Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Приматорг" - представителя Денисовой М.Ю., доверенность от 30.01.2015,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
от Министерства культуры Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Приматорг" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2015 года по делу N А55-28439/2014 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приматорг", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства культуры Самарской области, г. Самара, о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка,
общество с ограниченной ответственностью "Приматорг" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик), выразившихся в отказе в предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка общей площадью 779 кв. м, расположенного под объектом недвижимости ООО "Приматорг" по адресу: г. Самара, Галактионовская, 35, по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка N 12-1/1355/14 от 21.08.2014; о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-28439/2014 в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Приматорг" путем нового рассмотрения заявления ООО "Приматорг" от 11.06.2014 N 12-1/1355/14 и путем проведения в установленном законом порядке процедуры предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, д. 35.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Приматорг" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что материалами дела не подтверждается включение нежилого здания с литерами Д, Е, Ж по адресу г. Самара, ул. Галактионовская, д. 35, как самостоятельного объекта культурного наследия, в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Приматорг" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации городского округа Самара, Министерства культуры Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, выступлений представителя общества с ограниченной ответственностью "Приматорг", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "Приматорг" является собственником нежилого здания, литеры Д, Е, Ж, общей площадью 745,90 кв. м, условный номер объекта 63:01:000000:0000 (0)//1:0027600: Д, Е, Ж//0001:09:0197:035:0:0, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 31 марта 1999 года сер. 63 N 0058410, и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31 марта 1999 года сделана запись о регистрации 63.01.11/1998.15878.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 779 кв. м расположен под указанным нежилым зданием.
Земельный участок площадью 782,7 кв. м ранее был предоставлен в аренду с правом выкупа в собственность ЗАО "Прима" на основании постановления Главы администрации г. Самары N 1875 от 29.12.1994.
26 июня 1998 г. между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и ЗАО "Прима" был заключен Договор N 31172 от 26.06.1998 аренды земельного участка с правом выкупа в собственность.
В дополнительном соглашении от 14.04.2004 к указанному договору аренды указано, что в связи с переходом права собственности на недвижимое имущество к ООО "Приматорг" арендатором земельного участка становится ООО "Приматорг".
На протяжении всего срока действия договора аренды ООО "Приматорг" регулярно вносило арендную плату за пользование испрашиваемым земельным участком.
11.06.2014 ООО "Приматорг" обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением вх. N 12-1/1355/14 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, д. 35, площадью 779,00 кв. м, под магазин.
Уведомлением об отказе в предоставлении земельного участка от 21.08.2014 N 12-1/1355/14 Министерство со ссылкой на положения ч. 2 ст. 54 Федерального закона N 73-ФЗ отказало в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, указав, что земельные участки, в границах которых расположены памятники и ансамбли, разделу не подлежат.
Заявитель, полагая, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении спорного земельного участка, противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок указанные лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, ООО "Приматорг" является собственником нежилого здания, литеры Д,Е,Ж, общей площадью 745,90 кв. м, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Однако, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории объекта культурного наследия, суд сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 предусмотрено, что министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. Руководствуясь пунктом 2.4 Порядка министерство направило запрос в министерство культуры Самарской области с просьбой сообщить, является ли принадлежащее ООО "Приматорг" здание объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, установлены ли зоны охраны данного здания в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также входит ли испрашиваемый земельный участок в границы указанных зон охраны, какой режим использования земли (ограничивающий или запрещающий хозяйственную деятельность) установлен в соответствующей зоне охраны.
Согласно ответу министерства культуры Самарской области от 01.08.2014 N МИ-26-04/4703 два строения под внутренними литерами Д, Ж, принадлежащие ООО "Приматорг" на праве собственности, являются частью объекта культурного наследия регионального значения "Торговые ряды", принятого на государственную охрану Постановлением Главы администрации Самарской области от 27.03.1992 N 77 "О постановке на государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры местного значения" и в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В состав указанного объекта культурного наследия входят 12 строений ансамбля торговых рядов городского рынка постройки 1856 года, расположенные под внутренними литерами В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, Х, Ш по адресу: г. Самара, Самарский район, 36 квартал, ул. Галактионовская, д. 29, 33, 35.
Строение под внутренней литерой Е по адресу: г. Самара, Самарский район, 36 квартал, ул. Галактионовская, д. 35, является поздним пристроем к первоначальным строениям торговых рядов под внутренними литерами Д и Ж, историко-культурной ценности собой не представляет и частью указанного объекта культурного наследия регионального значения не является.
