Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 11.08.2014 N Ф05-6336/2014 ПО ДЕЛУ N А40-84159/13-135-784

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. по делу N А40-84159/13-135-784


Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.
судей Комаровой О.И., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
- от истца - Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ - не явился, надлежаще извещен;
- от ответчика - Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный района Московской области - не явился, надлежаще извещен;
- от ответчика - ООО "КОВЧЕГ" - Постельников Д.Е., приказ N 1 от 05.10.2011;
- от третьего лица - Администрация муниципального образования сельское поселение Мосрентген Ленинского муниципального района Московской области - Ефремов А.С., доверенность от 09.01.2014 N 02;
- от третьего лица - Войсковая часть 61899 - не явился, надлежаще извещен;
- от третьего лица - Министерство обороны РФ - не явился, надлежаще извещен,
рассмотрев 04 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
на решение от 24 декабря 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дудкиным В.В,
на постановление от 15 апреля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Тихоновым А.П., Кораблевой М.С., Савенковым О.В,
по исковому заявлению Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ (125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 41)
к ответчикам: 1. Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный района Московской области (142700, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное, ул. Школьная, д. 26, 2) ООО "КОВЧЕГ" (142771, Московская обл., Ленинский р-н, п. Мосрентген, д. 39)
третьи лица: Администрация муниципального образования сельское поселение Мосрентген Ленинского муниципального района Московской области, Войсковая часть 61899, Министерство обороны РФ
о признании недействительным договора аренды земельного участка,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту также - ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ, истец) предъявило иск в арбитражный суд к Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области (далее по тексту также - Администрация, арендодатель, ответчик-1), ООО "Ковчег" (далее по тексту также - арендатор, ответчик-2) о признании договора аренды земельного участка от 31.01.2012 N 21-2012/Ю с кадастровым номером 50:21:0120203:962 площадью 13.360 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Мосрентген, ул. Героя России Соломатина, недействительным, а также о применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "Ковчег" передать земельный участок по акту приема-передачи ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2014 года, в удовлетворении иска отказано полностью.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец - ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ подал в Арбитражный суд Московского округа (прежнее наименование арбитражного кассационного суда - Федеральный арбитражный суд Московского округа) кассационную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2014 года отменить.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, согласно решению Видновского городского Совета депутатов трудящихся Московской области от 29.11.1974 N 781 и акту на право пользования землей от 04.12.1974 в пользование войсковой части 06774 предоставлен земельный участок площадью 61,6 га.
Вместе с тем, в соответствии с решениями Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся 1977 года N 311с и N 2073с общая площадь земельных участков, предоставленных в пользование войсковой части 06774 составила 66,6 га.
В 2005 году заместителем главы Администрации Ленинского муниципального района утверждены проекты территориального землеустройства 3-х земельных участков, общая площадь которых составила 88,68 га, в том числе: - площадью 80,372 га; - площадью 5, 408 га; - площадью 2,9 га.
В дальнейшем распоряжениями главы Администрации Ленинского муниципального района от 29.12.2006 N 4100-р/о и от 09.10.2008 N 3450-р/о из указанных земель сформировано 5 земельных участков ФГКЭУ "КЭЧ района "Теплый Стан" Минобороны России (реорганизовано в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 путем присоединения к ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ, в дальнейшем переименованное в ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ) общей площадью 90,038 га.
Часть указанных земель используется под размещение войсковой части 61899, которая находится на закрытой территории с пропускным режимом.
Согласно письму Администрации сельского поселения Мосрентген от 08.06.2012 N 918 земельный участок площадью 1,336 га с кадастровым номером 50:21:0120203:962, граничащий с территорией войсковой части 61899, в 2012 году по акту приема-передачи передан муниципальным образованием "Ленинский муниципальный район Московской области" в аренду ООО "Ковчег" сроком на 49 лет.
