Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2014 N 09АП-36126/2014 ПО ДЕЛУ N А40-128406/12

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. N 09АП-36126/2014

Дело N А40-128406/12

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.
при ведении протокола помощником судьи Марновой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2014
по делу N А40-128406/12 судьи С.О. Ласкиной (33-185)
по заявлению ООО "Альфа Транс"; ОАО "Внешнеэкономический консорциум"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Москомархитектура, ФГБУ ФКП Росреестра по Москве
о признании незаконным решений и обязании заключить договор
при участии:
- от заявителей: Человечков А.А., по дов. от 10.08.2012;
- от ответчика: Нагоргая М.Ю., по дов. от 27.12.2013;
- от 3-х лиц: 1) Кинчевский В.Г., по дов. от 21.04.2014, 2) не явился, извещен.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Транс" (далее - ООО "Альфа Траст") и Открытое акционерное общество "Внешнеэкономический консорциум" (далее - ОАО "ВК") обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений Департамента городского имущества города Москвы (ранее Департамент земельных ресурсов города Москвы), оформленных письмами от 02.07.2012 N 33-5-19734/12(0)-1 и N 33-5-19735/12(0)-1 об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка, а также обязании Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) выпустить и заключить с ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003041:4, расположенного по адресу: г. Москва, Спасский тупик, вл. 2, стр. 1.
Решением от 08.05.2013 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования, признав незаконными решения Департамента земельных ресурсов города Москвы оформленные исх. от 02.07.2012 N 33-5-19734/12(0)-1 и N 33-5-19735/12(0)-1 об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка. Суд первой инстанции также обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав заявителей путем выпуска и заключения с ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003041:4, расположенного по адресу: г. Москва, Спасский туп., вл. 2, стр. 1, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 решение Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2013 изменено, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" в установленном порядке, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московской округа от 28.11.2013 решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.05.2013 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. Суд кассационной инстанции указал оценить доводы Департамента о том, что в соответствии с Генеральным планом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 05.05.2010 N 17 (в редакции от 26.10.2011) "О Генеральном плане города Москвы" испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах улично-дорожной сети города Москвы, не подлежащей в силу закона приватизации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2014 признаны незаконными решения Департамента земельных ресурсов г. Москвы, оформленные письмами от 02.07.2012 N 33-5-9734/12(0)-1 и N 33-5-9735/12(0)-1 об отказе в оформлении договора купли-продажи на земельный участок. На Департамент городского имущества г. Москвы (далее - ДГИ Москвы) судом первой инстанции возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителей ООО "Альфа Траст" и ОАО "Внешнеэкономический консорциум" в установленном порядке.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ДГИ Москвы подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование этого указывается, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий улично-дорожной сети, и что площадь участка значительно превышает площадь застройки здания.
Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица - ФГБУ ФКП Росреестра по Москве, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель ДГИ Москвы в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителей в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Москомархитектуры в судебном заседании поддержал правовую позицию ДГИ Москвы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Альфа Траст" и ОАО "Внешнеэкономический консорциум" в адрес Департамента земельных ресурсов города Москвы были направлены заявления N 33-5-9734/12(0)-0 от 25.06.2012 и заявление N 33-5-9735/12(0)-0 от 25.06.2012 соответственно об оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0003041:4, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Спасский туп., вл. 2, стр. 1, на котором расположено здание, принадлежащее на праве собственности в долях обществу ООО "Альфа Траст" (нежилое помещение, площадью 440, 5 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 19 сентября 2007 г. серия 77АД 333161) и обществу ОАО "Внешнеэкономический консорциум" (нежилое помещение, площадью 823,1 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 31 октября 2009 г. серия 77АЖ 569467).
Департаментом земельных ресурсов города Москвы 02 июля 2012 года принято решение N 33-5-9734/12(0)-1 и решение N 33-5-9735/12(0)-1 соответственно об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка со ссылкой на пересечение границ вышеуказанного земельного участка с границами красных линий существующей улично-дорожной сети по Спасскому тупику и необходимостью корректировки границ испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с вынесенным отказом ответчика по основаниям, изложенным в заявлении, считая свои права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушенными, заявители обратились в Арбитражный суд города Москвы.
Материалами дела установлено, что заявителям принадлежит на праве собственности здание: ООО "Альфа Траст" - нежилое помещение, площадью 440, 5 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 19 сентября 2007 г. серия 77АД 333161 и ОАО "Внешнеэкономический консорциум" - нежилое помещение, площадью 823,1 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 31 октября 2009 г. серия 77АЖ 569467.
