Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 13 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-14753/2013, 05АП-14754/2013
на решение от 23.10.2013
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-20598/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эри" (ИНН 2536246458, ОГРН 1112536015690, дата государственной регистрации: 09.09.2011)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955) дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076 ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока, выраженного в сообщении от 25.06.2013 N 17008/20У; обязании обеспечить выбор земельного участка;
- при участии:
- от Администрации г. Владивостока: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1-3/4679 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; удостоверение N 3777;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; удостоверение N 3777;
- ООО "Эри", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эри" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока, выраженного в сообщении от 25.06.2013 N 17008/20У; об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрация г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что как видно из обзорной схемы расположения земельного участка и материалов топографической съемки, заявитель просит произвести выбор земельного участка для строительства с наложением на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312. Указывают, что по сведениям публичной кадастровой карты поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок имеет статус "ранее учтенный", следовательно, место расположения указанного земельного участка ориентировочное, его границы требуют уточнения.
Полагают, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об отсутствии возможности формирования в районе ул. Разина, 10 г. Владивостока земельного участка в соответствии с заявленными Обществом параметрами, с учетом наложения на ранее учтенный земельный участок, границы которого требуют уточнения.
Считают, что вывод суда первой инстанции о том, что администрация неправомерно не выполнила свою обязанность по осуществлению мероприятий по выбору земельного участка, не проработав иные возможные варианты, противоречит правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении N 727/13 от 18.06.2013 по аналогичному спору. Заявители апелляционных жалоб, полагают, что в данном случае, обращаясь за предоставлением земельного участка площадью 2500 кв. м, общество просило предоставить ему определенный земельный участок указанного размера, в указанном месте. При таких обстоятельствах, у администрации не было возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты выбора, тем более, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312, имеющий статус "ранее учтенный".
В судебном заседании представитель Управления Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Эри", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 13.05.2013 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года в порядке статьи 30 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта, земельного участка примерной площадью 2 500 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Разина, д. 10 для строительства капитального гаража.
К заявлению были приложены регистрационные документы и копия топографической съемки.
С сопроводительным письмом от 03.06.2013 N 20/03/02-12/11120 департамент направил заявление общества и документы к нему в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
11.06.2013 общество дополнительно представило в администрацию г. Владивостока схему расположения земельного участка, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ, топографическую съемку и схему расположения земельного участка с кадастровым планом территории на электронном носителе.
По результатам рассмотрения заявления администрация в письме от 25.06.2013 N 17008/20У отказала в обеспечении выбора земельного участка и в утверждении его схемы расположения, так как спорный земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку имеет наложение на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312.
Не согласившись с решением администрации г. Владивостока, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен в статье 30 Земельного кодекса РФ, в силу пункта 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края - г. Владивостоке обладает Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как определено пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту выбора прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции УГА согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Дума г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Из материалов дела видно, что общество реализовало право, предоставленное ему статьей 30 ЗК РФ, и обратилось полномочный орган с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка примерной площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Разина, д. 10, для строительства капитального гаража.
Заявление ООО "Эри" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта представленное в Департамент соответствовало по форме и содержанию части 1 статьи 31 ЗК РФ, и было направлено Департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка, в связи с чем у администрации г. Владивостока возникла обязанность рассмотреть указанное заявление и обеспечить выбор земельного участка для строительства капитального гаража.
Основанием для принятия администрацией оспариваемого отказа от 25.06.2013 N 17008/20У явилось то обстоятельство, что испрашиваемый ООО "ЭРИ" земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку рассматриваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312.
Между тем, указанное обстоятельство не свидетельствуют о невозможности выбора земельного участка.
Из представленных в материалы дела ответчиком сведений из Государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312 имеет статус "ранее учтенный", сведения о форме собственности отсутствуют; по материалам публичной кадастровой карты, размещенной в сети "Интернет" в режиме общего доступа, местонахождение указанного земельного участка на территории 25 кадастрового квартала не отражено.
Имеющиеся в материалах дела схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Разина, 10, ситуационный план испрашиваемого земельного участка сведений о местоположении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050020:312 и наложении на границы испрашиваемого земельного участка не содержит.
