Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.02.2015 по делу N А32-46497/2014, принятое судьей Левченко О.С.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьих лиц: Клименко А.Г., Егикьян Ж.А.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по КК) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 22.09.2014 N 17-251/27224, в части отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, площадью 1 410 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, п. Краснодарский; об обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, площадью 1 410 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, п. Краснодарский.
Решение суда от 25.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемые действия регистратора соответствуют закону.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение, ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, право возникло на основании государственного акта на право пользования землей.
Определением от 28.05.2015 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Клименко Александра Григорьевича и Егикьян Жанну Аведисовну, являющихся собственниками недвижимости, расположенной на спорном земельном участке.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Клименко А.Г., Егикьян Ж.А. в суд поступили пояснения по существу спора и ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 25.06.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 08 августа 2014 года Территориальное управление Росимущества обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654.
Из кадастрового паспорта от 16.12.2013 следует, что земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0143021:654 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1554, поставлен на государственный кадастровый учет 05.05.2011.
Проведение государственной регистрации приостанавливалось на срок до 20.09.2014.
Решением от 22.09.2014 N 17-251/27224 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654. В обоснование отказа указано, что в представленных документах отсутствуют сведения о нахождении на регистрируемом земельном участке объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Считая незаконным отказ в государственной регистрации права собственности, ТУ Росимущества оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности мотивирован ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абзац 10).
Согласно статье 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В соответствии со статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 "Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в целях государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 ТУ Росимущества представило регистратору заявление, доверенность представителя и кадастровый паспорт земельного участка от 16.12.2013.
Регистратором был сделан обоснованный вывод о том, что указанные документы не подтверждают наличие оснований для отнесения земельного участка к федеральной собственности.
В материалы дела в качестве основания возникновения права на земельный участок заявителем представлен Государственный акт на право пользования землей от 10.11.1985, выданный совхозу "Краснодарский" о предоставлении в бессрочное и бесплатное пользование 2499,88 га (л.д. 14-20).
Впоследствии совхоз преобразован в ТОО "Краснодарское" и в СПК "Краснодарский".
Согласно свидетельству Фонда государственного имущества Краснодарского края Администрации Краснодарского края от 11.07.1995 N 193 о регистрации сделки в краевом реестре в отношении имущества, находившегося ранее в краевой и федеральной собственности, уровень собственности ТОО "Краснодарское" до приватизации - федеральный.
С заявлением о государственной регистрации указанный акт заявителем сдан не был.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что на настоящий момент на спорном земельном участке находятся объекты федерального значения.
Судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены собственники недвижимости, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0143021:654. Объекты недвижимости были приобретены у СПК "Краснодарский".
Заявителем также не представлено доказательств того, что именно земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 был предоставлен в пользование совхозу "Краснодарский" на основании государственного акта.
Как правильно указано судом первой инстанции, право Российской Федерации (право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Краснодарский") не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представленные Росимуществом на государственную регистрацию документы не подтверждают образование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (из земель населенных пунктов), о регистрации прав на который обратился заявитель, из земельного участка площадью 2 499,88 га, предоставленного по государственному акту на право пользование землей от 10.11.1985 (для сельскохозяйственного использования) на праве постоянного (бессрочного) пользования СПК "Краснодарский".
Из кадастрового паспорта от 16.12.2013 не следует, что спорный участок (с кадастровым номером 23:43:0143021:654) образован из земельного участка, предоставленного ранее СПК "Краснодарский" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, в связи с чем отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в осуществлении государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ТУ Росимущества, поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконным решения Управления Росреестра отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 25.02.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 февраля 2015 года по делу А32-46497/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2015 N 15АП-7072/2015 ПО ДЕЛУ N А32-46497/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. N 15АП-7072/2015
Дело N А32-46497/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.02.2015 по делу N А32-46497/2014, принятое судьей Левченко О.С.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьих лиц: Клименко А.Г., Егикьян Ж.А.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по КК) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 22.09.2014 N 17-251/27224, в части отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, площадью 1 410 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, п. Краснодарский; об обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, площадью 1 410 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, п. Краснодарский.
Решение суда от 25.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемые действия регистратора соответствуют закону.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение, ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, право возникло на основании государственного акта на право пользования землей.
Определением от 28.05.2015 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Клименко Александра Григорьевича и Егикьян Жанну Аведисовну, являющихся собственниками недвижимости, расположенной на спорном земельном участке.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Клименко А.Г., Егикьян Ж.А. в суд поступили пояснения по существу спора и ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 25.06.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 08 августа 2014 года Территориальное управление Росимущества обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654.
Из кадастрового паспорта от 16.12.2013 следует, что земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0143021:654 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1554, поставлен на государственный кадастровый учет 05.05.2011.
Проведение государственной регистрации приостанавливалось на срок до 20.09.2014.
Решением от 22.09.2014 N 17-251/27224 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654. В обоснование отказа указано, что в представленных документах отсутствуют сведения о нахождении на регистрируемом земельном участке объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Считая незаконным отказ в государственной регистрации права собственности, ТУ Росимущества оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности мотивирован ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абзац 10).
Согласно статье 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В соответствии со статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 "Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в целях государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 ТУ Росимущества представило регистратору заявление, доверенность представителя и кадастровый паспорт земельного участка от 16.12.2013.
Регистратором был сделан обоснованный вывод о том, что указанные документы не подтверждают наличие оснований для отнесения земельного участка к федеральной собственности.
В материалы дела в качестве основания возникновения права на земельный участок заявителем представлен Государственный акт на право пользования землей от 10.11.1985, выданный совхозу "Краснодарский" о предоставлении в бессрочное и бесплатное пользование 2499,88 га (л.д. 14-20).
Впоследствии совхоз преобразован в ТОО "Краснодарское" и в СПК "Краснодарский".
Согласно свидетельству Фонда государственного имущества Краснодарского края Администрации Краснодарского края от 11.07.1995 N 193 о регистрации сделки в краевом реестре в отношении имущества, находившегося ранее в краевой и федеральной собственности, уровень собственности ТОО "Краснодарское" до приватизации - федеральный.
С заявлением о государственной регистрации указанный акт заявителем сдан не был.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что на настоящий момент на спорном земельном участке находятся объекты федерального значения.
Судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены собственники недвижимости, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0143021:654. Объекты недвижимости были приобретены у СПК "Краснодарский".
Заявителем также не представлено доказательств того, что именно земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654 был предоставлен в пользование совхозу "Краснодарский" на основании государственного акта.
Как правильно указано судом первой инстанции, право Российской Федерации (право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Краснодарский") не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представленные Росимуществом на государственную регистрацию документы не подтверждают образование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0143021:654 (из земель населенных пунктов), о регистрации прав на который обратился заявитель, из земельного участка площадью 2 499,88 га, предоставленного по государственному акту на право пользование землей от 10.11.1985 (для сельскохозяйственного использования) на праве постоянного (бессрочного) пользования СПК "Краснодарский".
Из кадастрового паспорта от 16.12.2013 не следует, что спорный участок (с кадастровым номером 23:43:0143021:654) образован из земельного участка, предоставленного ранее СПК "Краснодарский" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:654, в связи с чем отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в осуществлении государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ТУ Росимущества, поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконным решения Управления Росреестра отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 25.02.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 февраля 2015 года по делу А32-46497/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)