Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2014 ПО ДЕЛУ N А19-6430/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. по делу N А19-6430/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ангарска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2014 года по делу N А19-6430/2014 (суд первой инстанции - Габескирия М.Н.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибреактив" (ИНН 3801054645, ОГРН 1023800520556, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, далее - кадастровая палата) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:041204:0101, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 7, сооружение 40, общей площадью 7 612 кв. м, определенную по состоянию на 01.01.2012, равной рыночной - в размере 1 301 956 руб.; об обязании Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, применяемую для целей налогообложения с кадастровым номером 38:26:041204:0101, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 7, сооружение 40, общей площадью 7 612 кв. м, определенную по состоянию на 01.01.2012, равной рыночной - в размере 1 301 956 руб.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Иркутской области (ИНН 3808163259, ОГРН 1073808005534, далее - правительство); Администрация Ангарского муниципального образования (ИНН 3801022058, ОГРН 1023800526056, далее - администрация Ангарского МО), Администрация города Ангарска (ИНН 3801079400, ОГРН 1053801125014, далее - администрация г. Ангарска).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2014 года по делу N А19-6430/2014 заявленные требования удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:26:041204:0101, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 7, сооружение 40, общей площадью 7 612 кв. м, определенную по состоянию на 01.01.2012, равной рыночной в размере 1 301 956 руб.
Суд обязал Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:041204:0101, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 7, сооружение 40, общей площадью 7 612 кв. м, определенной по состоянию на 01.01.2012, равной рыночной - в размере 1 301 956 руб.
Администрация города Ангарска обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя жалобы, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, который предусмотрен Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд должен был оставить исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Общество доводы жалобы оспорило по мотивам, изложенным в отзыве.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.08.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.02.2008 серии 38 АГ N 639287 Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "СИБРЕАКТИВ" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 612 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственного сооружения - железнодорожного пути ДОК-1 (450м), с кадастровым номером 38:26:041204:0101, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 7, сооружение 40.
Согласно отчету ООО "ПКФ САКУРА" от 27.01.2014 N 03-з/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:041204:0101, рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственного сооружения - железнодорожного пути ДОК-1 (450м), общей площадью 7612 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 7, сооружение 40, по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 301 956 руб.
ООО "Торговый Дом "СИБРЕАКТИВ" считает, что кадастровая стоимость значительно участка значительно завышена по сравнению с его рыночной стоимостью.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 31.12.2010) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, следует, что целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. При проведении работ по государственной оценке во внимание принимается большое количество факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков в определенном кадастровом квартале.
Обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, в соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию, то есть относится к исключительной компетенции субъектов оценочной деятельности. В соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний в состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.13 N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 года.
В подтверждение факта значительного превышения кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости ООО "Торговый Дом "СИБРЕАКТИВ" представлен в материалы дела отчет ООО "ПКФ САКУРА" от 27.01.2014 N 03-з/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:041204:0101, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственного сооружения - железнодорожного пути ДОК-1 (450м), общей площадью 7612 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 7, сооружение 40, по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 301 956 руб.
Обосновывая заявленное требование, ООО "Торговый Дом "СИБРЕАКТИВ" ссылается на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью существенно затрагивает интересы истца.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Следовательно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Из материалов дела следует, что ответчик возражений в отношении установленной ООО "ПКФ САКУРА" в отчете от 27.01.2014 N 03-з/14 рыночной стоимости земельного участка не представил, указав на необходимость предоставления положительного экспертного заключения на отчет от 27.01.2014 N 03-з/14.
В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92, в силу ст. 12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, -достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N 10761/11 правовой позиции, статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в связи с чем позиция органа кадастрового учета о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора вследствие того, что последний не оспаривал кадастровую стоимость в административном порядке, не основана на нормах материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В целях подтверждения достоверности, обоснованности и соответствия представленного отчета, требованиям, предусмотренным статьями 10, 11 Закона об оценочной деятельности, истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение Экспертного Совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 248/2014 от 06.03.2014.
В соответствии со статьей 17.1. Закона об оценочной деятельности, для целей данного закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов Саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)".
Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", г. Иркутск проведена проверка соответствия отчета от 27.01.2014 N 03-з/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:041204:0101, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственного сооружения - железнодорожного пути ДОК-1 (450м), общей площадью 7612 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 7, сооружение 40" на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно положительному экспертному заключению Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" - Отчет ООО "ПКФ САКУРА", г. Иркутск N 03-э/14 от 27.01.2014 признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем, имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 38:26:041204:0101, в размере 1 301 956 руб.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании, исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в силу ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", удовлетворены судом первой инстанции на законных основаниях.
Довод заявителя жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора основан на неправильном толковании норм материального и процессуального права и подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Таким образом, указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в связи с чем позиция заявителя жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора вследствие того, что последний не оспаривал кадастровую стоимость в административном порядке, не основана на нормах материального и процессуального права.
Более того, в порядке абзаца второго части 2 статьи 268 АПК РФ истцом представлено в материалы дела решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.04.2014 N 4.16, тогда как с настоящим иском общество обратилось в суд 22.04.2014.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм права, в силу чего не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2014 года по делу N А19-6430/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)