По мнению заявителя кассационной жалобы, указанный земельный участок входит в состав границ земельного участка площадью 80,372 га, предоставленного в пользование Минобороны России.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, поскольку Российская Федерация в лице Минобороны России, осуществляющая полномочия собственника в отношении вышеназванного земельного участка, своего согласия на сдачу его в аренду не давала и Администрацию муниципального образования Ленинского района не уполномочивала, сделка аренды является недействительной.
При этом заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о недоказанности нахождения данного земельного участка в границах земель Минобороны России, как не соответствующего фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Надлежаще извещенный истец - ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ в судебное заседание арбитражного кассационного суда не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другие лица, участвующие в деле, не представили.
В судебном заседании арбитражного кассационного суда ответчик - ООО "Ковчег" и Администрация муниципального образования сельское поселение Мосрентген Ленинского муниципального района Московской области в лице своих представителе возражали относительно удовлетворения кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Надлежаще извещенные другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание арбитражного кассационного суда не явились, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Арбитражный кассационный суд, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения Видновского городского Совета депутатов трудящихся Московской области от 29.11.1974 г. N 781 и акта на право пользования землей от 04.12.1974 г. в пользование в/ч 06774 предоставлен земельный участок площадью 61,6 га. По решениям Исполкома Московского городского Совета трудящихся N 311с и 2073с от 1977 г. в пользование в/ч 06774 предоставлены земельные участки общей площадью 66,6 га.
В 2005 году Администрацией Ленинского муниципального района Московской области утверждены проекты территориального землеустройства 3-х земельных участков площадью 88,68 га. Распоряжениями Администрации Ленинского муниципального района Московской области N 4100-р/о от 29.12.06 г. и N 3450-р/о от 09.10.08 г. из указанных земельных участков сформировано пять земельных участков ФГКЭУ "КЭЧ района "Теплый Стан" МО РФ общей площадью 90,38 га.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.10 г. ФГУ "КЭЧ района "Теплый Стан" реорганизовано путем присоединения к ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Распоряжением правительства РФ N 422-р от 29.03.12 г. ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ переименовано в ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Предъявление ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ настоящего иска в арбитражный суд обусловлено тем, что в 2012 году земельный участок площадью 1,336 га с кадастровым номером 50:21:0120203:962, граничащий с территорией войсковой части 61899 и входящий в состав земельного участка площадью 80,372 га, предоставленного в пользование Минобороны России, без согласования с собственником - Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации передан муниципальным образованием Ленинский муниципальный район Московской области в аренду ООО "Ковчег" сроком на 49 лет.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что спорный земельный участок не входит в границы земельного участка, предоставленного в пользование войсковой части 61899, его формирование с установлением границ до передачи в аренду не производилось, поэтому у истца отсутствуют права на спорный земельный участок и правовые основания для предъявления иска и признания договора аренды недействительным. Спорный земельный участок согласно плану публичной кадастровой карты расположен за пределами границ земельного участка, предоставленного в пользование войсковой части 61899.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее по тексту также - Закон об обороне) земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судами установлено и из материалов дела следует, что согласно решению Видновского городского Совета депутатов трудящихся Московской области от 29.11.1974 N 781 и акту на право пользования землей от 04.12.1974 в пользование войсковой части 06774 предоставлен земельный участок площадью 61,6 га.
Вместе с тем, в соответствии с решениями Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся 1977 года N 311с и N 2073с общая площадь земельных участков, предоставленных в пользование войсковой части 06774 составила 66,6 га.
В 2005 году заместителем главы Администрации Ленинского муниципального района Московской области утверждены проекты территориального землеустройства 3-х земельных участков, общая площадь которых составила 88,68 га, в том числе: - площадью 80,372 га; - площадью 5, 408 га; - площадью 2,9 га.
В дальнейшем распоряжениями главы Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 29.12.2006 N 4100-р/о и от 09.10.2008 N 3450-р/о из указанных земель сформировано 5 земельных участков ФГКЭУ "КЭЧ района "Теплый Стан" Минобороны России (реорганизовано в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 путем присоединения к ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ, в дальнейшем переименованное в ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ) общей площадью 90,038 га.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации правомерно пользуются земельным участком общей площадью 66,6 кв. м на основании решений Видновского городского Совета депутатов трудящихся Московской области и Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 1974 и 1977 г.г. соответственно, и в силу вышеназванных норм Закона об обороне и земельного законодательства данный земельный участок находится в федеральной собственности.
