Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Васильев С.А., по доверенности от 30.12.2014 N 4940,
от Прокопчука С.И.: Прощенский М.Б., по доверенности от 15.04.2014 N 77АБ3021170,
от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены надлежащим образом,
от Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области, Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2014 по делу N А41-22398/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по исковому заявлению Прокопчука С.И. к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Правительство Московской области, Межрайонная ИФНС России N 19 по Московской области, администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Прокопчук Сергей Игоревич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), в котором просит:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 710,62 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 101 799 868,10 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:32;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:32, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 9 616 708,15 руб. и 67,13 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 710,62 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 29 231 353,70 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:35;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:35, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 3 085 536,35 руб. и 75,01 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 647,70 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 177 625 248,00 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:080203:14;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080203:14, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 17 444 406,40 руб. и 63,61 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 625,16 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 130 865 933,12 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010401:247;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010401:247, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 13 612 859,96 руб. и 65,03 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 630,58 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 327 482 264,30 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010102:30;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010102:30, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 31 435 347,55 руб. и 60, 53 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 635,35 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 796 306 392,25 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010103:28;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010103:28, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 71 164 361,30 руб. и 56,78 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 628,12 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 526 964 414,60 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010101:3;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010101:3, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 49 020140,65 руб. и 58,43 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 690,79 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 75 862 557,80 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010208:4;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010208:4, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 7 536 946,60 руб. и 68,63 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 609,77 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 811 497 160,25 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:150;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:150, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 75 164 996,00 руб. и 56,48 руб. /кв. м, соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, касающиеся сведений об экономических характеристиках удельных показателей кадастровой стоимости и рассчитанной по этим показателям кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50:07:0080202:32, 50:07:0080202:35, 50:07:080203:14, 50:07:0010401:247, 50:07:0010102:30, 50:07:0010103:28, 50:07:0010101:3, 50:07:0010208:4, 50:07:0000000:150, указав их в размере равном их рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013 и применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.01.2014.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Московской области; Межрайонная ИФНС России N 19 по Московской области; Администрация Волоколамского муниципального района Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2014 исковые требования Прокопчука С.И. удовлетворены частично:
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:32, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 9 616 708,15 руб. и 67,13 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:35, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 3 085 536,35 руб. и 75,01 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080203:14, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 17 444 406,40 руб. и 63,61 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010401:247, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 13 612 859,96 руб. и 65,03 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010102:30, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 31 435 347,55 руб. и 60,53 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010103:28, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 71 164 361,30 руб. и 56,78 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010101:3, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 49 020 140,65 руб. и 58,43 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010208:4, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 7 536 946,60 руб. и 68,63 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:150, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 75 164 996,00 руб. и 56,48 руб. /кв. м, соответственно;
- Применены установленные судом показатели в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области, Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Прокопчука С.И. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности 50-АА N 207860 от 23.06.2010, 50-АБ N 767303 от 22.03.2011, 50-АА N 269284 от 23.08.2010, 50-АА N 209842 от 16.07.2010, 50-АВ N 391456 от 06.10.2011, 50-АВ N 391458 от 06.10.2011, 50-АВ N 391454 от 06.10.2011, 50-АА N 207612 от 18.06.2010, 50-АВ N 391455 от 06.10.2011 и кадастровым выпискам на земельные участки, Прокопчук С.И. является собственником следующих земельных участков:
- - с кадастровым номером 50:07:0080202:32, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 143 255 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ПСК "Судниковский";
- - с кадастровым номером 50:07:0080202:35, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 41 135 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ПСК "Судниковский";
- - с кадастровым номером 50:07:080203:14, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 274 240 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Спасское, ПСК "Судниковский";
- - с кадастровым номером 50:07:0010401:247, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 209 332 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Теряевское, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0010102:30, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 519 335 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская облазь, Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0010103:28, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 1 253 335 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0010101:3, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 838 955 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0010208:4, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 109 820 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0000000:150, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 1 330 825 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское".
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по кадастровым кварталам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по муниципальным районам, городским округам Московской области.