Кроме того, земельный участок, испрашиваемый в собственность ООО "Приматорг", расположен в установленных Постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2012 N 243 границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1922-1924 годах датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот", расположенного по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, 21/ Венцека, 69.
Испрашиваемый ООО "Приматорг" земельный участок стоит на кадастровом учете под номером 63:01:0816006:13 в составе единого землепользования, стоящем на государственном кадастровом учете под номером 63:01:0000000:769.
Данная информация была установлена путем сравнения координат Х,У испрашиваемого ООО "Приматорг" земельного участка и координат Х,У земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816006:13.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Кроме того в данной статье предусмотрено, что одним из видов объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
Согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат, выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Данная редакция статьи 54 закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 действовала до 22.01.2015.
Вместе с тем, с 22.01.2015 (после вступления в силу изменений, внесенных в данный закон законом N 315-ФЗ от 22.10.2014, аналогичная норма содержится в пункте 14 статьи 48 данного закона.
Согласно части 14 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЭ памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Таким образом, федеральным законом N 73-ФЗ от 25.06.2002 предусмотрен случай, при котором не допускается выдел собственником своей доли в натуре.
Из приведенных норм закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 следует, что земельный участок, в границах которого расположен указанный объект культурного наследия регионального значения "Торговые ряды", должен находиться в общей собственности всех собственников указанных выше 12 строений, входящих в состав ансамбля, без выделения собственникам их долей в натуре.
При этом заявитель был уведомлен Министерством о том, что вопрос о предоставлении вышеуказанного земельного участка может быть рассмотрен при обращении всех собственников зданий, составляющих архитектурный ансамбль "Торговые ряды", с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность.
Между тем, предоставление спорного земельного участка заявителю в любом случае сопряжено с разделом земельного участка в границах территории объекта культурного наследия регионального наследия "Торговые ряды".
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка общей площадью 779 кв. м, расположенного под объектом недвижимости ООО "Приматорг" по адресу: г. Самара, Галактионовская, 35, по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка N 12-1/1355/14 от 21.08.2014, являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2015 года по делу N А55-28439/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2015 N 11АП-7920/2015 ПО ДЕЛУ N А55-28439/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2015 г. по делу N А55-28439/2014
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Приматорг" - представителя Денисовой М.Ю., доверенность от 30.01.2015,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
от Министерства культуры Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Приматорг" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2015 года по делу N А55-28439/2014 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приматорг", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства культуры Самарской области, г. Самара, о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Приматорг" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик), выразившихся в отказе в предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка общей площадью 779 кв. м, расположенного под объектом недвижимости ООО "Приматорг" по адресу: г. Самара, Галактионовская, 35, по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка N 12-1/1355/14 от 21.08.2014; о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-28439/2014 в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Приматорг" путем нового рассмотрения заявления ООО "Приматорг" от 11.06.2014 N 12-1/1355/14 и путем проведения в установленном законом порядке процедуры предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, д. 35.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Приматорг" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что материалами дела не подтверждается включение нежилого здания с литерами Д, Е, Ж по адресу г. Самара, ул. Галактионовская, д. 35, как самостоятельного объекта культурного наследия, в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Приматорг" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации городского округа Самара, Министерства культуры Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, выступлений представителя общества с ограниченной ответственностью "Приматорг", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "Приматорг" является собственником нежилого здания, литеры Д, Е, Ж, общей площадью 745,90 кв. м, условный номер объекта 63:01:000000:0000 (0)//1:0027600: Д, Е, Ж//0001:09:0197:035:0:0, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 31 марта 1999 года сер. 63 N 0058410, и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31 марта 1999 года сделана запись о регистрации 63.01.11/1998.15878.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 779 кв. м расположен под указанным нежилым зданием.
Земельный участок площадью 782,7 кв. м ранее был предоставлен в аренду с правом выкупа в собственность ЗАО "Прима" на основании постановления Главы администрации г. Самары N 1875 от 29.12.1994.
26 июня 1998 г. между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и ЗАО "Прима" был заключен Договор N 31172 от 26.06.1998 аренды земельного участка с правом выкупа в собственность.
В дополнительном соглашении от 14.04.2004 к указанному договору аренды указано, что в связи с переходом права собственности на недвижимое имущество к ООО "Приматорг" арендатором земельного участка становится ООО "Приматорг".
