Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.08.2014 ПО ДЕЛУ N А72-14065/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу N А72-14065/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Резниченко Ю.А. (по доверенности от 10.09.2013, б/н),
ответчика - Аладиной Д.П. (по доверенности от 26.06.2014 N 74-01-12),
третьего лица - Аладиной Д.П. (по доверенности от 10.07.2014 N 17110-14),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Пятый элемент", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.02.2014 (судья Тимофеев В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Туркин К.К., Бажан П.В.)
по делу N А72-14065/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Пятый элемент" (ИНН 7327056692, ОГРН 1107327004586) к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, с участием третьего лица - Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Пятый элемент" (далее - ООО "УК - Пятый элемент", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска (далее - ответчик) о признании незаконным отказа Администрации в выборе земельного участка, выраженного в письме от 26.07.2013 N 6580-01, о признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в не проведении действий по выбору земельного участка для строительства объекта социального и коммунально-бытового назначения, расположенного восточнее здания N 24 по ул. Самарская в Засвияжском районе г. Ульяновска (площадь испрашиваемого участка - 320,0 кв. м, площадь проектируемого здания - 120.0 кв. м), об обязании ответчика в полном соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ульяновска выполнить действия по выбору земельного участка для строительства объекта социального и коммунально-бытового назначения, расположенного восточнее здания N 24 по ул. Самарская в Засвияжском районе г. Ульяновска (площадь испрашиваемого участка - 320,0 кв. м, площадь проектируемого здания -120.0 кв. м).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014, заявленные ООО "УК - Пятый элемент" требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении его заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ООО "УК - Пятый элемент" доводы кассационной жалобы поддержал, представитель Администрации города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Принимая во внимание, что решением Ульяновской городской думы от 25.12.2013 N 201 Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска реорганизован в форме присоединения к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, переименован на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, судебная коллегия считает необходимым произвести в порядке статьи 48 АПК РФ замену Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на его процессуального правопреемника.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "УК - Пятый элемент" 26.06.2013 обратилось в Администрацию города Ульяновска с заявлением о выборе земельного участка для строительства объекта социального и коммунально-бытового назначения (спортивного комплекса), расположенного восточнее здания N 24 по ул. Самарская в Засвияжском районе г. Ульяновска (площадь испрашиваемого участка- 320,0 кв. м, площадь проектируемого здания -120.0 кв. м).
Письмом от 26.07.2013 N 6580-01 Администрация города Ульяновска сообщила, что при размещении объекта в его границы санитарно-защитной зоны попадает существующий индивидуальный жилой дом, также по испрашиваемому земельному участку проходят электросети, линии электропередачи, подпадает охранная зона канализации. Обеспечить выбор земельного участка по указанному адресу для размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения не представляется возможным.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "УК - Пятый элемент" в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По смыслу приведенных норм на этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в заявлении, на участке, выбранном для строительства. Осуществление мероприятий по выбору земельного участка является невозможным в случае наличия непреодолимых препятствий для такого выбора, обусловленных, имеющимися в пределах соответствующей территории, экологическими, градостроительными и иными условиями использования данной территории.
В силу статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, заявление лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства должно отвечать требованиям пункта 1 статьи 31 ЗК РФ.
В силу части 2 статьи 31 ЗК РФ выбор земельного участка для строительства объекта капитального строительства может быть осуществлен лишь при наличии возможности размещения данного объекта в пределах испрашиваемой территории исходя из сложившихся экологических, градостроительных и иных условий ее использования.
Суды установили, что заявитель, обращаясь с заявлением о выборе земельного участка для строительства объекта социального и коммунально-бытового назначения (спортивного комплекса), расположенного восточнее здания N 24 по ул. Самарская в Засвияжском районе г. Ульяновска (площадь испрашиваемого участка - 320,0 кв. м, площадь проектируемого здания - 120.0 кв. м), имел в виду земельный участок, обозначенный на приложенной к заявлению от 26.06.2013 схеме. В указанном случае испрашиваемый земельный участок будет располагаться на проезжей части по улице Самарской между домами 24 и 25.
Поскольку, как установлено судами, при обращении за выбором земельного участка общество просило предоставить земельный участок указанного размера в указанном месте, который был определен адресно и на схеме, у администрации не было возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка и (или) изменения площади испрашиваемого участка, в том числе ее уменьшения.
С учетом изложенного, применительно к обстоятельствам данного дела, судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ принят в соответствии с действующим земельным законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, в связи с чем сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу N А72-14065/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
В.А.КАРПОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)