Полагая, что установленная в соответствии с указанным распоряжением от 26.11.2013 N 564-РМ кадастровая стоимость принадлежащих Прокопчуку С.И. земельных участков является завышенной и не отражает их действительной рыночной стоимости, Прокопчук С.И., получив отчет ООО "Оценочная компания "Эксперт" об оценке недвижимого имущества N 637/0314, реализуя право установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, предоставленное ему земельным законодательством, обратился в Арбитражный суд Московской области с указанными требованиями.
Удовлетворяя требования Прокопчука С.И. частично, суд первой инстанции признал их обоснованными в указанной части.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, в связи с изменениями законодательства Российской Федерации было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в ГКН в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В силу указанного, статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, Закон) в редакции закона, действовавшего на момент обращения Прокопчука С.И. в суд по настоящему делу и в период рассмотрения данного дела судом первой инстанции, было прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называл ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости".
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по кадастровым кварталам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по муниципальным районам, городским округам Московской области - на 01.01.2013.
В подтверждение заявленной рыночной стоимости упомянутых земельных участков Прокопчук С.И. представил отчет N 637/0314, подготовленный ООО "Оценочная компания "Эксперт".
В связи с тем, что Прокопчуком С.И. рассматриваемое заявление было подано в 2014 году, на момент вынесения обжалуемого решения новая кадастровая стоимость земельных участков истца определена не была, новая кадастровая стоимость правомерна была определена с 01.01.13, то есть с момента внесения оспариваемой стоимости.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, при оспаривании кадастровой стоимости спорных земельных участков, их рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21.07.2014 по рассматриваемому делу была назначена экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков, а также их рыночной стоимости 1 кв. м, проведение экспертизы было поручено эксперту экспертной организации ООО "ИОЛА. Объективная оценка".
Заключением эксперта N СЭ-27/2014 от 22.08.2014 была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв. м указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013.
ООО "Оценочная компания "Эксперт" было составлено заключение от 10.10.2014, из которого следует, что при составлении заключения N СЭ-27/2014 от 22.08.2014, экспертом были допущены нарушения Федеральных стандартов оценки, что привело к неправильному определению рыночной стоимости спорных земельных участков.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20.10.2014 по рассматриваемому делу была назначена повторная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков, а также их рыночной стоимости 1 кв. м, проведение экспертизы было поручено экспертам экспертной организации ООО "Центр Делового Консультирования" (ООО "ЦДК").
Заключением эксперта N 1410-085 от 10.11.2014 была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв. м указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013, которая совпадает со стоимостью, указанной истцом в уточненных требованиях.
В суде первой инстанции ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости спорных земельных участков участвующими в деле лицами не заявлялось.
В связи с представлением Министерством имущественных отношений Московской области в суд первой инстанции анализа заключения экспертов N 1410-085 от 10.11.2014, содержащего замечания к экспертизе (нарушение методов, указанных в Федеральных стандартах оценки N 1, 2 и 3), в судебное заседание 20.11.2014 Арбитражным судом Московской области был вызван эксперт Бубякин Н.А. для дачи пояснений. В судебном заседании экспертом Бубякиным Н.А. даны соответствующие пояснения по замечаниям Министерства имущественных отношений Московской области.
Суд первой инстанции, исследовав представленные заключения экспертизы с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что заключение экспертов N 1410-085 от 10.11.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, принял выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, судом первой инстанции также правомерно отказано в удовлетворении требования истца об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, поскольку у органа кадастрового учета в силу закона возникает обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании акта органа власти, которым утверждены результаты проведения кадастровой стоимости.