Земельный участок площадью 1236 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Спасский тупик, вл. 2, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0003041:4 предоставлен ОАО "Внешнеэкономический консорциум" на основании договора аренды от 28.11.1994 N М-01-001349 для эксплуатации прочих земель административно-управленческих учреждений и общественных организаций. В настоящее время указанный договор является действующим.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Нормой ст. 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942).
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Основания для отказа в выкупе земельного участка лицу, являющемуся собственником находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений, предусмотрены статьей 27, пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, статьей 70.1 ЗК РФ. Такими основаниями являются: изъятие земельного участка из оборота; ограничение земельного участка в обороте; резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке пункта 1 статьи 36 ЗК РФ законом не предусмотрено.
Вместе с тем, спорный земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения оборота спорного земельного участка отсутствовали, доказательств запрета на предоставление земельного участка в аренду не представлено.
Доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном ст. 70.1 ЗК РФ и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того, в материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003041:14 без указаний на наличие пересечений с границами других земельных участков, относящихся к улично-дорожной сети.
В обоснование оспариваемых отказов и доводов апелляционной жалобы Департамент указывает на тот факт, что в соответствии с Генеральным планом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 05.05.2010 N 17 (в редакции от 26.10.2011) "О Генеральном плане города Москвы" испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах улично-дорожной сети города Москвы, не подлежащей в силу закона приватизации.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, оценив указанные доводы Департамента, пришел к правомерному выводу об отсутствии законных оснований у Департамента для отказа в предоставлении в собственность ООО "Альфа Транс" и ОАО "Внешнеэкономический консорциум" земельного участка, расположенного по адресу с кадастровым номером 77:01:0003041:4, расположенного по адресу: г. Москва, Спасский туп., вл. 2, стр. 1.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ст. ст. 23, 24 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Как верно указано в решении суда первой инстанции, перечень существующих земельных участков улично-дорожной сети города Москвы утверждается и содержится в Законе города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Участок УДС с адресным ориентиром Спасский тупик в Перечне отсутствует, равно как и сам спорный участок с кадастровым номером 77:01:0003041:4. Не представлено ответчиком также картографических материалов, являющихся приложением к Генеральному плану города Москвы.
Таким образом, ссылка ответчика на Генеральный план города Москвы правомерно отклонена судом первой инстанции в силу отсутствия земельного участка со сформированными границами, учтенного в кадастре и утвержденного постановлениями Правительства Москвы и Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции в своем решении, Генеральный план города Москвы утвержден в 2010 году, земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2007 году, в то время как право собственности на нежилые помещения зарегистрированы за заявителями в 2004 и в 2008 соответственно. При этом при утверждении Генерального плана г. Москвы права и интересы собственников нежилых помещений и арендаторов земельных участков не учтены.
Доказательства обратного ответчиком не представлено.
Также Департамент городского имущества указывает на несоразмерность площади земельного участка для эксплуатации здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Вместе с тем, Департамент городского имущества, заявляя указанный довод, не приводит своих расчетов иных обоснований, не указывает размеры земельного участка, подлежащего продаже заявителям, не доказывают несоблюдение норм отвода земель в случае предоставления заявителям земельного участка в испрашиваемом размере.
В пункте 2 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Предельные размеры испрашиваемого земельного участка с разрешенным использованием для эксплуатации прочих земель административно-управленческих учреждений и общественных организаций законодательством не регламентируется.
Как усматривается из кадастрового паспорта здания и плана земельного участка, выданных Центральным ТБТИ города Москвы 12.04.2012 и 27.03.2012 соответственно, здание, принадлежащее заявителям, введено в эксплуатацию в 1916 году, земельный участок обособлен оградой, совпадающей с контурами земельного участка, то есть землепользование спорного земельного участка осуществляется в целях эксплуатации здания заявителей.
Таким образом, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемых отказов Департамента и отсутствия него оснований для отказа в предоставлении в собственность ООО "Альфа Транс" и ОАО "Внешнеэкономический консорциум" земельного участка, расположенного по адресу с кадастровым номером 77:01:0003041:4, расположенного по адресу: г. Москва, Спасский туп., вл. 2, стр. 1.
При таких основаниях апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:
































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)