В материалах дела имеется уведомление N 00/063/2013-280 от 15.08.2013 об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 25:28:05:0020:0312, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Разина, д. 10.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что вывод администрации г. Владивостока о наложении границ испрашиваемого земельного участка на ранее учтенный земельный участок является преждевременным и носит предположительный характер, поскольку представленными в материалы дела графическими материалами не подтверждается.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ также определено, что в заявлении гражданина или юридического лица должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Указываемая заявителем площадь испрашиваемого земельного участка является примерной, а место его размещения предполагаемым, в связи с чем орган местного самоуправления вправе и обязан скорректировать заявителю как место расположения, так и площадь земельного участка, с учетом экологических, градостроительных и иных норм.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из содержания пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК следует, что такие варианты самостоятельно разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участке, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Соответственно, если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение и площадь испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что выбор земельного участка под строительство имел место, и обществу предлагались какие-либо варианты размещения планируемого строительством объекта.
Ссылка заявителей апелляционных жалоб на Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.04.2013 N ВАС727/13 по делу N А12-3669/2012 необоснованна, поскольку по данному делу установлен факт безусловной невозможности обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка.
В рассматриваемом случае, доказательств невозможности формирования земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей в материалы дела не представлены.
Таким образом, учитывая, что обществом в полном соответствии с требованиями пунктов 1, 2 статьи 31 ЗК РФ были представлены сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещения и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка, что нашло отражение в представленных в УГА графических материалах, включая проект схемы расположения земельного участка, а администрация, тем не менее, предложенный заявителем вариант не рассмотрела, так же как и не определила иные возможности размещения объекта, коллегия приходит к выводу о незаконности отказа администрации.
С учетом изложенных обстоятельств коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение администрации, изложенное в письме от 25.06.2013 N 17008/20У, не соответствует статьям 30 - 32 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Кроме того, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно на основании части 4 статьи 201 АПК РФ признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание УГА в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ обеспечить выбор земельного по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 03.06.2013 N 20/03/02-12/11120 "Об обеспечении выбора земельного участка в районе ул. Разина, д. 10 для строительства" по обращению ООО "Эри".
В свою очередь, обеспечение выбора земельного участка как первоначальный этап по формированию земельного участка в целях, связанных со строительством, предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена в соответствующей схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора.
При этом выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых или откорректированных границах, определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, выявление смежных землепользователей, а также экологических, градостроительных и иных ограничений подлежит выяснению именно при обеспечении выбора земельного участка.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2013 по делу N А51-20598/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 N 05АП-14753/2013 ПО ДЕЛУ N А51-20598/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. N 05АП-14753/2013
Дело N А51-20598/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 13 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-14753/2013, 05АП-14754/2013
на решение от 23.10.2013
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-20598/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эри" (ИНН 2536246458, ОГРН 1112536015690, дата государственной регистрации: 09.09.2011)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955) дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076 ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока, выраженного в сообщении от 25.06.2013 N 17008/20У; обязании обеспечить выбор земельного участка;
- при участии:
- от Администрации г. Владивостока: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1-3/4679 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; удостоверение N 3777;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; удостоверение N 3777;
- ООО "Эри", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эри" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока, выраженного в сообщении от 25.06.2013 N 17008/20У; об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрация г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что как видно из обзорной схемы расположения земельного участка и материалов топографической съемки, заявитель просит произвести выбор земельного участка для строительства с наложением на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312. Указывают, что по сведениям публичной кадастровой карты поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок имеет статус "ранее учтенный", следовательно, место расположения указанного земельного участка ориентировочное, его границы требуют уточнения.
Полагают, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об отсутствии возможности формирования в районе ул. Разина, 10 г. Владивостока земельного участка в соответствии с заявленными Обществом параметрами, с учетом наложения на ранее учтенный земельный участок, границы которого требуют уточнения.
Считают, что вывод суда первой инстанции о том, что администрация неправомерно не выполнила свою обязанность по осуществлению мероприятий по выбору земельного участка, не проработав иные возможные варианты, противоречит правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении N 727/13 от 18.06.2013 по аналогичному спору. Заявители апелляционных жалоб, полагают, что в данном случае, обращаясь за предоставлением земельного участка площадью 2500 кв. м, общество просило предоставить ему определенный земельный участок указанного размера, в указанном месте. При таких обстоятельствах, у администрации не было возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты выбора, тем более, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312, имеющий статус "ранее учтенный".
В судебном заседании представитель Управления Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Эри", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 13.05.2013 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года в порядке статьи 30 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта, земельного участка примерной площадью 2 500 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Разина, д. 10 для строительства капитального гаража.
К заявлению были приложены регистрационные документы и копия топографической съемки.