Кроме того, как установлено судами и следует из материалов дела, в 2005, 2006, 2008 г.г. Администрация Ленинского муниципального района Московской области реализовала свое право на распоряжение иными земельными участками, государственная собственность на которые не была разграничена, предоставив их также для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е. передав в федеральную собственность.
Общая площадь земельных участков, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, по настоящему делу составила 90,038 га.
Поскольку вышеназванные земельные участки признаны находящимися в федеральной собственности федеральными законами, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данные земельные участки не является обстоятельством, позволяющим отнести их к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Исходя из изложенного, земельные участки общей площадью 90,038 га, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, являются федеральной собственностью в силу федерального закона, что исключает возможность для органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, распоряжаться ими, в том числе, совершать в отношении них сделки.
Таким образом, ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ правомерно на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявило настоящий иск о признании недействительным договора аренды земельного участка, поскольку указанной сделкой исключается право пользования Вооруженными Силами Российской Федерации земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Отсутствие на данных земельных участках войсковой части 06774 не имеет значения для правильного разрешения спора, поскольку из пользования Вооруженными Силами Российской Федерации названные земельные участки не выбывали и используются иными воинскими частями и учреждениями Министерства обороны Российской Федерации.
Также не имеет значения для правильного разрешения спора то обстоятельство, что спорный земельный участок не находится на территории закрытого административно-территориального образования (войсковая часть 61899), поскольку земельные участки, выделенные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, используются не только для непосредственного размещения на них зданий (строений, сооружений), но и для обеспечения безопасности названных объектов, воспрепятствования нападения на них с прилегающей территории.
В то же время, суд первой инстанции не устанавливал, входит ли земельный участок общей площадью 13360 кв. м с кадастровым номером 50:21:0120203:962 с адресом местоположения: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение "Мосрентген", ул. Героя России Соломатина, вблизи завода ЗАО "Мосрентген", являющийся объектом аренды по договору аренды земельного участка от 31.01.2012 N 21-2012/Ю, заключенному между Муниципальным образованием "Ленинский муниципальный район Московской области" (арендодатель) и ООО "Ковчег" (арендатор), в состав земельных участков общей площадью 90,038 га, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение "Мосрентген" в район пос. Мосрентген - пос. Мамыри.
На основании изложенного, кассационная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении о применении норм права противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также сделаны при неправильном применении норм права, что в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Судом апелляционной инстанции данные нарушения не устранены.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт. Допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции.
На основании изложенного, кассационная коллегия, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, определить применимое к настоящему спору право, после чего разрешить спор с применением норм права, регулирующих правоотношения сторон, исходя из предмета и оснований заявленных требований.
Кроме того, суд первой инстанции рассмотрел иск, предъявленный к сторонам договора аренды земельного участка от 31.01.2012 N 21-2012/Ю - Администрации муниципального образования "Ленинский муниципальный район Московской области" и ООО "Ковчег".
В то же время, в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью", с 01 июля 2012 года утверждены границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью в соответствии с согласованными между ними картографическим изображением и картографическим описанием линии границы.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации комплекса организационных и иных вопросов по передаче части территории Московской области в ведение города Москвы, часть объектов недвижимого имущества Московской области передана в ведение города Москвы, в том числе объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120203:962, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Мосрентген, ул. Героя России Соломатина, вблизи ОАО "Мосрентген".
Исходя из изложенного, при новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует установить, произошла ли замена арендодателя в спорном договоре аренды земельного участка и разрешить вопрос об участии в деле надлежащего ответчика в соответствии со статьями 46, 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2014 года по делу N А40-84159/13-135-784,- отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья
А.А.ДЕРБЕНЕВ

Судьи
О.И.КОМАРОВА
О.И.РУСАКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)