ул. Жамсарано, 120 мкр. (л.д. 102).
12 октября 2012 года Управление архитектуры и градостроительства (в настоящее время переименовано в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству) согласовало предоставление Предпринимателю земельного участка ориентировочной площадью 13000 кв. м вблизи ул. Жамсарано в 120 мкр. Октябрьского района под строительство объекта социальной сферы (магазин, парикмахерская, аптека, детское кафе, ресторан) (л.д. 97).
01 ноября 2012 года в газете "Правда Бурятии " N 44 Комитетом опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 13000 кв. м вблизи ул. Жамсарано в 120 квартале Октябрьского района под строительство объекта социальной сферы (магазин, парикмахерская, аптека, детское кафе, ресторан) (л.д. 101)
1 апреля 2013 года решением Комитета N СР-419 утверждена схема расположения земельного участка площадью 13000 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, 120 мкр. для строительства объекта социальной сферы (л.д. 91).
7 июня 2013 года Комитетом принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта N О-858, согласно которому по результатам рассмотрения заявления Предпринимателя на основании пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82, отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства объекта социальной сферы в 120 мкр. (л.д. 90).
31 июля 2013 года Комитетом на основании вышеназванного решения принято решение N СР-822 в соответствии, с которым признано утратившим силу решение Комитета от 01 апреля 2013 года N СР-419. Данное решение получено Предпринимателем 27 сентября 2013 года (л.д. 92, 130).
13 августа 2013 года письмом N 3-0994 Комитет по строительству города Улан-Удэ сообщил Предпринимателю об отказе в согласовании акта о выборе земельного участка, в связи с принятием Комитетом решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта N О-858. (л.д. 18).
Не согласившись с решениями Комитета от 07 июня 2013 года N О-858, от 31 июля 2013 года N 822 предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными действий может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из пояснений заявителя, о принятии решения от 7 июня 2013 года N О-858 Предпринимателю стало известно 13 августа 2013 года из письма Комитета по строительству города Улан-Удэ N 3-0994, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Оспариваемое решение N СР-822 принято 31 июля 2013 года.
Следовательно, судом правильно установлено, что заявление Предпринимателя, поданное в арбитражный суд 22 октября 2013 года, в отсутствие доказательств обратного подано в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом установлено, что право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, в связи с чем Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как установлено судом и следует материалов дела, заявитель обратился в Комитет с заявлением, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка ориентировочной площадью 13000 кв. м вблизи ул. Жамсарано, 120 кв. под строительство объекта социальной сферы (магазин, парикмахерская, аптека, детское кафе, ресторан).
Предпринимателем подано заявление о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 ЗК РФ следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральнымзаконом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный цент копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в редакции от 25 октября 2012 года, действующей в рассматриваемый период).
Основанием для принятия решения N О-858 от 7 июня 2013 года Комитетом явилось отсутствие технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Вывод Комитета об отсутствии технических условий постановлен на основании письма филиала "Теплоэнергосбыт Бурятии" ОАО "ТГК-14" о предоставлении информации по техническим условиям на подключение к тепловым сетям.
Из указанного письма следует, что "Теплоэнергосбыт Бурятии" филиал ОАО "ТГК-14" будет иметь возможность обеспечить теплоснабжение проектируемого для строительства объекта социальной сферы (магазин, парикмахерская, аптека, детское кафе, ресторан) расположенные по адресу: ул. Жамсарано, 120 квартал в Октябрьском районе города Улан-Удэ.
Данный объект отсутствует в техническом задании проекта Инвестиционной программы ОАО "ТГК-14" по развитию систем теплоснабжения г. Улан-Удэ за счет платы за подключение на 2013-2015 годы. В Инвестиционной программе по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, мероприятия позволяющие обеспечить техническую возможность подключения к системе теплоснабжения указанного объекта также не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (в редакции от 24 мая 2012 года), при поступлении в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ информации об отсутствии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в семидневный срок принимает решение об отказе в размещении объекта.
Суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ОАО "ТГК-14" не указывало на невозможность подключения названного объекта к сетям теплоснабжения, постольку и ссылка в оспариваемом решении на указанный пункт названного Положения является необоснованной.
При этом апелляционный суд полагает, что необходимость в получении информации о наличии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения возникает не на стадии предварительного согласования места размещения объекта (выбора земельного участка), а уже на стадии строительства объекта.
Из взаимосвязанных положений статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что выбор земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможен только при отсутствии к тому препятствий.
В то же время, как установлено судом, Комитет не представил доказательств, свидетельствующих о наличии иных препятствий к предварительному согласованию места размещения объекта.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Комитета от 7 июня 2013 года N О-858 не соответствует приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что решение N СР-822 от 31 июля 2013 года принято на основании решения от 7 июня 2013 года N О-858 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта".
Поскольку решение от 7 июня 2013 года N О-858 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта" признано судом незаконным, то и принятое на основании него решение от 31 июля 2013 N СР-822 года являются незаконным.
Оспариваемые решения Комитета нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности в настоящем случае - препятствует в реализации права заявителя на приобретение в аренду земельного участка и последующего строительства объекта в предпринимательских целях.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны заявленным суду первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 февраля 2014 года по делу N А10-4323/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)