На протяжении всего срока действия договора аренды ООО "Приматорг" регулярно вносило арендную плату за пользование испрашиваемым земельным участком.
11.06.2014 ООО "Приматорг" обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением вх. N 12-1/1355/14 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, д. 35, площадью 779,00 кв. м, под магазин.
Уведомлением об отказе в предоставлении земельного участка от 21.08.2014 N 12-1/1355/14 Министерство со ссылкой на положения ч. 2 ст. 54 Федерального закона N 73-ФЗ отказало в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, указав, что земельные участки, в границах которых расположены памятники и ансамбли, разделу не подлежат.
Заявитель, полагая, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении спорного земельного участка, противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок указанные лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, ООО "Приматорг" является собственником нежилого здания, литеры Д,Е,Ж, общей площадью 745,90 кв. м, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Однако, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории объекта культурного наследия, суд сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 предусмотрено, что министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. Руководствуясь пунктом 2.4 Порядка министерство направило запрос в министерство культуры Самарской области с просьбой сообщить, является ли принадлежащее ООО "Приматорг" здание объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, установлены ли зоны охраны данного здания в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также входит ли испрашиваемый земельный участок в границы указанных зон охраны, какой режим использования земли (ограничивающий или запрещающий хозяйственную деятельность) установлен в соответствующей зоне охраны.
Согласно ответу министерства культуры Самарской области от 01.08.2014 N МИ-26-04/4703 два строения под внутренними литерами Д, Ж, принадлежащие ООО "Приматорг" на праве собственности, являются частью объекта культурного наследия регионального значения "Торговые ряды", принятого на государственную охрану Постановлением Главы администрации Самарской области от 27.03.1992 N 77 "О постановке на государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры местного значения" и в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В состав указанного объекта культурного наследия входят 12 строений ансамбля торговых рядов городского рынка постройки 1856 года, расположенные под внутренними литерами В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, Х, Ш по адресу: г. Самара, Самарский район, 36 квартал, ул. Галактионовская, д. 29, 33, 35.
Строение под внутренней литерой Е по адресу: г. Самара, Самарский район, 36 квартал, ул. Галактионовская, д. 35, является поздним пристроем к первоначальным строениям торговых рядов под внутренними литерами Д и Ж, историко-культурной ценности собой не представляет и частью указанного объекта культурного наследия регионального значения не является.
Кроме того, земельный участок, испрашиваемый в собственность ООО "Приматорг", расположен в установленных Постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2012 N 243 границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1922-1924 годах датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот", расположенного по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, 21/ Венцека, 69.
Испрашиваемый ООО "Приматорг" земельный участок стоит на кадастровом учете под номером 63:01:0816006:13 в составе единого землепользования, стоящем на государственном кадастровом учете под номером 63:01:0000000:769.
Данная информация была установлена путем сравнения координат Х,У испрашиваемого ООО "Приматорг" земельного участка и координат Х,У земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816006:13.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Кроме того в данной статье предусмотрено, что одним из видов объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
Согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат, выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Данная редакция статьи 54 закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 действовала до 22.01.2015.
Вместе с тем, с 22.01.2015 (после вступления в силу изменений, внесенных в данный закон законом N 315-ФЗ от 22.10.2014, аналогичная норма содержится в пункте 14 статьи 48 данного закона.
Согласно части 14 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЭ памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Таким образом, федеральным законом N 73-ФЗ от 25.06.2002 предусмотрен случай, при котором не допускается выдел собственником своей доли в натуре.
Из приведенных норм закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 следует, что земельный участок, в границах которого расположен указанный объект культурного наследия регионального значения "Торговые ряды", должен находиться в общей собственности всех собственников указанных выше 12 строений, входящих в состав ансамбля, без выделения собственникам их долей в натуре.
При этом заявитель был уведомлен Министерством о том, что вопрос о предоставлении вышеуказанного земельного участка может быть рассмотрен при обращении всех собственников зданий, составляющих архитектурный ансамбль "Торговые ряды", с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность.
Между тем, предоставление спорного земельного участка заявителю в любом случае сопряжено с разделом земельного участка в границах территории объекта культурного наследия регионального наследия "Торговые ряды".
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка общей площадью 779 кв. м, расположенного под объектом недвижимости ООО "Приматорг" по адресу: г. Самара, Галактионовская, 35, по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка N 12-1/1355/14 от 21.08.2014, являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2015 года по делу N А55-28439/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)