Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N ***20619

Требование: О признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о местоположении границы и площади земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель полагает, что не имелось законных оснований для приостановления осуществления кадастрового учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N ***20619


Судья Коляда В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Соколовой Н.М., Черных И.Н.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты> на решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению С., П.Н., П.Д. о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты> о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя С., П.Н., П.Д. - У., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты> - К.,

установила:

Заявители С., П.Н., П.Д. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты> о приостановлении осуществления кадастрового учета. Просили суд признать незаконным решение ведущего инженера отдела кадастрового учета <данные изъяты> Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по <данные изъяты> Н. от <данные изъяты> о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить допущенное нарушение закона и осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о местоположении границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010209:694, расположенного по адресу <данные изъяты>, д. Дракино.
Заявители пояснили, что на основании решения Серпуховского городского суда от 17.07.2012 г. в порядке наследования они являются собственниками жилого дома и земельного участка площадью 2900 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Дракино, <данные изъяты>. С. принадлежит 1/2 доля жилого дома и 1/2 доля земельного участка, П.Н. и П.Д. принадлежит по 1/4 доли каждому жилого дома и земельного участка. Земельный участок стоит на государственной кадастровом учете, как ранее учтенный и имеет кадастровый номер 50:32:0010209:694, граница участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлена. В целях установления границ данного земельного участка, уточнения его площади, были проведены межевые работы, по результатам которых было установлено, что фактическая площадь земельного участка, обозначенная на местности ограждением в виде деревянного забора составляет 3418 кв. м, что соответственно превышает юридическую площадь на 518 кв. м. Граница земельного участка по фактическому пользованию была согласована со смежными землепользователями. Споров и возражений по границе земельного участка заявлено не было. 01.04.2014 г. они обратились в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по <данные изъяты> с заявлением об учете изменений сведений о земельном участке в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с подготовленным ПК "Инженер" межевым планом. Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по <данные изъяты> от 10.04.2014 г. приостановлено осуществление кадастрового учета изменений земельного участка на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Решение о приостановлении мотивировано тем, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ участка, например с использованием картографической основы, либо карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактической местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет. С указанным решением они не согласны, считают его незаконным и нарушающим их права. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Из оспариваемого решения невозможно определить, в чем состоит несоответствие межевого плана и/или представленных на кадастровый учет документов. Данным Федеральным законом не утверждены обязательные требования к форме и содержанию раздела межевого плана "заключения кадастрового инженера". Вывод кадастровой палаты об отсутствии в межевом плане сведений, подтверждающих фактические границы участка с использованием картографической основы, карт (планов), является необоснованным. Границы земельного участка определены кадастровым инженером в соответствии с существующим на местности ограждением, согласованы с заинтересованными лицами. Таким образом, в межевом плане содержится документ (акт согласования и установления границы участка), подтверждающий фактическую границу земельного участка. Действующим ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предоставления картографических планов, карт, требуемых кадастровой палатой, не предусмотрено. С учетом положения данного федерального закона местоположение фактических границ земельного участка определяется в соответствии с подписанным с заинтересованными лицами актом согласования и установления границы участка. Кроме того, согласно письму ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 18.03.2013 г. N 10-07772-кл исходя из положений п. 70.1 Требований, в разделе "Заключение кадастрового инженера" допускается привести обоснование фактического местоположения уточняемых границ земельного участка без ссылки на используемые кадастровым инженером карты (планы). Следовательно, ссылка Кадастровой палаты о необходимости предоставления картографической основы ГКН или фотопланов местности, с учетом вышеуказанного письма незаконна и необоснованна. Согласно ч. 7 ст. 38 "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Частью 1 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельных участком подлежит в установленном настоящим ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласно ч. 1 ст. 40 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. С учетом положения данных норм, был подготовлен акт согласования границ земельного участка, согласованный в установленном порядке, оснований сомневаться в подлинности данного акта и верности определения границ земельного участка не имеется. При этом, в соответствии с вышеприведенными требованиями Кадастровой палаты кадастровый инженер в своем заключении привел обосновывающий вывод о местоположении фактических границ уточняемого земельного участка со ссылкой на фотопланы сельских населенных пунктов <данные изъяты> (аэрофотосъемка) масштаба 1:2000. Увеличение фактической площади земельного участка (3418 кв. м) по сравнению с его юридической площадью (2900 кв. м) не превышает установленный на территории Серпуховского муниципального района на основании Решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 23.09.2009 г. <данные изъяты> минимальный предельный размер земельных участков, представляемых гражданам в собственность (600 кв. м). Заявители полагают, что у кадастровой палаты не имелось законных оснований для приостановления осуществления кадастрового учета изменений границ и площади земельного участка.