Апелляционный суд отклоняет ссылку Министерства имущественных отношений Московской области на то, что истец не наделен правом оспаривания удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, поскольку это не основано на нормах права. Удельный показатель кадастровой стоимости вносится в графу 13 кадастрового паспорта земельного участка и с учетом этого показателя рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие Министерства имущественных отношений Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2014 по делу N А41-22398/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2015 N 10АП-16971/2014 ПО ДЕЛУ N А41-22398/14
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. по делу N А41-22398/14
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Васильев С.А., по доверенности от 30.12.2014 N 4940,
от Прокопчука С.И.: Прощенский М.Б., по доверенности от 15.04.2014 N 77АБ3021170,
от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены надлежащим образом,
от Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области, Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2014 по делу N А41-22398/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по исковому заявлению Прокопчука С.И. к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Правительство Московской области, Межрайонная ИФНС России N 19 по Московской области, администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Прокопчук Сергей Игоревич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), в котором просит:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 710,62 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 101 799 868,10 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:32;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:32, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 9 616 708,15 руб. и 67,13 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 710,62 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 29 231 353,70 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:35;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:35, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 3 085 536,35 руб. и 75,01 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 647,70 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 177 625 248,00 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:080203:14;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080203:14, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 17 444 406,40 руб. и 63,61 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 625,16 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 130 865 933,12 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010401:247;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010401:247, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 13 612 859,96 руб. и 65,03 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 630,58 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 327 482 264,30 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010102:30;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010102:30, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 31 435 347,55 руб. и 60, 53 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 635,35 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 796 306 392,25 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010103:28;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010103:28, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 71 164 361,30 руб. и 56,78 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 628,12 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 526 964 414,60 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010101:3;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010101:3, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 49 020140,65 руб. и 58,43 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 690,79 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 75 862 557,80 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010208:4;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010208:4, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 7 536 946,60 руб. и 68,63 руб. /кв. м, соответственно;
- - признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 609,77 руб. /кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 811 497 160,25 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:150;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:150, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 75 164 996,00 руб. и 56,48 руб. /кв. м, соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, касающиеся сведений об экономических характеристиках удельных показателей кадастровой стоимости и рассчитанной по этим показателям кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50:07:0080202:32, 50:07:0080202:35, 50:07:080203:14, 50:07:0010401:247, 50:07:0010102:30, 50:07:0010103:28, 50:07:0010101:3, 50:07:0010208:4, 50:07:0000000:150, указав их в размере равном их рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013 и применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.01.2014.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Московской области; Межрайонная ИФНС России N 19 по Московской области; Администрация Волоколамского муниципального района Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2014 исковые требования Прокопчука С.И. удовлетворены частично:
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:32, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 9 616 708,15 руб. и 67,13 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080202:35, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 3 085 536,35 руб. и 75,01 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080203:14, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 17 444 406,40 руб. и 63,61 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010401:247, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 13 612 859,96 руб. и 65,03 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010102:30, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 31 435 347,55 руб. и 60,53 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010103:28, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 71 164 361,30 руб. и 56,78 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010101:3, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 49 020 140,65 руб. и 58,43 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010208:4, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 7 536 946,60 руб. и 68,63 руб. /кв. м, соответственно;
- - установлена кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:150, определенные по состоянию на 01.01.2013, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 75 164 996,00 руб. и 56,48 руб. /кв. м, соответственно;
- Применены установленные судом показатели в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области, Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Прокопчука С.И. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности 50-АА N 207860 от 23.06.2010, 50-АБ N 767303 от 22.03.2011, 50-АА N 269284 от 23.08.2010, 50-АА N 209842 от 16.07.2010, 50-АВ N 391456 от 06.10.2011, 50-АВ N 391458 от 06.10.2011, 50-АВ N 391454 от 06.10.2011, 50-АА N 207612 от 18.06.2010, 50-АВ N 391455 от 06.10.2011 и кадастровым выпискам на земельные участки, Прокопчук С.И. является собственником следующих земельных участков:
- - с кадастровым номером 50:07:0080202:32, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 143 255 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ПСК "Судниковский";
- - с кадастровым номером 50:07:0080202:35, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 41 135 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ПСК "Судниковский";
- - с кадастровым номером 50:07:080203:14, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 274 240 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Спасское, ПСК "Судниковский";
- - с кадастровым номером 50:07:0010401:247, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 209 332 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Теряевское, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0010102:30, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 519 335 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская облазь, Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0010103:28, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 1 253 335 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0010101:3, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 838 955 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0010208:4, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 109 820 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское";
- - с кадастровым номером 50:07:0000000:150, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 1 330 825 кв. м, расположен по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский район, территория ЗАО "Теряевское".