С сопроводительным письмом от 03.06.2013 N 20/03/02-12/11120 департамент направил заявление общества и документы к нему в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
11.06.2013 общество дополнительно представило в администрацию г. Владивостока схему расположения земельного участка, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ, топографическую съемку и схему расположения земельного участка с кадастровым планом территории на электронном носителе.
По результатам рассмотрения заявления администрация в письме от 25.06.2013 N 17008/20У отказала в обеспечении выбора земельного участка и в утверждении его схемы расположения, так как спорный земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку имеет наложение на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312.
Не согласившись с решением администрации г. Владивостока, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен в статье 30 Земельного кодекса РФ, в силу пункта 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края - г. Владивостоке обладает Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как определено пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту выбора прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции УГА согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Дума г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Из материалов дела видно, что общество реализовало право, предоставленное ему статьей 30 ЗК РФ, и обратилось полномочный орган с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка примерной площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Разина, д. 10, для строительства капитального гаража.
Заявление ООО "Эри" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта представленное в Департамент соответствовало по форме и содержанию части 1 статьи 31 ЗК РФ, и было направлено Департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка, в связи с чем у администрации г. Владивостока возникла обязанность рассмотреть указанное заявление и обеспечить выбор земельного участка для строительства капитального гаража.
Основанием для принятия администрацией оспариваемого отказа от 25.06.2013 N 17008/20У явилось то обстоятельство, что испрашиваемый ООО "ЭРИ" земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку рассматриваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312.
Между тем, указанное обстоятельство не свидетельствуют о невозможности выбора земельного участка.
Из представленных в материалы дела ответчиком сведений из Государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 25:28:050020:312 имеет статус "ранее учтенный", сведения о форме собственности отсутствуют; по материалам публичной кадастровой карты, размещенной в сети "Интернет" в режиме общего доступа, местонахождение указанного земельного участка на территории 25 кадастрового квартала не отражено.
Имеющиеся в материалах дела схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Разина, 10, ситуационный план испрашиваемого земельного участка сведений о местоположении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050020:312 и наложении на границы испрашиваемого земельного участка не содержит.
В материалах дела имеется уведомление N 00/063/2013-280 от 15.08.2013 об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 25:28:05:0020:0312, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Разина, д. 10.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что вывод администрации г. Владивостока о наложении границ испрашиваемого земельного участка на ранее учтенный земельный участок является преждевременным и носит предположительный характер, поскольку представленными в материалы дела графическими материалами не подтверждается.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ также определено, что в заявлении гражданина или юридического лица должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Указываемая заявителем площадь испрашиваемого земельного участка является примерной, а место его размещения предполагаемым, в связи с чем орган местного самоуправления вправе и обязан скорректировать заявителю как место расположения, так и площадь земельного участка, с учетом экологических, градостроительных и иных норм.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из содержания пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК следует, что такие варианты самостоятельно разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участке, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Соответственно, если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение и площадь испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что выбор земельного участка под строительство имел место, и обществу предлагались какие-либо варианты размещения планируемого строительством объекта.
Ссылка заявителей апелляционных жалоб на Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.04.2013 N ВАС727/13 по делу N А12-3669/2012 необоснованна, поскольку по данному делу установлен факт безусловной невозможности обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка.
В рассматриваемом случае, доказательств невозможности формирования земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей в материалы дела не представлены.
Таким образом, учитывая, что обществом в полном соответствии с требованиями пунктов 1, 2 статьи 31 ЗК РФ были представлены сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещения и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка, что нашло отражение в представленных в УГА графических материалах, включая проект схемы расположения земельного участка, а администрация, тем не менее, предложенный заявителем вариант не рассмотрела, так же как и не определила иные возможности размещения объекта, коллегия приходит к выводу о незаконности отказа администрации.
С учетом изложенных обстоятельств коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение администрации, изложенное в письме от 25.06.2013 N 17008/20У, не соответствует статьям 30 - 32 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Кроме того, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно на основании части 4 статьи 201 АПК РФ признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание УГА в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ обеспечить выбор земельного по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 03.06.2013 N 20/03/02-12/11120 "Об обеспечении выбора земельного участка в районе ул. Разина, д. 10 для строительства" по обращению ООО "Эри".
В свою очередь, обеспечение выбора земельного участка как первоначальный этап по формированию земельного участка в целях, связанных со строительством, предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена в соответствующей схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора.
При этом выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых или откорректированных границах, определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, выявление смежных землепользователей, а также экологических, градостроительных и иных ограничений подлежит выяснению именно при обеспечении выбора земельного участка.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2013 по делу N А51-20598/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)