Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2014 N 04АП-1162/2014 ПО ДЕЛУ N А10-3198/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. по делу N А10-3198/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2014 года.
- Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Скажутиной Е.Н., Капустиной Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы дачного некоммерческого товарищества "Итанца" и Прибайкальской районной администрации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23.10.2014 по делу N А10-3198/2013 по исковому заявлению Прокурора Республики Бурятия (г. Улан-Удэ) к Прибайкальской районной администрации (ОГРН 1020300780554, ИНН 0316002558, Республика Бурятия, с. Турунтаево, ул. Ленина, 67), дачному некоммерческому товариществу "Итанца" (ОГРН 1120327006381, ИНН 0316200944, Республика Бурятия, с. Турка, ул. Набережная, 20) о признании сделки недействительной, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 13 Е), Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1070326002878, ИНН 0326043666, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 18), (суд первой инстанции: судья Гиргушкина Н.А.), при участии в судебном заседании: от Прокурора РБ: Дьячкова Ж.В. (поручение); от ДНТ "Итанца": Савина О.Н. (доверенность от 22.11.2014); от администрации: Федорова Т.В. (доверенность от 26.12.2014), Федоров Н.Ф. (доверенность от 26.12.2014);

- установил:

Прокурор Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Прибайкальской районной администрации, дачному некоммерческому товариществу "Итанца", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании сделки по передаче земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:221, общей площадью 68 652 кв. м, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, сельское поселение "Гремячинское", юг кадастрового квартала 03:16:390101, оформленной постановлением Прибайкальской районной администрации от 10.04.2013 N 420 "О предоставлении в собственность земельного участка ДНТ "Итанца", недействительной и применении последствий недействительности сделки в виде обязания возвратить земельный участок.
В связи с исключением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия из числа ответчиков, истец уточнил исковые требования, просил признать недействительной сделку по передаче земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:221, общей площадью 68 652 кв. м, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, сельское поселение "Гремячинское", юг кадастрового квартала 03:16:390101, оформленной постановлением Прибайкальской районной администрации от 10.04.2013 N 420 "О предоставлении в собственность земельного участка ДНТ "Итанца", недействительной и применить последствия недействительности сделки в виде обязания возвратить земельный участок.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.10.2013 из числа ответчиков по делу исключено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03.02.2014, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.08.2014 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03.02.2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 отменены, дело передано на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23.10.2014 исковые требования Прокурора Республики Бурятия удовлетворены. Суд указал, что при совершении сделки по передаче Прибайкальской районной администрацией дачному некоммерческому товариществу "Итанца" в собственность спорного земельного участка нарушены положения статей 13, 14, 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", части 2, пункта 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 Закона Республики Бурятия N 178-III от 04.01.2003, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, вследствие чего, оспариваемая сделка, оформленная постановлением Прибайкальской районной администрации от 10.04.2013 N 420 "О предоставлении в собственность земельного участка ДНТ "Итанца", ничтожна.
ДНТ "Итанца" и Прибайкальская районная администрация, не согласившись с решением суда, обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование ДНТ "Итанца" указало, что спор не подведомствен арбитражному суду; оснований для признания сделки недействительной в порядке положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется; истцом избран ненадлежащий способ защиты права; не представлено доказательств нарушения оспариваемой сделкой прав и законных интересов Российской Федерации; вывод суда о значительном превышении установленных норм для предоставления земельных участков не соответствует закону; истцом не указано, каким образом будет восстановлено нарушенное право в случае удовлетворения исковых требований; в материалах дела не содержится неоспоримых и достоверных доказательств расположения спорного земельного участка на участке, занятом особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия; спорный земельный участок не относится к земельным участкам, изъятым из оборота; вывод суда о наложении границ прибрежной защитной полосы озера Байкал является необоснованным; доказательств нахождения спорного земельного участка в зоне, в которой не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование, отсутствуют. Прибайкальская районная администрация указала, что вывод суда о невозможности предоставления земельного участка для ведения дачного хозяйства не основан на законе; исходя из категории земель, вида разрешенного пользования, спорный земельный участок по своим характеристикам непосредственно предоставлен для дачного хозяйства; предоставление земельного участка ДНТ "Итанца" произведено в общем порядке, в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации; вывод суда о том, что в пределах центральной экологической зоны озера Байкал, земельный участок не может быть предоставлен для дачного строительства, ущемляет права граждан, постоянно проживающих на данной территории; факт нахождения спорного земельного участка в водоохранной зоне или в зоне прибрежной защитной полосы не доказан.