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по кадастровым кварталам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по муниципальным районам, городским округам Московской области.
Полагая, что установленная в соответствии с указанным распоряжением от 26.11.2013 N 564-РМ кадастровая стоимость принадлежащих Прокопчуку С.И. земельных участков является завышенной и не отражает их действительной рыночной стоимости, Прокопчук С.И., получив отчет ООО "Оценочная компания "Эксперт" об оценке недвижимого имущества N 637/0314, реализуя право установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, предоставленное ему земельным законодательством, обратился в Арбитражный суд Московской области с указанными требованиями.
Удовлетворяя требования Прокопчука С.И. частично, суд первой инстанции признал их обоснованными в указанной части.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, в связи с изменениями законодательства Российской Федерации было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в ГКН в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В силу указанного, статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, Закон) в редакции закона, действовавшего на момент обращения Прокопчука С.И. в суд по настоящему делу и в период рассмотрения данного дела судом первой инстанции, было прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называл ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости".
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по кадастровым кварталам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по муниципальным районам, городским округам Московской области - на 01.01.2013.
В подтверждение заявленной рыночной стоимости упомянутых земельных участков Прокопчук С.И. представил отчет N 637/0314, подготовленный ООО "Оценочная компания "Эксперт".
В связи с тем, что Прокопчуком С.И. рассматриваемое заявление было подано в 2014 году, на момент вынесения обжалуемого решения новая кадастровая стоимость земельных участков истца определена не была, новая кадастровая стоимость правомерна была определена с 01.01.13, то есть с момента внесения оспариваемой стоимости.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, при оспаривании кадастровой стоимости спорных земельных участков, их рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21.07.2014 по рассматриваемому делу была назначена экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков, а также их рыночной стоимости 1 кв. м, проведение экспертизы было поручено эксперту экспертной организации ООО "ИОЛА. Объективная оценка".
Заключением эксперта N СЭ-27/2014 от 22.08.2014 была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв. м указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013.
ООО "Оценочная компания "Эксперт" было составлено заключение от 10.10.2014, из которого следует, что при составлении заключения N СЭ-27/2014 от 22.08.2014, экспертом были допущены нарушения Федеральных стандартов оценки, что привело к неправильному определению рыночной стоимости спорных земельных участков.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20.10.2014 по рассматриваемому делу была назначена повторная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков, а также их рыночной стоимости 1 кв. м, проведение экспертизы было поручено экспертам экспертной организации ООО "Центр Делового Консультирования" (ООО "ЦДК").
Заключением эксперта N 1410-085 от 10.11.2014 была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв. м указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013, которая совпадает со стоимостью, указанной истцом в уточненных требованиях.
В суде первой инстанции ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости спорных земельных участков участвующими в деле лицами не заявлялось.
В связи с представлением Министерством имущественных отношений Московской области в суд первой инстанции анализа заключения экспертов N 1410-085 от 10.11.2014, содержащего замечания к экспертизе (нарушение методов, указанных в Федеральных стандартах оценки N 1, 2 и 3), в судебное заседание 20.11.2014 Арбитражным судом Московской области был вызван эксперт Бубякин Н.А. для дачи пояснений. В судебном заседании экспертом Бубякиным Н.А. даны соответствующие пояснения по замечаниям Министерства имущественных отношений Московской области.
Суд первой инстанции, исследовав представленные заключения экспертизы с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что заключение экспертов N 1410-085 от 10.11.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, принял выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, судом первой инстанции также правомерно отказано в удовлетворении требования истца об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, поскольку у органа кадастрового учета в силу закона возникает обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании акта органа власти, которым утверждены результаты проведения кадастровой стоимости.
Апелляционный суд отклоняет ссылку Министерства имущественных отношений Московской области на то, что истец не наделен правом оспаривания удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, поскольку это не основано на нормах права. Удельный показатель кадастровой стоимости вносится в графу 13 кадастрового паспорта земельного участка и с учетом этого показателя рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие Министерства имущественных отношений Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2014 по делу N А41-22398/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)