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" возражал против заявленных требований, пояснил, что заявителями были представлены заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости <данные изъяты> от 01.04.2014 г., по результатам проверки выявлено, что в разделе "Заключение кадастрового инженера" отсутствует обоснование выявленного расхождения сведений о фактической площади земельного участка сведениям государственного кадастра недвижимости (исходя из сведений реквизита "4" раздела "сведения об уточняемых земельных участках и их частях" площадь земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010209:694 уточняется с 2900 кв. м до 3418 кв. м) В межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010209:694 (например, с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости или фотопланов масштаба 1:5000 и крупнее). В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Решением Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> суд признал незаконным решение ведущего инженера отдела кадастрового учета <данные изъяты> Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по <данные изъяты> Н. от <данные изъяты> N МО-14/РКФ-212091 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка и обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить допущенное нарушение закона и осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о местоположении границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010209:694, расположенного по адресу <данные изъяты>, д. Дракино.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты> просит об отмене решения суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела, на основании решения Серпуховского городского суда от 17.07.2012 г. С., П.Н., П.Д. являются собственниками жилого дома и земельного участка площадью 2900 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Дракино, <данные изъяты>. С. принадлежит 1/2 доля жилого дома и 1/2 доля земельного участка, П.Н. и П.Д. принадлежит по 1/4 доли каждому жилого дома и земельного участка.
01.04.2014 г. С., П.Н., П.Д. обратились в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по <данные изъяты> с заявлением об учете изменений сведений о земельном участке в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с подготовленным ПК "Инженер" межевым планом.
Решением ведущего инженера отдела кадастрового учета <данные изъяты> Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по <данные изъяты> Н. от 10.04.2014 г. N МО-14/РКФ-212091 приостановлено осуществление кадастрового учета изменений земельного участка на основании пункта 5 части 2 статьи 26 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в решении должностного лица указано, что в представленном межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ участка, например с использованием картографической основы, либо карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактической местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет (л.д. 10).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям закона.
Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 64 Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты> "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в Реестр объектов недвижимости вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); кадастровые номера смежных земельных участков; дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).
Как видно из представленного межевого плана кадастрового инженера Ч. в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводится обоснование фактического местоположения уточняемых границ земельного участка со ссылкой на используемые кадастровым инженером карты (планы).
Разрешая спор, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание довод ФГБУ ФКП "Росреестра" о том, что осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости обоснованно было приостановлено, т.к. межевой план не содержит сведений о фактическом местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N 50:32:0010209:694 (документ подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ данного земельного участка), поскольку в соответствии с п. 67 Приказа Минэкономразвития РФ от <данные изъяты> N 412 "Об утверждении межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Разрешая спор суд первой инстанции указал, что требование ФГБУ ФКП "Росреестра" о предоставлении фотоплана местности масштаба 1:5000 и крупнее и приостановление осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, являются незаконными.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, т.к. они не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, не основана на правильном применении норм материального права.
Из материалов дела, видно, что в представленном для государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010209:694 межевом плане отсутствуют картографические материалы, фотопланы или иные документы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка и подтверждающие заключение кадастрового инженера.
Согласно рекомендациям Минэкономразвития РФ от <данные изъяты> N 22781-ИМ/<данные изъяты> кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). Конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер.
В целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, указанных в приказе Минэкономразвития РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> "Об определении требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости".
По решению органа кадастрового учета сведения о самовольном занятии соответствующих земельных участков могут быть переданы для осуществления государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля.
Согласно Рекомендациям Минэкономразвития РФ в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.
Соответственно, судом первой инстанции неверно истолкованы и применены нормы материального права.
Заявителями не представлен в кадастровую палату фотоплан местности масштаба 1:5000 или крупнее, подтверждающий фактическое местоположение границ земельного участка на местности. Кроме того, в акте согласования местоположения границ земельного участка не указаны кадастровые номера и фамилии собственников смежных земельных участков (Л.Д. 67).
При таких обстоятельствах суд необоснованно удовлетворил требования, заявленные С., П.Н., и П.Д.
Допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, что служит основанием для отмены решения суда.
Учитывая, что по делу установлены все обстоятельства, необходимые для рассмотрения дела, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым отказать С., П.Н. и П.Д. в удовлетворении требований о признании незаконным решения ведущего инженера отдела кадастрового учета <данные изъяты> Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по <данные изъяты> Н. от <данные изъяты> N МО-14/РКФ-212091 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить допущенное нарушение закона и осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о местоположении границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010209:694, расположенного по адресу <данные изъяты>, д. Дракино.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать С., П.Н. и П.Д. в удовлетворении требований о признании незаконным решения ведущего инженера отдела кадастрового учета <данные изъяты> Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по <данные изъяты> Н. от <данные изъяты> N МО-14/РКФ-212091 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить допущенное нарушение закона и осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о местоположении границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010209:694, расположенного по адресу <данные изъяты>, д. Дракино.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)