Представители ДНТ "Итанца" и Прибайкальская районная администрация в судебном заседании поддержали апелляционные жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции. Представитель Прокурора РБ просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями сайта Почты России. Кроме того, их представители извещались и участвовали ранее в судебных заседаниях, следовательно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом названных лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
12.04.2012 ДНТ "Итанца" обратилось в Прибайкальскую районную администрацию с заявлением о согласовании размещения участка для организации товарищества в землях госземфонда, находящихся за с. Гремячинск, рядом с трассой "Турунтаево-Баргузин" на 150-151 километрах, площадью 7 га.
Постановлением Прибайкальской районной администрации N 1264 от 05.09.2012 утверждена схема расположения границ земельного участка из земель запаса муниципального образования "Прибайкальский район" под организацию дачного некоммерческого товарищества, предварительно согласовано место размещения земельного участка, утвержден акт выбора земельного участка от 26.08.2012.
Земельный участок расположен вдоль автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан 151 км влево 20 метров, общей площадью 68 652 кв. м 19.11.2012 составлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:221, категория земель - земли запаса, площадь 68 652 кв. м.
Постановлением Прибайкальской районной администрации N 1674 от 17.12.2012 изменена категория земли земельному участку с кадастровым номером 03:16:390101:221 с земель запаса на земли сельскохозяйственного назначения.
21.02.2013 ДНТ "Итанца" обратилось в Прибайкальскую районную администрацию с заявлением о выделении земельного участка, расположенного на юге кадастрового квартала 03:16:390101 под организацию ДНТ "Итанца".
10.04.2013 Прибайкальской районной администрацией принято постановление N 420, по которому в собственность ДНТ "Итанца" предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения муниципального образования "Прибайкальский район", с кадастровым номером 03:16:390101:221, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, юг кадастрового квартала 03:16:390101, под организацию дачного некоммерческого товарищества, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему постановлению, общей площадью 68 652 кв. м, утвержден проект застройки ДНТ "Итанца".
На основании постановления N 420 от 10.04.2013 зарегистрировано право собственности ДНТ "Итанца" на земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:221, запись внесена в реестр 30.04.2013.
Указав, что при совершении оспариваемой сделки нарушен порядок, установленный статьями 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", принцип платности предоставления земельных участков, установленный пунктом 1 статьи 28 указанного закона; нарушены нормы предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства; спорный земельный участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где Постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 30.08.2001 запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе жилых и дачных домов; спорный земельный участок находится в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны озера Байкал; при совершении оспариваемой сделки нарушен подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с настоящим иском.
С учетом разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 56 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 17510/10, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Прокурором РБ выбран надлежащий способ защиты права, дело подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению в порядке искового судопроизводства.
Согласно статье 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закона N 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Из части 4 статьи 18 Закона N 66-ФЗ следует, что учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В уставе ответчика (пункт 16) содержатся аналогичные правила приема.
ДНТ "Итанца" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.04.2012, учредителями являются три человека. Согласно протоколу N 3 от 16.04.2013 общего собрания членов дачного некоммерческого товарищества "Итанца", решению от 16.04.2013 членами ДНТ приняты 27 граждан в соответствии с их личными заявлениями. Таким образом, с 16.04.2013 численность членов ДНТ "Итанца" составляет 30 человек.
Установив, что граждане (члены ДНТ "Итанца") в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении дачного земельного участка не обращались, товарищество сформировано без участия органов местного самоуправления, органом местного самоуправления учет нуждающихся граждан в порядке, определенном статьей 13 Закона N 66-ФЗ, не ведется, суд первой инстанции правильно указал, что порядок предоставления земельных участков, установленный статьями 13, 14 Закона N 66-ФЗ не соблюден.
Кроме того, по смыслу приведенных выше правовых норм, а также статей 80, 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона N 66-ФЗ может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель. Таким образом, при несоблюдении условий, предусмотренных статьями 13, 14 Закона N 66-ФЗ, земельный участок ДНТ "Итанца" не мог быть предоставлен в особом льготном порядке для ведения дачного хозяйства. Предоставление земельного участка в таком случае должно производиться на общих основаниях в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Бурятия N 178-III от 04.01.2003 предусмотрено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для садоводства, огородничества и дачного строительства, не должны превышать 0,25 га. Учитывая, что на дату предоставления земельного участка членами ДНТ являлись три учредителя, норма предоставления земельного участка для ДНТ, состоящего из трех членов, должна была составлять 7 500 кв. м (2 500 кв. м х 3), фактически ДНТ "Итанца" предоставлен земельный участок площадью 68 652 кв. м, что значительно превышает установленные нормы.
В силу части 4 статьи 14, статьи 28 Закона N 66-ФЗ предоставление земельного участка дачному товариществу возможно как бесплатно в соответствии с земельным законодательством, так и платно путем первоначальной передачи в совместную собственность членов. Данная норма закрепляет возможность бесплатной передачи в собственность дачного объединения только тех участков, которые относятся к имуществу общего пользования.
Доказательства, подтверждающие, что весь земельный участок площадью 68 652 кв. м, относится к имуществу общего пользования, не представлены.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в том числе занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.
Статьей 2 Федерального закона "Об охране озера Байкал" Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: в том числе центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.
Нахождение спорного земельного участка в центральной экологической зоне Байкальской природной территории подтверждается сообщением Управления Росреестра по РБ исх.N 12/08257-19 от 23.09.2013 с прилагаемой схемой.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" в центральной экологической зоне запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Доказательств отсутствия вышеуказанных обстоятельств, препятствующих строительству зданий и сооружений в центральной экологической зоне, не представлено. Соответственно, спорный земельный участок не мог быть предоставлен для ведения дачного хозяйства.
В соответствии с частью 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Учитывая, что озеро Байкал имеет особо ценное рыбохозяйственное значение, названная норма подлежит применению.
25.09.2014 комиссией в составе представителей Прокуратуры РБ, Управления Росреестра по РБ, Управления Росприродназора по РБ, Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, Бурприроднадзора был составлен акт проверки, в котором установлено нахождение спорного земельного участка в двухсотметровой прибрежной полосе озера Байкал, на территории прибрежной защитной полосы. Также комиссией установлено, что участок находится на незатронутой природной территории, на которой отсутствуют промышленные, жилые и рекреационные объекты, сохранено естественное биоразнообразие. При проверке произведена геодезическая съемка специалистом Управления Росреестра по РБ. Ответчики были извещены о времени и месте составления акта, однако участия в работе комиссии не приняли.
Также в материалы дела представлено землеустроительное дело, выполненное ООО "Земельные ресурсы" по заказу ФГБУ "Фонд информации по водным ресурсам", по описанию границ объекта землеустройства - зоны с особыми условиями использования территории, прибрежной защитной полосы озера Байкал.
Управлением Росреестра по РБ представлен ситуационный план, из которого следует, что спорный земельный участок полностью находится в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал.
В соответствии с частью 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов вносятся в государственный кадастр.
Отсутствие в настоящее время сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы в государственном кадастре не имеет в данном случае правового значения. Фактическое нахождение земельного участка в водоохранной зоне озера Байкал, в пределах его прибрежной защитной полосы ответчиками не опровергнуто.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату совершения сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Принимая во внимание, что при совершении сделки по передаче Прибайкальской районной администрацией дачному некоммерческому товариществу "Итанца" в собственность спорного земельного участка нарушены вышеуказанные правовые нормы, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемую сделку недействительной ввиду ее ничтожности и на основании ст. 167 ГК РФ применил последствия недействительности сделки.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1.Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23.10.2014, принятое по делу N А10-3198/2013, оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ

Судьи
Е.Н.СКАЖУТИНА
Л.В.КАПУСТИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)